Классный час Чужой боли не бывает


муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7
г. Георгиевска
классный час
«Чужой боли не бывает»
(день инвалида)
4 класс
Учитель: Вайцеховская Х.А.
2016 г.
Цель занятия:
Воспитание уважительного, гуманного, внимательного отношения к инвалидам и признания их как полноценных членов общества; обучение контролю над собственными эмоциями
Обогащение словаря учащихся и формирование навыков словообразования:
- совершенствование грамматического строя речи;
- развитие умения редактировать текст.
Развитие высших психических функций : внимание, восприятие, логическое мышление.
Оборудование:
- карточки с терминами
- сердечко (на каждого ученика)
- музыкальный материал: В.Я Шаинский « Если добрый ты»,
Диана Гурцкая « Волшебное стекло», музыка для релаксации,
- музыкальный материал Иоган Себастьян Бах,
- музыкальное произведение Лю́двиг ван Бетхо́вен.
Основные понятия темы:
инвалид, инвалидность, инвалидность по зрению,
инвалидность по слуху.
Организационный момент (_звучит песня: В.Я Шаинский « Если добрый ты»,)- На экране стихотворение прочтите его очень внимательно, и подумайте о чем сегодня пойдет речь на нашем классном часе.
«Доброта спасет мир»
Мы - сильные люди, и споря с судьбой,
В беде не сдались, оставаясь собой.
Лишь капля поддержки, глоток доброты
Спасают сердца от хандры – пустоты.
Мы, сидя в колясках, танцуем, поём…
Рисуем шедевры, внимания ждём.
Важнее всего, бриллиантов ценней –
Поддержка и искренность добрых людей.
- Кто понял, о чем сегодня будет наша беседа? (о доброте, о дружбе, искренности, поддержке, сопереживании….)
- Все это верно, прочтите еще раз первую строчку второго четверостишья, что это означает, что сидя в колясках танцуем, поем. (это слова инвалида, который передвигаться самостоятельно не может, передвигается в инвалидной коляске.)
Вступительное слово:
-Прочитаем словарную статью из толкового словаря С.И. Ожегова
ИНВАЛИД – человек, который полностью или частично лишен трудоспособности вследствие ранения, болезни или старости.
- Итак, о ком мы будем говорить сегодня на уроке? (об инвалидах).
- У вас на карточках еще одно стихотворение, которое написал 12 – ти летний мальчик, прочитаем его по цепочке, по одной строчке.
Дети читают стихотворение “Ступени”, автор мальчик Антон, 12 лет.
Ступени, ступени, ступени. Они повсюду.Ступени в магазине, ступени в школе, ступени в метро,Ступени в автобусе, ступени на входе в кухню.Ступени у моей кровати, ступени в моем доме.Ступени мешают мне делать то, что я хотел бы сделать.Ступени на моем пути в библиотеку,И я не могу прочесть книгу.Ступени делают меня печальным, злым и угнетенным,Обеспокоенным и болезненным, Испуганным и нервным.Ступени – это мрачный сумрак.О, если бы было можно словно бульдозером убрать все эти ступени,Все эти ступеньки!
- Какое странное стихотворение написал 12-летний мальчик! Почему Антон так не любит ступени? (Он инвалид-колясочник).
-Мы с вами каждый день преодолеваем сотни ступеней и не замечаем этого. А для многих людей-инвалидов ступени становятся непреодолимым препятствием.
Слайд
Международный день инвалидов напоминает всем о нуждающихся в поддержке и помощи, но в тоже время мужественных, крепких духом людях, проявляющих таланты в профессиональном мастерстве, изобразительном, самодеятельном творчестве, спорте. Этот день очень нужен нашему обществу - и для того, чтобы обратить внимание на проблемы людей с ограниченными возможностями, и для того, чтобы восхититься необыкновенной силой духа, целеустремленностью, умением инвалидов добиваться успеха в сложнейших условиях. Эти проявления жизнелюбия и оптимизма могут служить примером для всех нас.
- Посмотрите небольшой видеоролик про людей, может и слабых физически, но очень сильных духом, настолько сильных, что порой абсолютно здоровому человеку просто нужно поучится у них ни когда не сдаваться.
Видео ролик про инвалидов колясочников, которые добились успехов в спорте. (4 мин.)
- Сегодня мы с вами немного попутешествуем. Мы отправимся в « Общество инвалидов».
« Общество инвалидов» - группа людей с ограниченными возможностями.
К сожалению, на нашей планете есть немало людей обделенных физическим здоровьем, т.е. эти люди инвалиды или с рождения или в результате перенесенной болезни или травм. Да действительно, часто это происходит из-за невнимательного отношения к самому себе и близким.
Слайд
- Посмотрите внимательно на этот слайд баловство в школе, на дороге, дома, неаккуратное обращение с пиротехникой могут привести к различным травмам.
- Прежде чем продолжить разговор дальше, предлагаю послушать строки из хорошо знакомой вам песни
(звучит песня «Волшебное стекло» в исполнении Дианы Гурцкой )- Эту песню исполняет слепая певица. Таких людей называют «инвалид по зрению».
