Презентация по внеурочной деятельности на тему Русские народные игры


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫПодготовила: учитель начальных классов Лунева Ю.В. ПРЯТКИ ПРЯТКИОбычно в прятки играют во дворе. А чтобы игра была интересной, старайтесь, чтобы вас было не больше десяти человек, иначе трудно и долго всех искать. Но и меньше, чем вчетвером, играть тоже не следует.Для начала надо всем сообща договориться, дальше каких мест нельзя прятаться. Например, не убегать за соседний дом или на улицу, не залезать в подвал и так далее. Затем все считаются, чтобы узнать, кто будет водить первым. Считаться вам придется только в начале игры, а дальше все пойдет само собой.Водящий становится лицом к стене или в какой-нибудь угол (это место называется «дом») и закрывает лицо руками. А мы даже иногда накрывали ему голову курткой или еще чем-нибудь, чтобы не было соблазна подглядеть. Потом остальные тихонько разбегаются в разные стороны и прячутся.Спустя минуту или две водильщик спрашивает громко: «Пора?»Все, кто успел спрятаться, молчат, а кто еще не успел, отвечают: «Не пора».Так водильщик спрашивает до тех пор, пока ответом ему не будет полное молчание. Тогда он говорит: «Пора, не пора, иду со двора!» И идет искать.Всех найденных он громко называет по имени, они покидают свои убежища, направляются в «дом» и ждут, пока будет найден последний.Иногда бывает так, что всех нашел, а кого-то одного никак не удается найти. Все места осмотришь, а он как сквозь землю провалился! Но, в конце концов, находятся все. Тогда игра начинается снова, но водит уже тот, кого нашли первым.А если кто-то нарушил уговор и спрятался там, где нельзя, то его выключают из игры.Пока водильщик ищет, нельзя перебегать с одного места на другое, чтобы ему не приходилось по нескольку раз заглядывать в одно и то же место. Иначе игра может никогда не кончиться. КАЗАКИ - РАЗБОЙНИКИ КАЗАКИ - РАЗБОЙНИКИСамые лучшие места для игры те, где есть побольше кустов, деревьев, каких-нибудь оврагов, зарослей высокой травы и других укрытий. А чтобы все не разбрелись неизвестно куда, наметьте самую дальнюю границу, за которую нельзя убегать разбой-никам. Эта граница должна быть четко обозначена — дорога или тропинка, начало леса, речка, овраг, изгородь и тому подобные естественные ориентиры. Вполне достаточно, если место для игры будет в длину около полукилометра, а ширина может быть и меньше.Затем надо разделиться на две партии, по возможности, поровну. Разбойники тотчас разбегаются кто куда, мгновенно исчезают из глаз.А казаки первым делом должны выбрать подходящее место для «темницы», куда потом они будут приводить пойманных разбойников. Ну, например, возле дерева, куста, столба Потом казаки расходятся во все стороны на поиски разбойников. Учтите, что разбойника надо не только найти или увидеть, но еще и догнать, и запятнать.Как только первый из разбойников попался, поймавший его казак отводит пленного в темницу. Ведет он его, взяв за руку или за рукав, причем пленный разбойник должен идти смирно — вырываться он не имеет права. Иначе будут только рваные рубахи... КАЗАКИ - РАЗБОЙНИКИГлавное же правило игры заключается в том, что разбойники могут выручать попавших в беду товарищей. Если, например, кого-то ведут в темницу, то любой разбойник может подбежать и запятнать казака, и казак обязан отпустить пленного, и оба разбойника убегают прятаться снова.Но и казак, если он расторопный, может ухитриться первым запятнать разбойника, попытавшегося вызволить своего товарища. Если сумеет запятнать, то освобождение не считается, и сам освободитель тоже попадает в плен. Разбойники могут освобождать своих товарищей даже из темницы. Только для этого им нужно запятнать уже не сторожевого казака, а самого пленного. Игра заканчивается, когда всех переловят и в темницу посадят. А если еще не наигрались, то партии меняются своими названиями. ГУСИ - ЛЕБЕДИ ГУСИ - ЛЕБЕДИ«Гуси-лебеди» — игра летняя. И желательно, чтобы была трава, на которой всегда гуси пасутся.Величина «поля» в длину шагов сорок, а в ширину не меньше двадцати. Но если вам исполнилось уже лет по десять или когда очень много игроков соберется, то место для игры выбирайте побольше — шагов пятьдесят в длину и шагов двадцать пять в ширину,Перед игрой на одном конце поля надо наметить «дом», где живет хозяйка со своими гусями. Это место отделите от поля чертой, проведенной на земле. Затем шагах в двадцати пяти от дома, то есть чуть дальше середины поля, на его краю под воображаемой «горой» обозначьте «логовище», где будет сидеть волк. А дальше, шагах в десяти от логовища и до конца поля, будет пастбище для гусей. Его можно не очерчивать, а просто положить по краям поля по камню или воткнуть по палке. Часть поля за ними и будет пастбищем. Все поле между домом и пастбищем должно быть ровным, чтобы по нему можно было бегать без опаски. Впрочем, можете сделать и проще: отшагать сколько надо, обозначив тремя любыми предметами дом, логово и пастбище, и сразу же играть. Теперь приступим к самой игре.