Литературно-музыкальная композиция по теме «Мама-святое слово»


Литературно-музыкальная композиция для учащихся 5-11 классов
«Мама – святое слово».
Цель: доказать, что самый главный человек на земле - это МАМА.
Оборудование : интерактивная доска, гитара.
Ход мероприятия
Вступительное слово учителя. Сегодня мы на нашем мероприятии затронем одну из очень важных духовно-нравственных тем - тему , которая волнует любого человека, и маленького , и взрослого, и даже старого – МАМА. Именно учащихся все возрастов собрали мы сегодня, чтобы в очередной раз доказать, что Мама – это самый родной человек на Земле. Это человек, который подарил нам жизнь, научил первым словам, пустил в большую и весьма сложную жизнь. Как все начиналось….
Притча о маме (видеоролик).
Первый ученик.
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках:
Самая прекрасная из женщин -
Женщина с ребенком на руках.
От любой напасти заклиная
(Ей-то уж добра не занимать!),
Нет, не Богоматерь, а земная,
Гордая возвышенная мать.
Свет любви ее издревле завещан,
Так вот и стоит она в веках:
Самая прекрасная из женщин -
Женщина с ребенком на руках.
2 ведущий. Все на свете мерится следами,
Сколько бы ни вышагал путей,
Яблоня украшена плодами,
Женщина - судьбой своих детей.
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках,
Самая прекрасная из женщин -
Женщина с ребенком на руках! (С.Островой)
Слово учителя. Милые матери. Вы солнце, которое своим теплом согревает детей, вы свет, который освещает детям путь, вы радость , которой переполнены души детей. Но, к великому сожалению, не всегда дети любят матерей, заботятся о них, понимают их.
Второй ученик. Д. Кедрин "Сердце Матери".
Дивчину пытает казак у плетня:
-Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?
Я саблей добуду для крали своей
И светлых цехинов, и звонких рублей!-
Дивчина в ответ, заплетая косу:
-Про то мне ворожка гадала в лесу.
Пророчит она: мне полюбится тот,
Кто матери сердце мне в дар принесёт,
Не надо цехинов, не надо рублей,
Дай сердце мне матери старой твоей.
Я пепел его настою на хмелю,
Настоя напьюсь - и тебя полюблю!-
Казак с того дня замолчал, захмурел,
Борща не хлебал, саламаты не ел.
Клинком разрубил он у матери грудь
И с ношей заветной отправился в путь:
Он сердце её на цветном рушнике
Кохане приносит в косматой руке.
В пути у него помутилось в глазах,
Всходя на крылечко, споткнулся казак.
И матери сердце, упав на порог,
Спросило его: "Не ушибся, сынок?"
Слово учителя. Хочется заметить, что есть женщины, имеющие детей, но, которые одиноки. Они ждут весточки от своей кровинушки, ждут с ними встречи, но ….
Третий ученик.
По ночам звучит надрывный кашель,
Старенькая женщина слегла.
Много лет она в квартире нашей
Одиноко в комнате жила.
Письма были, но только очень редко
И тогда, не замечая нас,
Все ходила и шептала:
"Дети, вам ко мне собраться бы хоть раз
Ваша мать согнулась, поседела,
Что ж поделать - старость подошла.
Как бы хорошо мы посидели
Рядышком у этого стола.
Вы под этот стол пешком ходили,
Песни пели до зари.
А теперь разъехались, уплыли.
Вот поди же, всех собери".
Заболела мать, и той же ночью
Телеграф не уставал кричать:
"Дети, срочно, только очень срочно,
Приезжайте, заболела мать!"
Из Одессы, Таллинна, Игарки,
Отложив до времени дела,
Дети собрались, да только жалко
У постели, а не у стола.
Гладили морщинистые руки,
Мягкую серебряную прядь,
Для чего же дали вы разлуке
Так надолго перед нею стать?
Мать ждала вас в дождь и в снегопады
Тягостны бессонницы ночей.
Разве горя дожидаться надо,
Чтоб приехать к матери своей?
Неужели только телеграммы
Привели вас к скорым поездам?
Слушайте!
У кого есть мама,
Приезжайте к ней без телеграмм! (А.Дементьев)
Рассказ Паустовского «Телеграмма».
