Урок русского языка на тему Степени сравнения имён прилагательных (6 класс)

Степени сравнения качественных прилагательных. 6 класс. Урок 1.
Цель урока: создание условий для формирования понятия о степенях сравнения имён прилагательных.
Задачи: формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
Тип урока: урок открытия новых знаний при использовании проблемно-диалогической технологии.
Формы организации учебной работы: индивидуальная, парная и групповая.
Соответствие урока требованиям ФГОС:
1. Ориентация на новые образовательные результаты.
2. Нацеленная деятельность на формирование УУД.
Планируемые результаты:
предметные: ученик научится:
определять и различать степени сравнения прилагательных;
составлять алгоритмы образования различных форм степеней сравнения;
.составлять предложения с использованием различных степеней сравнения имён прилагательных;
ученик получит возможность научиться:
·выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
анализировать, сопоставлять, организовывать собственную деятельность;
овладевать приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
вести самостоятельный поиск информации;

личностные:
· проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
· понимает причины успеха в учебной деятельности.
Универсальные учебные действия.
Регулятивные:
ученик определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учится самостоятельно разрабатывать план работы.
Познавательные:
ученик использует знако-символические средства при оформлении опорного конспекта;
делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
составляет алгоритм под руководством учителя.
Коммуникативные:
слушает и понимает речь других;
договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ) ____Бабайцева В.В.. Русский язык. 6 класс., презентация по теме урока, дидактический материал, оценочные листы.
Оборудование: мультимедийное оборудование, раздаточный дидактический материал.
Ход урока
 I. Организационный момент. Психологический настрой (сформировать в группе атмосферу взаимной поддержки).
 Учитель раздает лист самооценки,
Учитель: – Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, улыбнёмся нашим гостям и поприветствуем их, порадуемся  нашей встрече. Помните: «Улыбнись миру, и мир улыбнется тебе» (СЛАЙД 2).
«Зарядка для ума» (эпиграф урока): (СЛАЙД 3)
Три пути у человека, чтобы поступить разумно: первый, самый благородный,- размышление; второй, самый легкий,- подражание; третий, самый горький,- опыт ( Конфуций)
-Какой путь (ЭПИТЕТ) поможет нам разобраться в теме сегодняшнего урока? (ГОРЬКИЙ, БЛАГОРОДНЫЙ, ЛЁГКИЙ?)
Какая часть речи помогла нам в выборе пути? (имя прилагательное)
Вспомним то, что мы уже знаем об имени прилагательном.
II. Актуализация знаний.+ САМОПРОВЕРКА И ОЦЕНИВАНИЕ СЕБЯ
 Проверка домашнего задания. «Крестики-нолики» (распечатки)
Ученики работают с картой готовых утверждений:
Имя прилагательное – это самост. часть речи, которая обозначает признак предмета.
Изменяется по лицам, числам и падежам.
Имя прилагательное связано в роде, числе и падеже с именем существительным.
Качественные прилагательные обозначают такой признак предмета, который может быть выражен в большей или меньшей степени.
Общее грамматическое значение прилагательного – признак предмета.
В предложении имя прилагательное чаще всего бывает определением, в краткой форме – сказуемым.
Имена прилагательные во множественном числе изменяются по родам.
Все прилагательные имеют краткую форму.
Относительные прилагательные обозначают признак предмета по его принадлежности какому-либо человеку или животному.
Признаки, которые обозначают притяжательные прилагательные, не могут быть у предмета в большей или меньшей степени.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Х
Х
О
Х
Х
Х
Х
О
О
Х


