Поурочный план на тему Роль права в жизни человека, общества и государства

КОНСПЕКТ УРОКА.
Урок1
Тема: РОЛЬ ПРАВА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
Цель: сформировать представление учащихся о том, что такое право и какова его роль в жизни общества, человека и государства.
Учащиеся должны знать:
мораль и право неразрывно взаимосвязаны;
право связано с юридическими законами и с государством;
право - это система общеобязательных правил поведения, установленных государством.
Учащиеся должны понимать, что такое:
право;
мораль;
3)государство;
договорная теория права;
теория естественного права;
теологическая теория права;
признаки права.
Учащиеся должны уметь:
называть основные признаки права;
объяснять его отличие от других социальных норм;
комментировать некоторые определения права;
характеризовать теории права;
аргументировать свои ответы.
Тип урока – комбинированный.
Ход урока
I. Изучение нового материала.
ПЛАН
Право – искусство
справедливости и добра.
Древнеримское изречение
1. Понятие права.
2.Теории происхождения права.
3.Основные черты и признаки права.
1. Мыслители полагали, что в основе права лежат мера справедливости и добра, мера свободы человека в обществе и в то же время человеческой несвободы.
Право как бы определяет ту границу, за пределы которой не может выходить человек и государство.


















С зарождением человеческой цивилизации, становлением первых государств происходит осмысление сути и назначения права. Но до сих пор среди ученых идет спор о том, что возникло раньше - государство или право.
Некоторые полагают, что право старше государства, так как оно возникло еще в эпоху первобытности и стало выражением потребности человека уживаться с себе подобными. Жизнь людей обязательно должна быть упорядочена, урегулирована. Древнейшее право возникло в виде религиозных табу, заповедей, обычаев, традиций,, которые сформировались в результате накапливания различных норм взаимодействия людей в труде и в быту. Эти нормы передавались из поколения в поколение. Такое право не было записано, получило название «обычное право».
Некоторые юристы полагают, что «истинное право» возникло только в эпоху формирования государства. Государственная власть установила законы для того, чтобы регулировать общественную жизнь. Государство должно было обеспечить действенную силу права, подкрепив ее силой государственного принуждения. Право обрело форму законов, то есть оно стало записанным, облеченным в четко фиксированную форму. Государство гарантирует реализацию права, охраняет его от нарушений.
Формирование права шло несколькими путями:
Государство санкционировало обычаи, которые сложились в родовом обществе, принуждая людей к их исполнению.
Государство создавало специальные органы, ответственные за существо-вание в обществе справедливых и обязательных для всех правил поведения.
3)Государство само издавало специальные нормативные акты.
Право носит оценочный характер, являясь нормативно закрепленной справедливостью. Государство опирается на право, формирует и издает законы, в которых отражаются общественные представления о правомерном и неправомерном, дозволенном и запрещенном.
- Как бы вы ответили на вопрос: что старше - право или государство?
2. Теории происхождения права.
Теория божественного происхождения права. Фома Аквинский оп ределял закон как общее правило для достижения поставленной цели и раз делил законы на божественные и человеческие. Суть рассуждений Фомы Аквинского сводилась к тому, что все предписания человеческого закона вытекают из Божьей воли и разума. Право представляется божественной справедливостью и окружается ореолом святости.
Теория естественного права. Законы, принимаемые в государстве, должны быть естественными, то есть опираться на природное начало и, прежде всего, на природу самого человека, в мире которого существует закон. Источником права признается разум.
Софисты полагали, что законы воплощают высшую справедливость. Справедливость заключается в том, чтобы «не нарушать законы государства, в котором состоишь гражданином».
Историческая школа права. Право возникло из потребности разрешения споров. В основе правовых норм реальные столкновения, противоречия, пронизывающие общественную жизнь. Право должно соответствовать духу эпохи, то есть правовые нормы могут изменяться в процессе общественного развития.
Сторонники позитивной теории считали, что право представляет собой нормы, установленные государством и направленные на удовлетворение интересов человека. Иеремия Бентам - основоположник этой теории - писал: «Главное назначение права - в ограждении индивида отстраданий».
Реалистическая теория права. Роберт Иеринг считал, что сила является матерью права; право - это право силы и сильного. В основу положен конфликт, идущий в реальной жизни.
6) Нормативистская теория права. Право есть принудительный норма-тивный порядок, модель поведения людей. Мы должны вести себя так, как установлено законами.
Психологическая теория права. Правовые начала коренятся в психике человека.
Марксистская теория. Право есть воля господствующего класса, возве-денная в закон.
3. Основные черты и признаки права.
1) Нормативность. Право состоит из норм, то есть правил общего харак-тера, адресованных всем людям.
Общеобязательность. Правовые нормы регулирует поведение всех членов общества и обязательны для исполнении питыми пицами и организа-циями.
Формальная определенность. Правовые нормы выряжены в письменной форме и закреплены в различных источниках права.
Системность. Все правовые нормы логически взаимосвязаны, они вытекают одна из другой, образуя целостную систему законодательства.
5) Гарантированность государства. Реализация правовых норм обеспе-чена принудительной силой государства.
6) Многократность применения. Нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев.
4. Функции права.
Регулятивная. Право воздействует на поведение человека правовыми средствами.
Ограничительная. Право способно охранять основы существующего строя.
Гуманистическая. Право смягчает возникающие в обществе противоречия и конфликты.
Идеологическая. Право способно формировать в общественном сознании представления о необходимых и желательных правилах поведения.
Воспитательная. Право развивает в людях чувства справедливости, добра, гуманности.
П. Закрепление.
1. Прокомментируйте следующие определения права:
а) Право - воля господствующего класса, возведенная в закон.
6) Право - совокупность норм, установленных или санкционированных государством, общеобязательных и обеспечиваемых силой государственного принуждения.
в) Право - мера свободы и справедливости.
г) Право-это сила.
Какое из данных определений права вы назвали бы универсальным, соответствующим современному толкованию?
2.Какую из теорий происхождения права вы разделяете? Ответ обоснуйте.
3.Почему человеку гораздо удобнее жить по законам, а не вопреки им? Какими должны быть юридические нормы, чтобы человек всегда им следовал? От чего зависит?
4. До недавнего времени самым малочисленным народом на Земле считали арикапо, прожинающих в районе Горанко (бассейн Амазонки). Этот народ насчитывал всего 14 человек: 5 мужчин, 4 женщины, 5 детей. Эти люди общались на споем языке, имели свою территорию, традиции, живя весьма обособленно от Бразилии и других стран. Можно ли говорить, что в рамках этого коллектива есть потребность в правовом регулировании?
Домашнее задание: § 29.


ПРАВО

Совокупность общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством и им же обеспечиваемых

Это то, что мы с вами можем делать, чем мы обладаем, пользуемся. Это установ-ленная и гарантированная законом наша возможность вести себя определенным образом по отношению к обществу и государству



15