Урок по литературе 6 класс «Роман Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» -книга о безграничных возможностях человека»


Роман Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» -
книга о безграничных возможностях человека
Цель: - показать учащимся глубоко воспитательное значение книги;
- убедить в том, что история жизни Робинзона Крузо на необитаемом острове – это гимн созидательному труду человека;
- научиться находить выход в экстремальных ситуациях.
Задачи: - развитие в учениках творческих способностей, социальной компетентности;
- обучение вдумчивому восприятию текста, быстрому реагированию на создавшуюся ситуацию;
- воспитание значимой личности.
Оборудование: портрет Д. Дефо, иллюстрации к произведению; нарисованный корабль на листе ватмана; ткань для имитации моря; стол + кресло; игрушки (кошка и собака); листы оценивания; микрофоны для интервью; диск с кинофильмом; диск с музыкой; бутылки + миска с водой; памятки написания сенкана; календари для награждения в конце урока всех участников; конверты с заданиями; зонт, пластилин, воздушные шары, иголки; предметы для ролевой игры.
Тип урока: интегрированный урок – приключение и путешествие.
Эпиграф: «Ты знаешь, что ты – человек…»
В Симоненко
2586990288290
План урока:
Оргмомент.
Проверка домашнего задания.
Постановка целей и задач урока.
Конкурс «Рыболовы».
Конкурс «Мастер на все руки».
Конкурс «Размытое письмо».
Физкультминутка.
Пресс - конференция с Робинзоном Крузо.
Ролевая игра «Экстремальная ситуация».
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Заключительное слово.

Ход урока
Звучит музыка в исполнении А. Пугачёвой «Робинзон».
Дети заходят в класс под музыку, танцуют и присаживаются на свои места.
Учитель: Здравствуйте, мои дорогие робинзончики. Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке, а также рада видеть всех гостей. Недаром наш урок начался именно под эту музыку. Мы завершаем работу над замечательнейшим произведением Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».