Проверьте себя. (СЛАЙД 4). Оцените свои знания по теории в листе самооценки.
Напоминаю: 0 ош. – «5»; 1-2 ош. – «4»; 3-5 ош. – «3»
У кого всё верно? Кто допустил 1-2 ошибки? (Поставьте себе оценки).
III. Мотивация и целеполагание.
Ребята, а для чего нам нужны прилагательные в речи? Какие прилагательные можно подобрать к описанию сегодняшнего дня? (Ясный, зимний, морозный, чудесный). Вы замечательно описали сегодняший день и точно заметили, что он зимний и морозный. Как вы можете определить, что на улице холодно? (Посмотреть показания термометра).
Какими числами, мы записываем холодную температуру воздуха? (со знаком «-« А тёплую? (Со знаком «+»).
–Как такие числа называются? (положительные, отрицательные).
Попробуйте расставить числа -5, + 5, 0 на координатной прямой. Какое число из отмеченных самое большое? Самое маленькое?
Когда мы говорим, теплее (холоднее), то какую математическую задачу решаем? Что мы делаем с числами? (СРАВНИВАЕМ).
Ребята, а что ещё можно сравнить в разных областях знания? (История, география, биология, английский)
Но вернёмся к сегодняшнему дню. - На дворе январь. На память приходят строки из стихотворения Михаила Дудина. Я предлагаю вам небольшое поэтическое соревнование: подобрать свои оригинальные эпитеты, а потом посмотреть: какие эпитеты подобрал поэт.(СЛАЙД 5)
Игра “ Я ПОЭТ” Дополните строчки стихотворения:
Чистейшего снега, белейшего снега Зима отряхнула на рощу с разбега  И, пухом легчайшим на солнце блистая, Пустила гулять по лесам горностая.
М. Дудин
III. Подготовка к восприятию новой темы.
– Ребята, посмотрите, как это сделал поэт. (СЛАЙД 6) Что вы делали для того, чтобы подобрать яркие, необычные эпитеты? (Сравнивали слова, выбирали наиболее точные, подходящие). А что делали, чтобы проверить, кто подобрал слова, похожие на слова поэта? (Сравнивали с поэтическим текстом). Ребята. в чём разница: чистый – чистейший; белый – белейший; лёгкий – легчайший? (признак, проявляющийся в большей степени).
Предположите, о чём пойдёт речь на уроке? (о сравнении). Сравнение может быть в большей или в меньшейстепени. Какая часть речи нам помогает сравнить предметы, явления? (имя прилагательное). Попробуйте сформулировать тему урока.
Я немного уточню: Степени сравнения прилагательных.(СЛАЙД 7)
Запишите число, классную работу, тему урока.
Ребята, какова цель нашего урока?
Цель урока: Познакомиться с формами степеней сравнения имён прилагательных.
Какие задачи для этого предстоит решить?
знать, что такое степени сравнения имён прилагательных
образование форм степеней сравнения имён прилагательных (алгоритм)
определять и различать формы степеней сравнения в тексте
правильно использовать формы степеней сравнения прилагательных в речи
? 5) применять полученные знания в речи.
(СЛАЙД 8)
Итак, прилагательные имеют 2 степени сравнения: сравнительную и превосходную, каждая из которых имеет простую и сложную формы. .(СЛАЙД 9)
На слайде: степени сравнения прилагательных: сравнительная, превосходная
IV. Новая тема.
С точки зрения каких разделов языкознания можно исследовать имя прилагательное в сравнительной и превосходной степени? (лексический – т.е. значение; морфемный – т.е. строение; морфологический – т.е. изменение; синтаксический – т.е. роль в предложении).
Ребята, надеюсь, что на уроке вы сделаете для себя много интересных открытий, а для этого предлагаю вам провести небольшое исследование.
Работа в группах. Исследования. (5 мин.)
лексический уровень (значение слов: сравнительный, превосходный+ значение признака в сравнительной и превосходной степени);
морфемный уровень+ алгоритм образования;
морфологический уровень (как изменяются прилагательные в сравнит. и превосх. степени;
синтаксический уровень (синтаксическая функция+ роль в тексте).





