интегрированный урок по математике и природоведению


Интегрированный урок по математике и биологи.
«Путешествие по морским глубинам» 5-й класс
Учитель Александрова Т.А. и Панкова О.Н.
Цели урока:
Расширить представление о разнообразии растений и животных морей и океанов, об их распространении: в мелководной прибрежной части, в толще и на дне, в коралловых рифах;
раскрыть взаимосвязи и приспособленность обитателей морей и океанов к жизни в разнообразных условиях.
cовершенствовать вычислительные умения и навыки, при умножении и делении на числа, оканчивающиеся нулями; 
продолжить формирование умений решать задачи на движение; 
воспитание бережного отношения к окружающему миру. 
Оборудование:
таблицы;
компьютеры
электронный материал "Жизнь в морях и океанах"
коллекции морских обитателей
Содержание урока
Организационный момент
Сегодня у нас интегрированный урок математики и природоведения
Я хочу пригласить вас прикоснуться к моей мечте. Я всегда хотела увидеть … (фрагмент из фильма) подводный мир. Он, очень красив и напоминает сказку. Мне кажется, вы со мной согласитесь. Хотите ли вы отправиться в путешествие, тогда давайте попробуем определить тему урока.
(предположение детей) Да, действительно тема нашего урока "Жизнь в морях и океанах"
Цель нашего путешествия : пополнить знания о деление и умножение чисел оканчивающихся нулями. Решение задач на движение и продолжим знакомство с жизнью подводного мира морей и океанов. Тогда выполните первое задание: У каждого из вас на груди эмблема с изображением животного, определите группу, в которой вам придется путешествовать? Посмотрите друг на друга, не затерялся ли кто-то.
Задача: какой процент составляет ваша группа от общего числа собирающихся в путешествие?
Какую часть составляет ваше сообщество от всех изученных сообществ.
2 Актуализация опорных знаний, умений, навыков
3. Изучение нового материала
Я хочу сообщить вам очень приятную новость. В нашу школу пришло письмо из Франции. Оно отправлено из портового города Марселя. Кто же его отправил? Давайте прочитаем – команда Ж.И. Кусто.Ребята, кто такой Жак Ив Кусто? И чем занимается его команда? (Жак Ив Кусто – французский океанограф. Его подводные съемки прославились на весь мир. С 1952 года руководил исследованиями на судне “Калипсо”, позднее на турбопарусном судне “Алкиона”. Изобрел свой акваланг и аппарат “Ныряющее блюдце”. Его команда – это его помощники).Прочтем, что это за письмо.Лучшие математики и биологи 5 А класса МОУ лицея №2 приглашаются в биолого- математическое путешествие с командой Ж. Кусто для помощи в исследовании морских глубин.Начало путешествия (14.04.2014).Хотели бы вы, ребята, отправиться в путешествие команды Ж. И. Кусто? ДЕТИ: Да, конечно.УЧИТЕЛЬ : Корабль команды Кусто находится сейчас в открытом океане.
А на чем мы отправимся к нему, вы узнаете, если соедините линией точки по порядку от 1 до 9. Он может принять на свой борт наш вертолет в любое время.
Прежде чем сесть в вертолет нужно выполнить задание:
Проверка домашнего задания
1С чем можно сравнить моря и океаны ( с многоэтажным домом)
2Сколько этажей в доме(5)
3 Обитатели 1 этажа ( парусник, кораблик, летучие рыбки)
4 Что означает слово планктон, кто в нем проживает (водоросли, лучевики, рачки)
5 К какому сообществу относится морская звезда( донное сообщество)
6 Какое сообщество самое обитаемое (коралловые рифы)
7 Чем питаются обитатели глубоководного сообщества (мертвыми остатками)
8 Почему с определенной глубины в океане не растут растения
Чтобы добраться нам до корабля на вертолёте, нам нужно повторить величины длины, времени и массы. Считаем устно. УСТНЫЙ СЧЕТ 
35 м = см;
28 см = мм
45 км = м
2ч 30 мин = мин
 Молодцы ребята. Садимся в вертолёт и в путь.Задача. Сейчас скорость вертолёта 300км\ч, в пути мы будем 4 часа. Какое расстояние нужно преодолеть до корабля. ( 1200 км – расстояние ).Чтобы не скучно нам было в пути, решим хитрую задачу.ХИТРЫЕ ЗАДАЧИ.Два сына и два отца съели 3 яйца. Сколько яиц съел каждый? ( По 1,т.к. дед, отец, сын). 
