УТРАТА СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ – ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ПРОБЛЕМ КАЗАХСТАНСКОГО ОБЩЕСТВА Семья – это первооснова общества, выполняющая множество социальный функций, именно в семье формируется личность, а именно в этот период прививаются главные духовно-нравственн


Дюсенбаева Г.М
и.о директора школы
Юбилейная средняя школа
с.Юбилейное, Тарановский район,
Республика РррРеспублика Казахстан
Аннотация
Традиционно  главным  институтом  воспитания  является  семья.  Автор статьи раскрывает факторы, влияющие на утрату семейных ценностей . Подчёркивается важность проблемы семейного воспитания для государства.
Дощанова С.Е
Ключевые слова: семья, семейное воспитание, фактор ,асоциальные семьи, социальное сиротство,
УТРАТА СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ – ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ПРОБЛЕМ КАЗАХСТАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Семья – это первооснова общества, выполняющая множество социальный функций, именно в семье формируется личность, а именно в этот период прививаются главные духовно-нравственные ценности такие как: семейные традиции, понятие чести , добра, справедливости. 2013 год на случайно объявлен годом семьи в Казахстане. Понимая важность проблем семейного воспитания глава государства Н.А Назарбаев на церемонии награждения национального конкурса «Мерейлі отбасы» отметил , что «семья –это величайшая ценность . Сквозь тысячелетия и века, от поколения к поколению является хранительницей моральных ценностей моральных устоев , национальных устоев, национальных традиций каждого общества…семья –это неиссякаемый источник любви к своему народу , его культуре и быту. Это родник патриотизма и вечной заботы о процветании Родины сквозь призму счастья родителей, детей и внуков» [1 ]
Государство в последнее время ведёт целенаправленную политику в семейном воспитании. За последние годы приняты проекты, программы реализующие формирование понятий «семья» , «семейные ценности» и т.д .
Главным основополагающим документом для общеобразовательных школ стала Концепция воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан, разработанная министерством образования и науки Республики Казахстан. В преамбуле проанализированы проблемы нашего общества: потеря национальных ценностных ориентиров; ослаблена воспитательная роль социального института семьи и т д [2 ,с 3]
Проблемы семейного воспитания на сегодняшний день являются глобальными проблемами современного общества. От того как мы воспитываем своих детей зависит будущее казахстанского общества. В последнее время у нас стране большое внимание уделяется семейному воспитанию. И это неслучайно, ведь государство вмешивалось за частую в дела семейные тогда, когда в семье происходило асоциальное поведение. Проблемы нужно решать, когда они только начинают зарождаться, а не тогда, когда всё разрушено до основания.
Сегодня как никогда , нужно укреплять институт семьи , повышать её статус. В этом сложном процессе семейного воспитания особое внимание необходимо в первую очередь уделять факторам , которые влияют на прочность семейных отношений . В перестроечный период наше молодое государство было занято высокими темпами роста экономики страны , а духовно-нравственные ценности семьи были практически утрачены в обществе. Мы провели анкетирование на тему «Семейные ценности». В анкетировании участвовало 15 родителей. Таблица № 1
Вопросы Ответы
есть генеологическое древо вашей семьи да –ответили 13,3 %,
нет – 86,6 %
Есть ли в вашей семье … Семейные заповеди 20%
Семейный кодекс чести – 0%
-Семейное портфолио»(сем. альбом – 80%
Какие традиции существуют в Вашей семье -традиции, связанные с праздниками -46,6%,
-традиции «Выходного дня» -33,3 %
- традиции, связанные с 4достижениями (1-й шаг, 1-е слово, поступление в школу/институт, сдача экзаменов и т.д. -66,6%-традиционные игры в кругу семьи («Лото», «Монополия» и т.д.) – 20%
Каким образом, те или иные традиции появились и закрепились в Вашей семье?