Задание 1 группе:
С помощью толкового словаря выясните значение слов: «сравнительный», «превосходный». На основе лексического значения данных слов сделайте вывод, что обозначает сравнительная степень, а что – превосходная.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна. 1. см. сравнить. 2. поли. ф. Осуществляемый на основе сравнения, сопоставления. С. метод. Сравнительная грамматика (исследование общих черт грамматического, а также звукового или словообразовательного строяродственных языков).Сравнительное славяноведение. 3. То же, что относительный (в 1 знач.). Наступило сравнительное спокойствие. 4. сравнительно, нареч. Более или менее, в достаточной мере. Сравнительно небольшой срок. Сравнительно недорого. * Сравнительная степень - в грамматике: то же, что степень сравнения (см. степень). Сравнительно с кем-чем, предлог с те. п. - по сравнению, в сравнении с кем-чем-н. Нынче теплее сравнительно с прошлым годом.
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.
ПРЕВОСХОДНЫЙ
-ая, -ое; -ден, -дна. 1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], очень хороший. П. специалист. П. рассказ. Превосходно (нареч.) себя чувствовать. 2. превосходно, частица. То же, что прекрасно (см. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в 4 знач.). II сущ. превосходность, -и, ж. *** 2. , -ая, -ое: превосходная степень - в грамматике: общее название прилагательных и наречий, с высокой [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] образуемых с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] "-айш-", "-ейш-" и обозначающих высшую степень признака, напр. высочайший, высо-чайше, скромнейший, интереснейший, ин-тереснейше.
Вывод: сравнител. степень обозначает, что какой-то признак проявляется в одном предмете в большей или меньшей степени
Превосходная степень обозначает, что какой-то признак проявляется в одном предмете в наибольшей или наименьшей степени (признак предмета превосходит остальные признаки предмета).
Задание 2 группе:
Прочитайте предложения, сравните.
Сделай выводы, как образуются формы сравнительной и превосходной степени.
А) Этот тополь высокий. Этот тополь выше клёна. Этот тополь более (менее) высокий.
Этот подарок красивый. Этот подарок красивее. Этот подарок более (менее) красивый.
Б) Я купил мягкий хлеб. Я купил мягчайший хлеб.
Я купил самый (наиболее, наименее) мягкий хлеб.
Это озеро чистое. Это озеро чистейшее.
Это озеро самое (наиболее, наименее) чистое.
Вывод: простая простая сравнительная степень образуется с помощью суффиксов –ее, -е, -ше (+могут быть чередования согласных); сложная – с помощью слов более, менее+ прилагательного в полной форме;
Простая превосходная образуется с помощью суффиксов –ейш, -айш; сложная – с пом. слов самый, наиболее, наименее+ прилагательного в полной форме.
Задание 3 группе:
Прочитайте предложения, найдите прилагательные в сравнительной и превосходной степени сравнения.
Попробуйте изменить данные формы прилагательных по родам, числам, падежам. Сделайте вывод, как изменяются прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
Любовь к родной природе – вернейший признак любви к своей стране.
(К.Г. Паустовский)
Нет ничего более рабского, чем роскошь и нега, и ничего более царственного, чем труд. (Александр Македонский)

Утро вечера мудренее.

Конго – самая глубокая река в мире.