УЧИТЕЛЬ : Наш полет продолжается. В океане много кораблей, чтобы определить на какой из них сесть нашему вертолёту, нужно расшифровать название. Шифр и примеры на доске.На доске запись :140 : 20 = 7 (К)300 : 10 = 30 (А)2400 : 30 = 80 (Л)10000:1000=100(И)600 * 3 = 1800 (П)40*50 = 2000 (С)80 * 40 = 3200 (О)
7 30 80 100 1800 2000 32000
к а л и пс о
Итак, на какой же мы будем садиться корабль?УЧИТЕЛЬ: Наш вертолет сел на корабль, команда Кусто встречает вас. УЧИТЕЛЬ: Выходим в открытое море!
Для того чтобы начать исследования каждая группа выбирает своё снаряжение для исследования (лодка, маска и ласты, акваланг, батискафф)
А теперь покажите, что вы физически готовы к выполнению заданияДинамическая гимнастика.
 УЧИТЕЛЬ: Нас пригласили не просто так Раз мы помощники, то должны провести исследования. У каждой группы свое задание оно отображено в маршрутном листе. Переходим к исследованиям. Идет фильм для 2 группы
Название природного сообщества Представители Основная проблема Пути решения
 Поверхность воды    Как удержаться на поверхности воды
Толщи воды Как передвигаться в толще воды Донное Как защититься от врагов и передвигаться по дну Глубоководное Как ориентироваться в полной темноте Каждая команда решает задание по своему сообществу
 ЗАДАЧА № 1 Четырехкрылая летучая рыба способна совершать самые длинные перелеты. Дальность такого рекордного полета 1080 метров, а продолжительность 90 секунд.Найдем, какова ее скорость?
1080 : 90 = 12 м/сек.
ЗАДАЧА № 2 Скумбрия может плыть со скоростью 20 км/ч. Скорость акулы на 6 км/ч больше скорости скумбрии, а меч – рыба развивает скорость, которая в 5 раз превышает скорость акулы. С какой скоростью может плыть меч – рыба? ( решают самостоятельно ).
Скумбрия – 20 км/ч.Акула - ? на 6 км/ч больше, чемМеч – рыба -? в 5 раз больше, чем 1. 20 + 6 = 26 км/ч – скорость акулы2. 26 х 5 = 130 км/ч – скорость меч – рыбы
 ЗАДАЧА №3 Кожистая морская черепаха занесена в Красную книгу. Она откладывает в год 200 яиц, а сухопутная - в 10 раз меньше яиц.На сколько яиц больше откладывает морская черепаха, чем сухопутная ?1)200:10=20 (яиц) 2)200-20=180(яиц)Скажите ребята, а почему все же численность кожистых черепах так мала ? Если учитывать данные, вычисленные нами, то должно быть как раз наоборот?
ЗАДАЧА №4 Коралловые рифы имеют площадь 120000 км2. Ширина коралловых рифов 60 км. На какую длину протянулись коралловые рифы?Решить задачу, составив уравнение. S = 120000 км в = 60 км а = ? км 60а = 120000 кма = 2000 км – длина рифов.
 ЗАДАЧА № 5.Ежегодно в океан при утечке из скважин или при авариях судов попадает 8 млн. тонн нефти. Одна тонна нефти загрязняет 12 км2 морской поверхности. Сколько км2 поверхности воды загрязняется нефтью за 1 год ?1 год – 8 млн. тонн 1 тонна - км2 1 год - ? км2
4 Закрепление материала Презентация заданий.
Группа1Ведет поиск новых знаний, среди известных фактов.
Группа2 . Работает по заданию путем просмотра фильма. Составляет по нему математические задачи.
Группа3. Работают работниками морского музея, восстанавливают утраченные этикетки при помощи определителей и учебника.
Группа 4. Строит макет подводного дома на магнитной доске
Группа 5. Готовит презентацию обитателей кораллового рифа
7. РЕФЛЕКСИЯ ( Если вам понравился урок , то вы уходите не снимая эмблемы, если урок вам не понравился, положите эмблему учителю на стол, если вы остались равнодушными , то оставьте эмблему на рабочем месте.)
8. Оценки. Спасибо за урок.