Выступление на педсовет Работа с одаренными детьми


Ростовская область Мартыновский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 сл.Большая Орловка
«Работа с одаренными детьми»
Подготовила: учитель русского языка и литературы
Ткаченко Надежда Михайловна
сл.Большая Орловка 2016г
Талантливые дети в школе встречаются редко, а способных 4-5, а то и 10, найдется в каждом классе. Среди них есть и просто старательные.
В средней школе таких детей меньше, а к окончанию неполной школы их становится совсем мало. В старших классах картина меняется в положительную сторону.
Почему мы постепенно теряем толковых учеников? Потому, что у детей исчезает целеустремленность, нет ближней перспективы, а дальняя цель - будешь хорошо учится - попадешь в ВУЗ - их мало вдохновляет.
Ближнюю цель должны поставить учителя - найти способ привлечь детей, заинтересовать их своим предметом, научить работать творчески, чтобы учеба не регламентировалась словом "надо" и "обязан", а дети не сломались бы и не устали от однообразного умственного труда.
Отсюда и вытекает специфика работы учителя-словесника со способными детьми. Главная заповедь - чтобы работа была интересной, творческой, учитель сам должен работать творчески, тогда уроки не будут однообразными
На своих уроках стараюсь создать условия для развивающего обучения способных детей. Во-первых, работа должна быть интересной и иметь хороший эмоциональный настрой, во-вторых, трудной, но посильной, в-третьих, результативной.

В учебной деятельности моя работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Для этого использую следующие формы:

 подготовка презентаций (по русскому языку и литературе);
 создание и защита проектов по теме исследования;
 организация в сотрудничестве с учителем дискуссий и диалогов на уроке;
 организация образовательной коммуникации в групповой деятельности.
Я почти не отхожу от традиционных форм обучения, иногда провожу нестандартные уроки. На таких уроках одаренные дети проявляют свои способности. Например, готовят различные проекты, кроссворды, задания, викторины, а также привлекаются к объяснению нового материала, выступают в роли соведущих.
Развивать способности помогает участие в олимпиадах и конкурсах.
На любом этапе урока можно применять задания творческого характера. Такие виды работ, которые будут направлены на развитие разных по уровню подготовки групп детей. Главное, что результат работы (чуть позже и прогресс) виден сразу.
В то время как я работаю с основным контингентом класса, выполняя готовые упражнения для отработки темы, одаренным детям можно дать задания посложнее, направленных на развитие их способностей. Сейчас я вам продемонстрирую некоторые виды заданий.
Примеры.
Счастье.
Солнце, смех, радость, мама, свобода, каникулы, лето, праздник, подарки.
Однажды я проснулась от яркого солнечного света. Через открытое окно пахло весной. На стуле я увидела новый костюм и вспомнила, какой сегодня день – мой дебют в танцевальном кружке. Чувство легкости, радости, праздника, ожидания чуда не давали мне покоя. Я знала, что мое выступление будет лучшим, ведь я упорно готовилась, я предчувствовала успех! Все так и произошло. Море подарков, теплых слов, поздравлений, напутствий… Мама плакала, а я чувствовала себя на седьмом небе от счастья! Теперь я знаю, что значит быть счастливой! Это не передать словами!
Моисеева Екатерина 8б класс
Гимн холодильнику.
О, мой холодильник!
На улице зной,
А в чреве твоем,
Словно лютой зимой!
Мороз без занятия там не сидит.
Продукты в тебе он чудесно хранит.
Я буду с тобой аккуратным в быту.
Прослужишь ты долго не мне одному.
Ты самый особенный среди вещей-
Морозишь, чтоб было на сердце теплей!
Вот вам рассказ на букву П:
Пётр Петрович Петухов, поручик пятьдесят пятого Подольского пехотного полка, получил по почте письмо, полное приятных пожеланий.Приезжайте, писала прелестная Полина Павловна Перепелкина. Поговорим, помечтаем, потанцуем, погуляем. Приезжайте, Пётр Петрович поскорей. Петухову приглашение понравилось. Поезд прибыл после полудня. Принял Петра Петровича почтеннейший папаша Полины Павловны, Павел Пантелеймонович.«Пожалуйста, Пётр Петрович, присаживайтесь поудобнее»,- проговорил папаша.Подошёл плешивенький племянник, поздоровался: «Порфирий Платонович Поликарпов».Просим, просим.
Появилась прелестная Полина. Полные плечи покрывал прозрачный персидский платок. Поговорили, пошутили, пригласила пообедать. Подали пельмени, плов, пикули, печёнку, паштет, пирожки, пирожное, пол-литра померанцевой.Плотно пообедали. Пётр Петрович почувствовал приятное пресыщение.После приёма пищи, после плотного перекуса, Полина Павловна пригласила Петра Петровича прогуляться по парку.Перед парком простирался полноводный пруд. Прокатились под парусами; после плаванья по пруду, пошли погулять по парку.«Присядем»,- предложила Полина Павловна. Присели.Полина Павловна придвинулась поближе. Посидели, помолчали, прозвучал первый поцелуй...Пётр Петрович побледнел, пошатнулся, потом побежал прочь.Побежав, подумал: «Полина Павловна - прекрасная партия».Перед Петром Петровичем промелькнула перспектива получить прекрасное поместье.Поспешил послать предложение. Предложение Полина Павловна приняла.Поженились. Приятели приходили поздравлять, приносили подарки.Передавая пакеты, приговаривали: «Прелестная пара!»
Числовые диктанты.
От количества главных членов в предложении Он шел и весело пел отнимите количество букв в окончании последнего слова.
(Ученики называют только число ответа: 3 – 0 = 3.)
2) Количество простых предложений в сложном умножьте на количество запятых в нем же:Небо было пурпурное, теплое и ласковое и манило туда, где оно касалось краем зелени лугов. (2 х 2 = 4)3) Количество слов в союзе СПП (сложноподчиненного предложения) После того как мы пообедали, мы пошли гулять умножьте на число запятых в предложении (3 х 1 = 3)
Все эти виды работы не новые, давайте направим их на развитие и поддержку способных детей. Я уверена, что толковых учеников прибавитсяСвоя игра
Класс делится на три команды (по рядам).
Побеждает та, которая набирает наибольшее количество очков. Игра состоит из трех туров: синий, красный, «Своя игра»