Проверка домашнего задания. Сочинение – миниатюра. «Каким я представляю себе Р. Крузо?»
Постановка целей и задач урока.
У нас сегодня необычный урок. Это будет урок – приключение и в некотором смысле путешествие… И я предлагаю вам, ребята, побыть в роли Робинзона.
Откройте тетради и запишите тему урока и эпиграф.
Объявление целей урока ( записаны на доске).
У нас 4 команды смелых и знающих робинзонов, решившихся на столь отчаянное приключение. Ваши группы будут маленькими корабликами, путешествующими по бескрайнему морю. Ведут корабли увлечённые и эрудированные капитаны. …именно они в конце урока оценят работу членов экипажа. Я буду оценивать в целом работу команд.
А теперь, юные искатели приключений, - в путь! Он будет непрост, но я надеюсь, что вы знаете, что в опасных странствиях дороже золота ценятся знания, умения и дружба.
Конкурс «Рыболовы».
На прошлом уроке мы с вами выясняли, какими ремёслами овладел Робинзон на острове. Напомните мне их…
Охотник;
Строитель;
Зверолов;
Пастух;
Земледелец;
Пекарь;
Гончар;
Портной;
Рыболов.
Сейчас мы выясним, какая команда лучше умеет рыбачить. Ваша задача – ответить на мои вопросы, связанные с произведением. За каждый верно отгаданный вопрос вы получите рыбку. Приготовились…
Вопросы:
Сколько лет прожил Р. Крузо на острове? (28 лет, 2 месяца, 19 дней)
Что выполняло роль календаря у Крузо? (деревянный столб)
«Ненужный хлам…, зачем ты мне теперь». О каком хламе идёт речь? (мешок с деньгами)
Как звали друга Робинзона? (Пятница)
Что испугало Робинзона на острове? (следы)
Какая находка на корабле оказалась для него дороже «корабля с золотом»? (ящик плотника)
520065690245 Умнички, вы замечательно справились с этим заданием. Капитаны подсчитывают улов и выставляют оценки за этот вид работы, а наши приключения на этом не заканчиваются.
Конкурс «Мастер на все руки».
Теперь вы продемонстрируете своё творческое мастерство. Представьте, что вы оказались на необитаемом острове. И вам, как и Робинзону, нужно продемонстрировать свои способности делать что-то своими руками. Ваша задача – слепить из пластилина своими руками тот предмет, который будет написан на листочке, находящемся в воздушном шарике. Но это должно быть сделано не только быстро, но и красиво, и аккуратно. (музыка)
Ложка, чашка, корзинка, стол.
41529099060
41529088900
415290153035
415290-3810
Конкурс «Размытое письмо».
Ребята, за бортом что-то искрится и бьётся об него. Давайте же взглянем, что там… Да это бутылки, возможно, в них какое-то послание, которое поможет человеку выбраться из беды… Срочно вскройте их и прочитайте… Это будет нелегко сделать, так как письма размыло морской водой… Но настоящие герои справятся с любой задачей… Раздаю бутылки, вскрываем, читаем… (музыка)
“Потерпел… Нахожусь… острове… Помогите… Крузо…”
481965636
481965313055
Физкультминутка. Кадры из кинофильма «Р. Крузо». Шторм.
(Фонограмма – шум моря ).
Учитель:
Начинается шторм. Встали все.
Было тихо, тихо ( разводят руки в стороны )
Вдруг подул ветер ( руки вверх, имитируют ветер )
Волны поднялись высоко – высоко ( на носочки, руки вверх)
Загремел гром ( топают )
Засверкала молния ( хлопают в ладоши )
И пошел дождь ( пальчиками перебирая, стучат по столу )
Стало тихо, тихо ( разводят руки в стороны )
434340286385
Пресс - конференция с Робинзоном Крузо.
Учитель: Я вижу впереди остров. На острове человек. Он кричит, подает нам сигналы. Капитан, давайте команду!
Капитан : Причалить к острову! Взять человека на борт!
Учитель: Конечно же, это Робинзон Крузо! (музыка БИ-2 «Последний герой»)
Выходит Робинзон Крузо.
4343401242060Учитель: Дорогой Робинзон! Мы очень рады видеть тебя в целости и сохранности. Наши ученики прочитали твоё послание о бедствии, и вот ты с нами. Мы, конечно, понимаем, насколько ты устал, но ребятам не терпится задать тебе несколько вопросов. Ты готов принять участие в пресс – конференции? (Дети задают вопросы Крузо.) Спасибо огромное за твои содержательные ответы. До свидания, Робинзон!
Ролевая игра «Экстремальная ситуация». Музыка. Пока вы будете выполнять этот вид работы, наши кораблики отправятся в обратный путь.
Представьте, что вы оказались на тонущем корабле. Рядом – необитаемый остров. Спасаясь, вы можете взять с собой только 5 предметов.
Выберете из предложенного списка самое необходимое. Свой выбор обоснуйте.
Ножницы, нитки, тетрадь, мобильный телефон, гречка, спички, фасоль, шапка, часы, тарелка, ложка, книга, рис, ручка.415290178435
Подведение итогов урока.
Вот мы и вернулись домой.
Ответьте на несколько вопросов:
Какие качества воспитывает это произведение в человеке? (выносливость)
Является ли история Робинзона гимном созидательному труду человека? В чём он выражается? (труд стал основой жизни Робинзона)
Какое главное качество должно преобладать над человеком в экстремальной ситуации? (рассудительность, самообладание, спокойствие)
Как вы понимаете эпиграф? (в любой ситуации нужно оставаться человеком)
Капитаны, оцените работу каждого члена экипажа и сдайте листы.
Домашнее задание.
Составить сенкан к образу Пятницы (1 вариант), к слову остров (2 вариант). Памятки есть в тетради.
Заключительное слово.
Наша жизнь богата на неожиданности и часто испытывает людей на прочность . И хотя Робинзон жил почти триста лет назад, он может научить нас многому. Он может помочь нам оставаться людьми – что бы с нами ни произошло.
Спасибо всем огромное за работу на уроке.
До новых встреч.
44386590171

443865146050