Для начала посчитаемся и выберем главных действующих лиц — волка и хозяйку. Все, кто остался, и будут «гуси-лебеди».Хозяйка ведет гусей в дом, а волк отправляется «под гору» в свое логовище и сидит там до поры до времени.Дальше начинаются разговоры. Хозяйка спрашивает:- Гуси, гуси?Гуси дружно отвечают: - Га-га-га.- Есть хотите?- Да-да-да!- Ну летите... — разрешает хозяйка и, помахивая хворостинкой, гонит гусей в поле.Гуси, махая крыльями, радостно бегут мимо волка на пастбище. А хозяйка возвращается домой.Гуси разбредаются по пастбищу и пасутся некоторое время, покрикивая, переговариваясь между собою: «Га-га? Га-га-га?» — и с опаской поглядывая на сидящего в логове волка. ГУСИ - ЛЕБЕДИСпустя примерно минуту хозяйка кличет их:- Гуси-лебеди, домой!Гуси останавливаются и отвечают:- Мы боимся!- Почему?- Серый волк под горой!- Что он делает?- Гусей щиплет.- Каких? - Сереньких да беленьких.Тут хозяйка начинает сердиться на боязливых гусей и строго приказывает:- Гуси-лебеди, домой!Делать нечего, и гуси, растопырив крылья, летят к дому. Но и волк, заслышав хозяйкины слова, тотчас же выскакивает из логова и бросается наперехват — ловить гусей.Обычно больше одного гуся ему схватить не удается, а остальные благополучно прибегают домой.Игра заканчивается, когда волк поймает условленное количество гусей. ПУСТОЕ МЕСТО ПУСТОЕ МЕСТОВ эту игру можно играть и на улице, и в помещении — в общем, везде, где есть достаточно места, чтобы игрокам встать в кружок.Тут никто не проигрывает и не выигрывает, и закончить игру можно в любую минуту. Игроков должно быть не меньше, чем человек десять, а если соберется побольше, так еще лучше.Для начала посчитаемся и определим, кто первым будет водить. Если играете на переменке, то для экономии времени считайтесь простой считалкой, которая покороче.Все, кто вышли, становятся в круг и берутся за руки. Водящий идет не торопясь снаружи круга. Обходит раз, иногда и два, потом неожиданно хлопает кого-то по плечу или по спине и тотчас бросается бежать вперед.Вызванный, не мешкая ни секунды, отцепляется от соседей и старается побыстрее обежать круг навстречу водящему.Где-то на противоположной стороне круга они встречаются, пробегают мимо друг друга и несутся дальше, стремясь первым занять пустое место.Кто первым успел встать на это место и взяться за руки с соседями, тот остается в круге, а опоздавший начинает водить. Он идет по кругу (в ту же сторону, что и бежал перед этим), затем хлопает кого-то, бежит, и все повторяется сначала.Хотя игра и простая, но правила все-таки есть и тут.Водящий не может начинать бег прежде, чем он дотронулся до кого- то и вызвал его сбегать наперегонки. До этого он должен ходить.Обоим бегущим нельзя задевать круг или дотрагиваться до стоящих в круге, пока кто-нибудь из них не добежит до пустого места.Чтобы при встрече не столкнуться, бегущие следуют правилам дорожного движения и обегают друг друга справа. И последнее правило — если водящему не удалось первому занять пустое место, то он не должен вызывать наперегонки своего соперника, с которым только что бежал. И вообще надо стараться каждый раз вызывать нового игрока, чтобы все побегали. ЗМЕЙКА ЗМЕЙКАИграть в змейку можно только на большой и ровной площадке, земляной или песчаной, а еще лучше — на траве. На асфальте старайтесь не играть, так как при падении можно ушибиться. И еще одно условие — чтобы возраст играющих был примерно одинаков. Нельзя в змейку из больших ребят принимать малышей. Малыши могут водить свою змейку.Теперь о самой игре.Все становятся друг за другом, и каждый дает одну руку, например правую, переднему, а левую заднему игроку. Но встать надо одинаково, так, чтобы все были лицом в одну сторону. Образуется длинная вереница ребят.