- Прочитайте слово, прикрепленное на доске (дети читают «зрение»)
-Какой части речи это слово? ( существительное ).
- Образуйте от этого существительного прилагательное (зрительный)
-А теперь составьте словосочетание (зрительный зал )- Составьте предложение с этим словосочетанием. ( Ребята сидели в зрительном зале)
- Как вы думаете, в зрительный зал могут прийти люди, у которых отсутствует зрение? (ответы детей)
- Эти люди могут прийти в зрительный зал, но они смогут только слушать, а не смотреть. А как вы думаете, могут ли они работать? ( ответы детей)
- В нашем городе есть « Общество слепых», где люди не имея зрения изготавливают вещи общего потребления ( крышки, выключатели, розетки ) и даже могут читать книги, но специальные для слепых.
- Предлагаю вам немного поиграть. У вас на парте лежат заготовки для аппликации «Человек». С закрытыми глазами вы должны как можно точнее расположить эти части тела на лист бумаги, который тоже у вас в заготовках.
(Дети выполняют задание под спокойную музыку Бетховена)
- Что испытывали, при выполнении, этого задания? Хотелось ли вам снять повязку и открыть глаза? (ответы детей)
- Для нас всех это обыкновенное упражнение и при желании мы можем открыть глаза. И проделать задание с открытыми глазами. Думаю, что каждый из вас понимает, что инвалиды по зрению себе такого позволить не могут.
- Пока вы выполняли задание звучала прекрасная музыка. Она вам понравилась? (ответы детей)
- А эту музыку написал слепой композитор Иога́нн Себастья́н Бах.
Слайд
- Прослушайте еще одно прекрасное произведение Лю́двига ван Бетхо́вена, этот талантливый композитор был глухим.
Слайд
- А сейчас, предлагаю прочитать отрывок из произведения (на экране текст с пропущенными словами )
Слайд
« Стою и слушаю эти прекрасные звуки природы. На дереве …. дятел. На болоте ….лягушки . Возле цветка …. шмель. В траве ….. саранча».
Прочитайте слова для справок: жужжит, стучит, стрекочет, квакает.
- К какой части речи они относятся. Вставьте глаголы по смыслу в текст. Прочитайте вслух, что получилось
- О чем текст? (о звуках природы).
- Мы с вами можем слышать все эти звуки, а вот люди, которые это сделать не могут, у них нет слуха – их называют «инвалиды по слуху»
Слайд
- Рассмотрите внимательно слайд и скажите, что может привести к потери слуха.? Что нужно делать, чтоб этого избежать? ( ответы детей)
- Правильно, нужно остерегаться громких звуков, не ходить в мороз без шапки, не ковырять в ушах острыми предметами.
- Люди, которые не слышат, понимают окружающий мир с помощью мимики и жестов.
- Люди с ограниченными физическими возможностями хотят получать такое же удовольствие от жизни, как и все остальные. Поэтому для глухих людей созданы театры мимики и жестов, для слепых – издаются специальные книги, для не ходящих – организуются спортивные соревнования и даже специальные Олимпийские игры.-А знаете ли вы, что такие люди участвуют в соревнованиях? Как они называются? Да, верно, паралимпийцами.
- Ребята сегодня вы прослушали информацию, многие из вас ощутили на себе, выполняя задания, как трудно порой жить людям инвалидам. Я, думаю, что вы станете добрее, внимательнее, отзывчивее. Чтобы хоть как-то помочь им. В течении занятия, по вашим глазам, мне стало понятно, что всё услышанное, увиденное тронуло ваши сердца. Хочется добавить, что каждый инвалид желает, чтоб к нему относились как к полноценному человеку. И как сказал один из таких людей: « Мы чувствуем себя нормально, как и все другие люди, инвалидами нас делает – отношение людей к нам.
- Думаю, многие из вас не станут больше смеяться над такими людьми, а наоборот по возможности предложат им свою помощь.
-Итог занятия
- О ком и о чем говорили? Кто согласен с тем, что «Доброта спасет мир»? - - Доброта - вещь удивительная, она, как ни что сближает. Доброта спасает от одиночества и душевных ран. Вас я друзья, ни о чем не прошу, просто будьте добры.
- Если вы хотите сеять добро вокруг себя, тогда возьмите сердечки, которые лежат у вас на столах, и напишите на них то, что ближе вашей душе, то что вы хотите сказать инвалидам. Вы можете воспользоваться надписями на доске или придумать свой вариант. ( на доске записано: я - хочу помочь вам, я переживаю за вас, я поддержу вас в трудную минуту). Мы с вами из этих сердечек сделаем на уроке технологии поделку в виде цветов, а затем соберем в букет и подарим этот букет в «общество инвалидов» .- И закончить наш классный час я хочу прекрасным стихотворением о добре:
На планете все мы — люди.Так давайте с вами будемОтноситься чуть добрееК тем, кто в чем-то нас слабее.Главное — внутри, учтите,И на внешность не смотрите.Всем нам хочется влюбиться,И работать, и учиться.Пусть же тот, кто не такой,Счастье сыщет, как любой.