Вывод: прилаг. в форме простой сравнит. степени не изменяются; прилаг. в форме сложной сравнит. степени+ в в обеих формах превосх. степ. измен. по родам, числам, падежам.
Задание 4 группе.
Прочитайте предложения, найдите прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
Определите их синтаксическую функцию. Сделайте выводы, какими членами предложения могут являться прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени.
Сравните употребление в текстах прилагательных в н.ф. и прилагательных в формах сравнительной и превосходной степени. Сделайте вывод о роли данных форм в текстах.
Враг хитер, но мы хитрее, враг силен, но мы сильнее (пословица).
Нет ничего более рабского, чем роскошь и нега, и ничего более царственного, чем труд.(Александр Македонский)
Михаил Илларионович Кутузов – известнейший русский полководец, герой Отечественной войны 1812 года
Сириус – самая яркая звезда ночного неба. (РАЗНОГЛАСИЯ).
Выводы:
1)-прилаг. в форме простой сравнит. степени в предложении чаще всего являются сказуемыми;
-прилаг. в форме сложной сравнит. степени в предложении чаще всего являются определениями.
-прилаг. в форме простой превосход. степени в предложении чаще всего являются определениями;
-прилаг. в форме сложной превосход. степени в предложении чаще всего являются
Определением (ИНОГДА – СКАЗУЕМЫМ).
2)прилаг-е в форме сравнительной и превосходной степени необходимы для того, чтобы сравнить один предмет с другим или подчеркнуть значимость определённого признака предмета, проявляющегося в большей или меньшей степени.
(СЛАЙД 10) Сравните с теорией (КЛАСТЕРОМ) . Всё ли у нас получилось?
! ОЦЕНИТЕ СВОЁ УЧАСТИЕ В РАБОТЕ ГРУППЫ.
ДАВАЙТЕ СДЕЛАЕМ 1-ОЕ ОТКРЫТИЕ и подведём итог:
Прилаг-е имеют 2 степени сравнения: сравнит. и превосход. Сравнительная степень обозначает, что какой-то признак проявляется в одном предмете в большей или меньшей степени;
Превосходная – какой-то признак проявляется в одном предмете в наибольшей или наименьшей степени.
Простая сравнительная образуется с пом. суф. е, ее, (ше); сложная – с пом. слов более, менее+ полная форма при лагательного;
Простая превосходная – с пом. суф. ейш ,айш; сложная – с пом. слов наиболее, наименее, самый.
прилаг. в форме простой сравнит. степени не изменяются; прилаг. в форме сложной сравнит. степени+ в в обеих формах превосх. степ. измен. по родам, числам, падежам.
прилаг. в форме простой сравнит. степени в предложении чаще всего являются сказуемыми;
-прилаг. в форме сложной сравнит. степени в предложении чаще всего являются определениями.
-прилаг. в форме простой превосход. степени в предложении чаще всего являются определениями;
-прилаг. в форме сложной превосход. степени в предложении чаще всего являются
Определением (ИНОГДА – СКАЗУЕМЫМ).

(СЛАЙДЫ 11,12): ДАВАЙТЕ ВСЁ СРАВНИВАТЬ! (УСТНО)
По каким признакам можно сравнить деревья?
-А может одно дерево быть более лиственным, чем второе?
А что можно сказать о книгах?
-может ли одна из них быть более бумажной, чем другие?(разряд)
-а более толстой?(разряд)
-а более старой?(разряд)
Чьи это следы?(разряд). Можно сказать, что один из них более медвежий, чем лисий?
2-ОЕ ОТКРЫТИЕ: Степени сравнения образуются не от всех прилагательных. От относительных и притяжательных степени сравнения не образуются.
V. Перичное закрепление знаний (СЛАЙД 13)
КАРТОЧКИ: РАБОТА В ПАРАХ. Прочитайте предложения. Найдите имена прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени сравнения, определите их морфемные признаки, синтаксическую функцию. (3 мин.)

По территории нашей Родины течёт самая большая река  в Европе - Волга.
Среднесибирское плоскогорье – одно из крупнейших плоскогорий в мире .
Ключевская сопка – самый высокий вулкан в Азии .
Природа Северного Урала суровее природы Среднего и Южного Урала.
.
3-ОЕ ОТКРЫТИЕ: простая форма сложной превосходной степени прилагательного может входить в состав сказуемого.


