Урок русского языка в 6 классе «Степени сравнения имен прилагательных»

Урок русского языка в 6 классе
«Степени сравнения имен прилагательных»
Цель: усвоить значение прилагательных в форме сравнительной и превосходной степени.
Задачи:
систематизировать знания учащихся по теме,
развивать умение находить формы степеней сравнения в тексте, правильно их употреблять,
формировать умения, необходимые для выполнения проектной работы (уметь работать с научной литературой, проводить исследование, подготовить выступление, мультимедийную презентацию, уметь выступать перед аудиторией),
формировать умение работать в группе.

Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Фронтальная беседа
Что знаем об имени прилагательном?
Какими бывают разряды по значению?
Какие прилагательные качественные?
Какие прилагательные относительные?
Какие прилагательные притяжательные?
1)Индивидуальные карточки (3 уровня, работают по ним 6 учащихся).
2) Буквенный диктант
Красивый узор, железная дверь, зелёный лист, заячья избушка, темная ночь, отцов пиджак, хрустальный бокал, мамино письмо, приветливый человек, спортивная обувь, радостное событие, вчерашняя газета, вкусный завтрак, дневной сеанс, зимнее утро, сестрицыны варежки 
К о к п к п о п к о к о к о о п
3) А теперь поиграем в игру «Хвастунишка», которая  поможет проверить, умеете ли вы образовывать формы степеней сравнения. Например: я высокая – а я выше – а я самый высокий. Старайтесь использовать разные формы степеней сравнения.  (Учитель называет положительную степень прилагательного, учащиеся – другие формы.)
Я счастливая (ый) Я умная Я красивая Я спокойная Я нежная Я добрая Я веселая
 Я вижу, что вы умеете образовывать разные формы степеней сравнения. Знаю, что и находить их вы тоже умеете. Сейчас я предлагаю вам познакомить всех с результатами выполнения проектной работы.(Учащиеся получили задание заранее, имели возможность получить консультацию учителя.)
Выступление первой группы – «Использование форм степеней сравнения прилагательных в пословицах». (Выступление учащегося)
– Запишите пословицы, определите в них синтаксическую роль прилагательных.  Человеческое слово острее стрелы. Маленькое дело лучше большого безделья.
Выступление второй группы – «Использование форм степеней сравнения прилагательных в телевизионной рекламе» (выступление учащегося)
I I I. Открытие новых знаний. 
1.Сравните дома по высоте.
Высокий - выше
2. А этот дом по сравнению с предыдущими?
Высочайший, (самый высокий).
3. Запишем эти слова.
Высокий - выше – высочайший (самый высокий).
- Какое прилагательное показывает, что признак проявляется в большей степени, чем в другом? (Выше)
- Какое прилагательное обозначает самую высокую степень проявления признака? (Высочайший)
- Где признак предмета сравнивается с другим? (Высокий – выше)
- Как назовем такую степень? (Сравнительная)
- Как назовем вторую степень, если известно, что она превосходит всех? (Превосходная)
- Подберите к прилагательным в форме сравнительной и превосходной степени существительные м., ж., с., рода и мн. числа. Сделайте вывод.
- Просклоняйте имена прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени по падежам. Сделайте вывод.
4. Работа с учебником. Сравните свои выводы с текстом учебника. 
Что обозначает сравнительная степень прилагательных? Превосходная? Как изменяются прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени.
Физминутка. Выполняем упражнения вслед за мной, но при этом внимательно слушаем песенку о степенях сравнения.
I V. Формирования умений.
1. Сравните тетрадь и книгу по толщине, куст и дерево по высоте.
Сравните по размеру озеро, море и океан.
Найдите свои предметы для сравнения.
2. Выполнение письменной работы по учебнику.
3. Подберите к данным существительных прилагательные в форме превосходной степени.
Эверест, Амазонка, Тихий океан, Юпитер, мама, бабушка, отец, атом,
Для справок: высокий, длинный, великий, огромный, добрый, любимый, строгий, мелкий.
4. Выполнение упражнения из учебника.
5.Выполните синтаксический разбор одного предложения. Сделайте вывод о роли прилагательных в форме превосходной степени
Блеснула молния, и раздался сильнейший удар грома.

V. Итоги урока. Рефлексия (устно). Выставление оценок.
Что нового узнали на уроке?
- Что обозначают прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени? Как изменяются? Роль в предложении?
VI. Домашнее задание.
- Подготовить связный рассказ о прилагательных в форме сравнительной и превосходной степени. Письменная работа по учебнику (задаются два упражнения)