-они закреплены обществом (традиционные)- 33,3%
- они переходят в нашей семье от поколения к поколению –20%
Мы сами целенаправленно сделали это традицией нашей семьи -40%
Как происходит приобщение ребенка к тем ценностям, которых придерживается ваша семья? - правила установленные в семье – 47 %;
-воспитательные беседы с ребенком – 53%
-личный пример – 13,3%
Хотели бы Вы, чтобы ваши дети переняли ваши семейные традиции в свои будущие семьи? да – 60%
традиционные национальные обряды – 20%
Какие традиции и ценности существуют в Вашей семье?
празднование нового года, юбилеи, дни рождения - 73%
По результатам анкетирования видно, что самый низкий % показали вопросы: генеологическое древо, семейные традиции, традиционные семейные игры, передача традиций из поколение в поколение , личный пример . Поэтому приоритетным направлением в воспитательной системе школы стоит семейное воспитание . Судя по результатам анкетирования в школе существует проблема семейного воспитания.
Одним из главных факторов утраты семейных ценностей на сегодняшний день это социально-экономические проблемы. В годы перестройки государство утратило рычаги управления семьёй, особенно духовно-нравственные и психолого-педагогические основы. Именно в этот период государство утратила некоторые семейные ценности .
Информацию о росте разводов в Казахстане, передает Tengrinews.kz. За январь-ноябрь 2013 года количество зарегистрированных браков составило 155,3 тысячи (рост на 1,5 процента), а разводов - 47,3 тысячи (рост на 4,9 процента).[3] Следующим фактором утраты семейных ценностей социально-педагогические проблемы. По статистическим данным на 1 октября 2013 года, в республике проживает 33,7 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них определены под опеку и попечительство 21,8 тыс. детей, на патронатное воспитание – 1,9 тыс. детей, в интернатные организации – 9,8 тыс детей. Из 9 879 воспитанников интернатных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, систем здравоохранения, образования, труда и социальной защиты населения, свыше 80 % – это дети, родители которых находятся в местах заключения, признаны безвестно пропавшими, недееспособными, лишены родительских прав и т.д. [4]
Специалисты признают, что одной из причин невысокой эффективности профилактики социального сиротства является позднее выявление семейного и детского неблагополучия , отсутствие комплексной работы с семьёй на ранней стадии кризиса , включая работу с беременными матерями группы «риска».
Ещё один фактор , который играет огромную роль в утрате семейных ценностей для молодого поколения - это ассоциальное поведение. Асоциальные семьи–неблагоприятный тип семьи с аморальным микроклиматом и негативным воздействием на развитие ребенка. Материальное положение тяжелое. Никакой заботы о детях, полезной организации их жизни и деятельности в подобных семьях нет.[5]. В таких семьях преобладает систематическое пьянство, часто совместное отца и матери, развратный образ жизни родителей, иногда с вовлечением в него детей, их избиение. Внутрисемейные отношения строятся таким образом, что они приносят значительный вред духовному и физическому развитию ребенка. По данным Министерства внутренних дел Республики Казахстан в республике на учете в правоохранительных органах состоят свыше 12 тысяч неблагополучных семей, в которых воспитывается более 20 тысяч детей. Ежегодно в детские дома поступают от 1,5 до 2 тысяч детей. [4.1]
Выше перечисленные сухие цифры, а за ними сломленные детские души, есть над чем нам ни только задуматься , но и конкретно принимать решительные меры.
В заключении хочу подчеркнуть, что огромную роль в семейном воспитании играет эмоциональный фон в семье, отношения между родителями, их умение поддержать любовь и теплоту к друг другу, а особенно к детям. Только в счастливой семье, где царит любовь и взаимопонимание могут вырасти полноценно развитые и счастливые дети .Литература:
1.Г Абдикаликова .Казахстанская правда от 04.03.15 « Беречь высочайшую ценность »
2 «Концепция воспитания в системе непрерывного образования.» Астана. 2009 г. .Министерство образования и науки РК3. Агентство по статистике .http://tengrinews4.Стратегический план Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2014 – 2018 годы .
5. Википедия (русский словарь ) . https://ru.wikipedia.org/wiki