ЗАДАНИЕ 3, (СЛАЙД 14): «ОТГАДАЙ ЦВЕТОК» (ИНДИВИДУАЛЬНО). Вставьте подходящие прилагательные в форме простой сравнительной или превосходной степени сравнения, отгадайте название растения.
Всего лишь три дня живет на воде цветок этого (удивительнейшего) растения. Корневище его (мощнее) ,чем у водяного ореха. Розовато- белые цветки кажутся (огромнее) на воде .
СЛАЙД 15 – ОТВЕТ - Лотос Комарова )
4-ОЕ ОТКРЫТИЕ: важная роль прилагательных в форме сравнит. и прев. степеней сравнения в собственном тексте.
ОЦЕНИТЕ КАЖДЫЙ СВОЮ РАБОТУ.
VI. Первичное усвоение знаний. Мини-тест. (СЛАЙДЫ 16-18)
ТЕСТ
1. Укажите, где форма сравнительной степени образована неверно?
2.От какого прилагательного нельзя образовать форму простой сравнительной степени?
3. Укажите прилагательные в форме составной превосходной степени:
4. В каком ряду все формы прилагательных образованы неверно?
5. Какой разряд прилагательных образует степени сравнения?
6. Какое прилагательное не образует степени сравнения?
(СЛАЙД 19) ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ! ОЦЕНИТЕ СЕБЯ.
У кого нет ошибок? Кто допустил ошибки? Как вы думаете, почему?
VII. Рефлексия.
Вспомним цель нашего урока и задачи, которые мы решали. (СЛАЙД 20) Достигли ли цели, со всеми задачами справились?
А теперь подведём итоги.
-С какими понятиями мы сегодня познакомились?
-Что для было трудным? Что легче вам было сделать? Что предстоит узнать?
Ребята, вы проделали сегодня огромнейшую работу, поэтому многие из вас заслуживают самых хороших и самых отличных отметок.
! Оцените свою работу на уроке в листах самооценки.
(?) Оцените, пожалуйста, наш урок, свою работу на уроке, работу своих товарищей, используя разные формы степеней сравнения прилагательных. (Самый оригинальный ответ самый активный ученик, самое интересное задание, самый богатый опыт


ВЕРНЁМСЯ К ЭПИГРАФУ НАШЕГО УРОКА (зарядка для ума) (СЛАЙД 21):
какой путь мы с вами выбрали? Думаю, многие выбрали для себя самый сложный путь и получили замечательный опыт (жизненный, учебный, личный), пот. что на уроке вы совершили множество открытий!
- Какие открытия вы для себя сделали? (СЛАЙД 22):
Для меня сегодня было открытием
(Сравнение – это универсальная категория .которая нам необходима не только в рус. языке, но и в жизни).
НА ПЕРСПЕКТИВУ РАЗМЫШЛЕНИЯ:
(! )Я же хочу в конце урока подарить вам на память мудрость:
«Превосходная степень, конечно, превосходит сравнительную и не скрывает своего превосходства. Превосходная степень выбирает для сравнения только себе подобных, общается только с себе подобными. Сравнительная степень живет веселее, у нее широкий круг общения. С этим себя сравнишь, с тем себя сравнишь – и сам станешь выше, умнее, красивее. А самое высокое дерево может оказаться ниже не слишком высокого дома» (по Ф.Кривину).
Как вы понимаете эту мудрость, обсудим на след. уроке.
Домашнее задание (на выбор). (СЛАЙД 23) РАСПЕЧАТКИ+ КТО-ТО ПРОЧИТАЕТ
Составить свой кластер по теории (пар. 104).
Выписать из книги, которую вы читаете в данный момент, 5 предложений, в которых употребляются прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Указать их морфемные признаки и синтаксическую функцию.
Какие реки, озёра, горы, города есть в России? С помощью географической карты сравните реки по ширине и длине, горы по высоте, озёра по глубине, города и сёла по величине. Укажите прилагательные в форме соответствующей степени сравнения, их морфемные признаки, синтаксическую функцию.
Письмо литературному герою с использованием всех форм степеней сравнения прилагательных.
Мне было очень приятно с вами общаться сегодня. Мы хорошо поработали и получили хорошие результаты. Давайте снова улыбнёмся друг другу! Спасибо за урок.





















Игра «Крестики-нолики». Верные утверждения – X; неверные – О.
Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.
Изменяется по лицам, числам и падежам.
Имя прилагательное связано в роде, числе и падеже с именем существительным.
Качественные прилагательные обозначают такой признак предмета, который может быть выражен в большей или меньшей степени.
Общее грамматическое значение прилагательного – признак предмета.
В предложении имя прилагательное чаще всего бывает определением, в краткой форме – сказуемым.
Имена прилагательные во множественном числе изменяются по родам.
Все прилагательные имеют краткую форму.
Относительные прилагательные обозначают признак предмета по его принадлежности какому-либо человеку или животному.
Признаки, которые обозначают притяжательные прилагательные, не могут быть у предмета в большей или меньшей степени.
Заполните таблицу:

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10















Игра «Крестики-нолики». Верные утверждения – X; неверные – О.
Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.
Изменяется по лицам, числам и падежам.
Имя прилагательное связано в роде, числе и падеже с именем существительным.
Качественные прилагательные обозначают такой признак предмета, который может быть выражен в большей или меньшей степени.
Общее грамматическое значение прилагательного – признак предмета.
В предложении имя прилагательное чаще всего бывает определением, в краткой форме – сказуемым.
Имена прилагательные во множественном числе изменяются по родам.
Все прилагательные имеют краткую форму.
Относительные прилагательные обозначают признак предмета по его принадлежности какому-либо человеку или животному.
Признаки, которые обозначают притяжательные прилагательные, не могут быть у предмета в большей или меньшей степени.
Заполните таблицу:

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10














Ф. И. ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Задания
Количество
своих ошибок, недочётов
Оцени
себя
Оцени работу каждого участника группы

«Крестики-нолики».




Исследовательская работа в группе.





Работа с карточками.




«Опиши цветок».




Тест.




Отметка за урок:


Ф. И. ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Задания
Количество
своих ошибок, недочётов
Оцени
себя
Оцени работу каждого участника группы

«Крестики-нолики».




Исследовательская работа в группе.





3. Работа с карточками.




4.«Опиши цветок».




5.Тест.




Отметка за урок:


Ф. И. ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Задания
Количество
своих ошибок, недочётов
Оцени
себя
Оцени работу каждого участника группы

1.«Крестики-нолики».




2.Исследовательская работа в группе.





3.Работа с карточками.




4. «Опиши цветок».




5.Тест.




Отметка за урок:


Задание ГРУППЕ (ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ).
С помощью толкового словаря выясните значение слов: «сравнительный», «превосходный». На основе лексического значения данных слов сделайте вывод, что обозначает сравнительная степень, а что – превосходная.

С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна. 1. см. сравнить. 2. поли. ф. Осуществляемый на основе сравнения, сопоставления. С. метод. Сравнительная грамматика (исследование общих черт грамматического, а также звукового или словообразовательного строяродственных языков).Сравнительное славяноведение. 3. То же, что относительный (в 1 знач.). Наступило сравнительное спокойствие. 4. сравнительно, нареч. Более или менее, в достаточной мере. Сравнительно небольшой срок. Сравнительно недорого. * Сравнительная степень - в грамматике: то же, что степень сравнения (см. степень). Сравнительно с кем-чем, предлог с те. п. - по сравнению, в сравнении с кем-чем-н. Нынче теплее сравнительно с прошлым годом.

ПРЕВОСХОДНЫЙ
-ая, -ое; -ден, -дна. 1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], очень хороший. П. специалист. П. рассказ. Превосходно (нареч.) себя чувствовать. 2. превосходно, частица. То же, что прекрасно (см. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в 4 знач.). II сущ. превосходность, -и, ж. *** 2. , -ая, -ое: превосходная степень - в грамматике: общее название прилагательных и наречий, с высокой [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] образуемых с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] "-айш-", "-ейш-" и обозначающих высшую степень признака, напр. высочайший, высочайше, скромнейший, интереснейший, ин-тереснейше.













Задание ГРУППЕ (МОРФЕМНЫЙ УРОВЕНЬ)

Прочитайте предложения, сравните.
Сделай выводы, как образуются формы сравнительной и превосходной степени.

А) Этот тополь высокий. Этот тополь выше клёна. Этот тополь более (менее) высокий.
Этот подарок красивый. Этот подарок красивее. Этот подарок более (менее) красивый.


Б) Я купил мягкий хлеб. Я купил мягчайший хлеб.
Я купил самый (наиболее, наименее) мягкий хлеб.
Это озеро чистое. Это озеро чистейшее.
Это озеро самое (наиболее, наименее) чистое.













