Контрольная работа по русскому языку и литературе в 11 классе. И.Бунин. Рассказ Русь, града взыскующая


Русь, града взыскующая.
Деревня, усадьба, предвечернее летнее время. В открытые окна нарядно и мирно глядит зелень деревьев.
Тишина, щебет птиц в саду.
И вдруг чей-то трагический, гремящий бас:
— Аз есмь Русь, града и дома взыскующая! По земле ходящая, вопиющая и глаголящая!
И под окном вырастает некто яростный, в неописуемых лохмотьях, не скрывающих нагого тела, с глазами кровавыми, как раны, под всклокоченными лохмами черных волос. Он выкатывает смуглые белки, на все лады ворочает, играет ими и вскидывает кверху скелетно-худые, цвета мумии, руки:
— Бог есть ревнитель и мститель! Бог — человеколюбие и вечное даяние! Но не перенесу щедрот его из рук нечестивых! Царь ваш — тиран, слуги его — кровопийцы! Восстал всевышний бог, да судит земных владык во сонме их! Аз есмь пророк его!
И он раздирает на груди лохмотья, показывает жесткую шерсть на ней и бьет в нее кулаком.
— Червь-книгожитель, прославленный писатель! — кричит он, выкатывая из кровавых век смуглые, как на старой лубочной иконе, белки. — Вот напишите реальность, но не стишки, подобные эльфам и бабочкам! А! Не напишете! Дрогнет рука! Слов достойных не имате! Ибо знаете ли вы, что есть риза нешвенная и что есть риза тленная? Что есть молния стожалая и молния коленчатая? Меск, сиречь мул, и велбуд пустынь? Птица Ивин, питающая гадами? Орлий клекот? Место Краниево? Аз есмь смерд и пророк господень! — воскликнул он, театрально зарыдав. — Отпустите от щедрот ваших несколько драхм и скажите рабам вашим проводить меня по двору: не хочу быть растерзану от псов! Вечером, мертвецки пьяный, он спал в вагоне, весь раскинувшись, навзничь. Выражение его загорелого, далеко назад откинутого лица было адски мрачно и важно. Черная, с крепкой проседью борода торчала вверх путаными клочьями. Возле него валялась корзинка с подаянием — корки хлеба и яйца.
И. Бунин <1927–1930>
Взыскующие града – фразеологизм ВЗЫСКУ́ЮЩИЙ, -ая, -ее (устар. высок.). Ищущий, жаждущий познаний.
РУССКИЙ ЯЗЫК.
1. Проанализируйте временную форму глаголов в данном произведении. Определите цель употребления данных форм в контексте произведения.
2. Деревня, усадьба, предвечернее летнее время. Определите тип предложения, дайте его характеристику.
3.Выпишите пять примеров устаревшей лексики, подберите к ним синонимы или определите их современное звучание. Какова художественная роль использования данных лексем в тексте? Аргументируйте свой ответ.
4.Определите все значения слова «пророк». В каком значении это слово использовано в тексте. В чём заключается символический смысл употребления этого образа в рассказе?
5. всклокоченными Произведите морфемный и словообразовательный разбор.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1. Определите художественный приём, положенный в композиционную основу произведения. Как он помогает раскрытию идеи произведения? Аргументируйте свой ответ.
2. Какими изобразительно-выразительными средствами являются выделенные в тексте сочетания слов? Поясните смысловую нагрузку каждого из них.
3. В чём заключается функция пейзажа? Какой образ контрастен описанию природы? Проанализируйте слова, определяющие «колорит» рассказа. Дайте свой комментарий
4. Прокомментируйте выделенное предложение. Дайте характеристику герою рассказа, опираясь на текст.
5. Поясните смысл заглавия.
*Дополнительное задание.
Дайте свой комментарий высказыванию Гилберта Честертона : « Когда люди хвастаются пороками, это ещё не беда. Нравственное зло возникает, когда они хвастаются добродетелями». Напишите сочинение-рассуждение, опираясь на личный и читательский опыт.