Впереди становится кто захочет, но он должен быть из тех, кто посильнее, так как ему придется тащить за собою всю змейку. Держаться за руки надо покрепче. Вожак спрашивает: «Готовы?» — «Готовы!» — отвечают ему. «Ну, держитесь!» — говорит вожак и начинает бежать вперед, сначала тихо, а потом все быстрее, увлекая за собой змейку. На бегу он заворачивает то в одну, то в другую сторону, то бежит зигзагом, в общем, крутит змейку как хочет. Может даже бежать по кругу или резко поворачивать назад. ЗМЕЙКА. А если вожак крикнет последнему, чтобы тот остановился, а сам подбежит к нему и пойдет от него расширяющимися кругами, то вся змейка завьется клубком, а когда движение дойдет до последнего и он потянется за змейкой — она сама собою раскрутится. Совсем интересно получается, когда вожак, замедлив ход и поворотив назад, нагибается и проходит под руками кого-то из середины змейки, которые для этого должны поднять руки, конечно не расцепляя их. За вожаком в эти ворота пробегает вся змейка, включая и того, кто сам был этими воротами. Но для этого ему придется вывернуться, опять же не разнимая рук с соседями. Вот еще одна любопытная фигура: вожак, двигаясь по большому кругу, начинает по спирали все уменьшать круги. А дойдя до центра, поворачивает назад и идет между витками спирали обратно. Только расстояние между витками он должен делать достаточным, чтобы можно было выйти, никого не задевая. Да мало ли чего еще вы можете напридумывать! ГОРЕЛКИ
style.rotation ГОРЕЛКИИгра совсем простая и не очень утомительная. Поэтому в горелки можно играть после других, сложных и напряженных игр или когда соберется такая компания, где много девочек.Самое меньшее количество играющих — девять человек, то есть четыре пары и один «горельщик». В три пары играть уже неинтересно. Ну, а лучше всего, когда наберется от шести до десяти пар, то есть от 13 до 21 человека, включая горельщика. Как вы заметили, число участников всегда должно быть нечетным. Больше десяти пар играть тоже будет не так весело, поскольку каждой паре довольно долго придется ждать своей очереди. А вообще-то, конечно, если вас много и всем очень уж захочется побегать в горелки, то можно разбиться на две игры, только разойдитесь подальше, чтобы не мешать друг другу.Желательно, чтобы каждая пара составлялась из мальчика и девочки, тогда игра будет интереснее. Ну, а если поначалу в паре окажутся, например, два мальчика, то это ненадолго, так как во время игры пары беспрестанно перемешиваются. ГОРЕЛКИСчитаться, чтобы определить горельщика, я вам не советую — слишком долгая получится церемония. Лучше кто-нибудь добровольно станет «гореть» или, в крайнем случае, кто подошел последним, тому и водить.После того как нашелся горельщик, все остальные берутся попарно за руки и выстраиваются друг за другом на расстоянии одного шага.Горельщик становится впереди, шага на два-три от первой пары, спиной к ним. Как только он занял свое место, ему уже не разрешается ни оглядываться назад, ни смотреть по сторонам.Игра начинается с того, что все дружно, хором поют горельщику такую песенку:Гори, гори ясно,Чтобы не погасло.Глянь на небо —Птички летят, Колокольчики звенят!Если кто не знает, какой мотив у этой песенки, спросите своих бабушек или дедушек, он им наверняка хорошо знаком.При словах «глянь на небо — птички летят, колокольчики звенят» горельщик должен смотреть на небо, делая вид, что и впрямь верит этой басенке про птичек с колокольчиками. ГОРЕЛКИКак только кончилась песенка, они разъединяют руки и стремглав бросаются бежать вперед, один справа, другой слева от стоящих парами игроков.Задача бегущих состоит в том, чтобы, пробежав мимо горельщика, снова взяться за руки впереди него. Можно и не впереди, а сбоку, в этом случае одному из пары нужно ухитриться пробежать перед горельщиком и подать руку другому. Только позади соединяться нельзя. И обратно нельзя бегать.Если бегунам удалось опять схватиться за руки, они спокойно идут назад и становятся на шаг впереди первой пары.А горельщик должен постараться поймать кого-нибудь из бегущих. Учтите, что для этого ему надо не только ловить, но и мешать им сбежаться, чтобы они не могли подать друг другу руки. Горельщику не обязательно по-настоящему поймать, достаточно запятнать, то есть дотронуться до бегущего рукой. Если это ему удается, он образует с пойманным новую пару, и они становятся впереди других пар.А непойманный остается без пары и должен «гореть». Песенку поют уже ему, и опять бежит последняя пара.Но если горельщик никого не словил, то он снова занимает свое место на два-три шага впереди и пытается поймать кого-нибудь из очередной пары.Игра может продолжаться сколь угодно долго, однако закончить ее можно не раньше, чем пробегут все пары, хотя бы по одному разу. ИСТОЧНИКИ:Якуб С. К. – Старинные русские игры на свежем воздухе.