Задание ГРУППЕ (МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)
Прочитайте предложения, найдите прилагательные в сравнительной и превосходной степени сравнения.
Попробуйте изменить данные формы прилагательных по родам, числам, падежам. Сделайте вывод, как изменяются прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

Любовь к родной природе – вернейший признак любви к своей стране.
(К.Г. Паустовский)
Нет ничего более рабского, чем роскошь и нега, и ничего более царственного, чем труд. (Александр Македонский)

Утро вечера мудренее.

Конго – самая глубокая река в мире.














Задание ГРУППЕ (СИНТАКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)
Прочитайте предложения, найдите прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
Определите их синтаксическую функцию. Сделайте выводы, какими членами предложения могут являться прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени.
Сравните употребление в текстах прилагательных в н.ф. и прилагательных в формах сравнительной и превосходной степени. Сделайте вывод о роли данных форм в текстах.

Враг хитер, но мы хитрее, враг силен, но мы сильнее. (Пословица)

Нет ничего более рабского, чем роскошь и нега, и ничего более царственного, чем труд. (Александр Македонский)

Михаил Илларионович Кутузов – известнейший русский полководец, герой Отечественной войны 1812 года.

Сириус – самая яркая звезда ночного неба.









Прочитайте предложения. Запишите их. Найдите имена прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени сравнения, укажите их морфемные признаки, синтаксическую функцию.
(5 мин.)
1. По территории нашей Родины течёт самая большая река  в Европе - Волга
2.. Среднесибирское плоскогорье – одно из крупнейших плоскогорий в мире .
Ключевская сопка – самый высокий вулкан в Азии .
Природа Северного Урала суровее природы Среднего и Южного Урала.


Прочитайте предложения. Запишите их. Найдите имена прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени сравнения, укажите их морфемные признаки, синтаксическую функцию.
(5 мин.)
1. По территории нашей Родины течёт самая большая река  в Европе - Волга
2. Среднесибирское плоскогорье – одно из крупнейших плоскогорий в мире .
3. Ключевская сопка – самый высокий вулкан в Азии .
4.Природа Северного Урала суровее природы Среднего и Южного Урала.


Прочитайте предложения. Запишите их. Найдите имена прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени сравнения, укажите их морфемные признаки, синтаксическую функцию.
(5 мин.)
1. По территории нашей Родины течёт самая большая река  в Европе - Волга
2. Среднесибирское плоскогорье – одно из крупнейших плоскогорий в мире .
3. Ключевская сопка – самый высокий вулкан в Азии .
4.Природа Северного Урала суровее природы Среднего и Южного Урала.


Прочитайте предложения. Запишите их. Найдите имена прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени сравнения, укажите их морфемные признаки, синтаксическую функцию.
(5 мин.)
1. По территории нашей Родины течёт самая большая река  в Европе - Волга
2. Среднесибирское плоскогорье – одно из крупнейших плоскогорий в мире .
3. Ключевская сопка – самый высокий вулкан в Азии .
4.Природа Северного Урала суровее природы Среднего и Южного Урала.




«ОПИШИ ЦВЕТОК».
Прочитайте. Вставьте подходящие прилагательные в форме простой сравнительной или превосходной степени сравнения, отгадайте название растения.
Всего лишь три дня живет на воде цветок этого растения. Корневище
его ,чем у водяного ореха. Розовато - белые цветки кажутся
на воде .


«ОПИШИ ЦВЕТОК».
Прочитайте. Вставьте подходящие прилагательные в форме простой сравнительной или превосходной степени сравнения, отгадайте название растения.
Всего лишь три дня живет на воде цветок этого растения. Корневище
его ,чем у водяного ореха. Розовато - белые цветки кажутся
на воде .


«ОПИШИ ЦВЕТОК».
Прочитайте. Вставьте подходящие прилагательные в форме простой сравнительной или превосходной степени сравнения, отгадайте название растения.
Всего лишь три дня живет на воде цветок этого растения. Корневище
его ,чем у водяного ореха. Розовато - белые цветки кажутся
на воде .














{ђ Заголовок 2{ђ Заголовок 315