Статья «Взаимодействие классного руководителя с родителями как условие успешного развития личности младшего школьника»


учитель начальных классов
Лонгинова Виктория Владимировна
«Взаимодействие классного руководителя с родителями как условие успешного развития личности младшего школьника».
Основным структурным элементом в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга, первичного сплочения коллектива, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остается классный руководитель.
Актуальность данной работы заключается в том, что проблема взаимодействия школы и семьи всегда была и остается в центре внимания.
Цель работы – изучить деятельность классного руководителя.
Объектом является процесс деятельности классного руководителя.
Предмет – работа классного руководителя с родителями.
Задачи:
1. Определить функции и основные формы работы классного руководителя с родителями.
2. Проанализировать работу классного руководителя, выявить приоритетные формы взаимодействия с родителями.
3. На основе методики Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения», выявить уровень удовлетворенности родителей.
4. Сформулировать пути совершенствования работы классного руководителя с родителями.
Методы работы – анкетирование, теоретический анализ.
Особая роль классного руководителя состоит в том, чтобы, повышая педагогическую культуру родителей учащихся, добиваться единства в воспитательной деятельности школы и семьи.
Важным звеном в построении воспитательной работы является взаимодействие педагога с родителями школьника. Семья – та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья, выполняя следующие важнейшие функции:
регулирование физического и эмоционального развития;
влияние на умственное развитие;
ознакомление ребенка с социальными нормами;
формирование ценностных ориентаций;
социальная поддержка.
Работа классного руководителя с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. Индивидуальная работа с родителями и другими взрослыми членами семьи учащегося сложна и разнообразна. Индивидуальное общение, если оно продуманно построено учителем, как правило, результативно.
Успех осуществления поставленных задач во многом зависит от характера тех взаимоотношений, которые складываются между учителем и родителями. Основой, таких взаимоотношений должны стать взаимодоверительные контакты.
Большие возможности предоставляет работа с коллективом родителей.
А как же привлечь к работе родителей?
В нашем классе, начиная с 1 года обучения, применяется своего рода «ноу-хау». Так, все родители класса делятся на группы (6 групп) по 5-6 человек. При этом деление на группы родителей осуществляется по выбору детей. Дети в классе формируют группы на основе личных симпатий, дружеских отношений, а также по интересам. Родители детей из одной группы также создают группу в составе родительского комитета. Путем голосования в группе выбирается координатор, который осуществляет организацию работы в группе, распределяет функции между членами группы, дает поручения, при необходимости доводит до членов группы необходимую информацию, в том числе путем СМС-оповещения.
Председатель родительского комитета выбирается простым голосованием на общеклассном родительском собрании одновременно с формированием групп и выбором координаторов.
Поэтому, целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Критерием классификации является количество родителей, включенных в деятельность. А в деятельность включены все родители класса. Например, все мероприятия, проведение которых запланировано в текущем учебном году, при помощи жеребьевки распределяются между группами. Таким образом, каждая группа является ответственной за проведение того или иного мероприятия, что является своего рода положительным новшеством, так как все родители класса задействованы в работе родительского комитета, в жизни класса в целом, при этом, практика, когда вся работа возлагается на одних и тех же родителей, исключается. Благодаря творческому подходу классного руководителя и родителей учащихся класса сформировано тесное сотрудничество в управлении как учебного, так и воспитательного процессов в классе. Если форма работы – элемент организации, то метод – это средство воздействия.
Основные направления деятельности с родителями:
- Художественно-эстетическая;
- Спортивная
- Информационно-просветительская;
- Научно-исследовательская
- Традиционные мероприятия
- Материально-техническая
- Досуговая
Для повышения уровня учебно-воспитательной работы с учащимися очень важно создание дружного работоспособного коллектива родителей класса.
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Взаимодействие заключается и в единстве требований к ребенку, организации совместной деятельности, изучении ребенка в семье и школе, составление программ его развития.
Как показывает опыт, родители и учащиеся могут взаимодействовать в различных видах деятельности. Успешность этого взаимодействия зависит от позиций педагогов, их понимания важности работы не только с ребенком, но и с семьей в целом.
Таким образом, мы можем сказать, что классный руководитель не должен навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, а должен ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса
Изучение эффективности функционирования
работы школьного учреждения, классного руководителя и родительского комитета
Для изучения эффективности работы нами проведено небольшое исследование. Использовалась методика И.В. Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения».
На родительском собрании предлагается родителям внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо было обвести ниже выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.
Целью данной методики является выявление уровня удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения, классного руководителя, родительского комитета. На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:
Удовлетворенность родителей работой (У) определяется как частное, полученное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов. Если коэффициент У равен 3 или больше этого числа, это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент У меньше 2, это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения, классного руководителя, родительского комитета.
По результатам исследования можно сказать о высоком уровне удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения, поскольку коэффициент У находится в пределах от 3 до 4.
Многие родители удовлетворены общеобразовательным учреждением, классным руководителем, родительским комитетом и коллективом, в котором учится их ребенок. Это очень важно, поскольку ребенок очень тесно связан с семьей, он еще не приобрел нужной способности к управлению своими чувствами, своим поведением и пока еще пытается, конечно, неосознанно, искать в школе то, в чем он нуждается. Это свидетельствует о том, что в семье разумные, добрые отношения, тогда ребенок сам будет вносить в школу доброту и разумность. Очень важно, чтобы родители испытывали чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и педагогом ребенка, от этого зависит уровень удовлетворенности родителей деятельностью администрации школы, классным руководителем, родительским комитетом.
Школа и семья – от согласованности их действий зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Взаимоотношения семьи и школы важны на всех этапах школьной жизни ученика.