Слово учителя. Мать и война…Что может быть противоестественным? Женщина, дарящая жизнь и оберегающая ее, и война, уносящая эту жизнь, единственную и неповторимую. Война 1941-1945 унесла жизни миллионов солдат, но сколько матерей потеряли своих дочерей и сыновей.
Инсценировка стихотворения М. Джалиля "Праздник Матери":
- Как вольных птиц над степью на рассвете,
Трех сыновей пустила я в полет.
Как матери, как близкой, мне ответьте,
Как женщине, что слезы льет:
Где сыновья мои? В душе тревога,
Мать хочет знать, на то она и мать:
Какая детям суждена дорога?
Победы или смерти ждать?
Летит под облаками голубь с юга,
Он к матери садится на порог.
- Ты видел их? Прошу тебя, как друга,
Подай мне весть, мой голубок!
Где старший мой? Где сердца утешенье;
Он жив ли? Помощь надобна ль ему?
-О мать, крепись: твой старший пал в сраженье,
Твой старший сын погиб в Крыму.
Застыла мать, какая боль во взоре!
Как ей излить в слезах печаль свою!
И голову посеребрило горе
По сыну, павшему в бою.
- Как вольных птиц над степью на рассвете,
Отправила в полет я трех детей.
Как матери, как близкой, мне ответьте, -
Измучавшись, я жду вестей.
Мой старший не пришел, он гибель встретил,
Он пал в бою, очей родимых свет,
Быть может, средний жив? Быть может, ветер
Принес мне от него привет?
Шумит, играет ветер на пороге,
О чем он шепчет матери седой?
- Скажи мне, ветер, на твоей дороге
Мой средний встретился с тобой?
- О мать, крепись, в сраженье пал твой средний,
Для матери не смог себя сберечь.
Пока не смолк в груди удар последний,
Держал в руке алмазный меч.
В беспамятстве упала мать седая,
Не выдержало сердце, а слеза
Катилась за слезой, не высыхая,
Ослепли старые глаза.
- Как вольных птиц над степью на рассвете,
Трех сыновей пустила я летать.
Как женщине, как близкой, мне ответьте,
Не то сгорит от горя мать.
Слово учителя. Странно, что молодые парни умирают и в мирное время. Явное этому доказательство – афганская война. Нет ничего страшнее, как увидеть сына в цинковом гробу. Разве для этого матери рожали своих детей, лелеяли их , растили, берегли, чтобы потом бандитская пуля унесла жизни их кровиночки. (Стихотворение «Я сына родила не для войны»).
Ходит девушка в черном одеянии и читает монолог Алексиевич С.А. «Цинковые мальчики».
Клип «Зажгите свечи».
Слово учителя. Но вернемся в мирное время, и подумаем о тех, кто жив, кто любит своих мам и детей, кто вместе очень счастлив.
Ученики читают стихотворение.
Первый ученик.
Все я делаю для мамы:Для нее играю гаммы,Для нее хожу к врачу,Математику учу.Все мальчишки в речку лезли,Я один сидел на пляже,Для нее после болезниНе купался в речке даже.Для нее я мою руки,Ем какие-то морковки…Только мы теперь в разлуке,Мама в городе ПрилукиПятый день в командировке.И сегодня целый вечерЧто-то мне заняться нечем!И наверно по привычкеИли, может быть, от скукиЯ кладу на место спичкиИ зачем-то мою руки.И звучат печально гаммыВ нашей комнате. Без мамы.
Второй ученик.
Кто лелеял моих кукол,Шил веселые одежки,Помогал мне их баюкать,И играл со мной в игрушки?- Мамочка моя!
Кто советом помогал мне,Когда падаешь и больно,И слезинки утирал мне,Говорил: "Не плачь, довольно..."?- Мамочка моя!
Кто читал мне на ночь сказки,Чуть склоняясь надо мною,(И я закрывала глазки,И мне было так спокойно)?- Мамочка моя!
Кто нес меня в кроватку,Желал спокойной ночи,Шептал мне нежно, сладко:"Спи скорее, дочка!"?- Мамочка моя!
Кто на свете самый чуткий,Не сыскать ей лучшей славы,Самый добрый, самый мудрый?- Ну, конечно, моя мама!
14.Песня о маме.