Рабочая программа по предметно-практическому обучению. 5 класс для детей с нарушением интеллекта.


ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО Заместитель директора по УВР Директор
Протокол №1 __________________________ ___________О.В.Балдакова
от «____» августа 2016 г. «___» _____________ 2016 г. Приказ от ____________2016г. №____
Рабочая программа
Наименование учебного предмета ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Класс 5
Уровень общего образования специальное начальное образование
Учитель БУШУЕВА МАРИНА НИКОЛАЕВНА
Срок реализации программы, учебный год 1 год, 2016-2017
Количество часов в неделю – 4 часа, всего по учебному плану 136 часов в год
Планирование составлено на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы», 2011 г.
(название, автор, год издания, кем рекомендовано)
Учебник Т.М.Рогозина, А.А.Гринёва, И.Б.Мылова. Технология. 4 класс. УМК «Перспективная начальная школа».
(название, автор, год издания, кем рекомендовано)
Рабочую программу составила_________________________Бушуева М.Н.
подпись расшифровка подписи
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по предметно-практическому обучению для 5 класса разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы», 2011 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы Т.М. Разогиной, А.А. Гринёвой, И.Б. Мылова «Технология»
Учебно-методический комплект адаптирован для реализации в ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ» с учётом индивидуальных особенностей познавательной деятельности учащихся пятого класса для детей, имеющих нарушение интеллекта.
Обучение строится с учетом психофизических особенностей учащихся. Так как дети испытывают значительные затруднения в обучении и усвоении программного материала в полном объёме, они обучается по индивидуальной программе, в которой даётся система минимальных знаний. Соответственно содержание учебного материала и количество часов по темам варьируется в зависимости от возможностей обучения учащихся.
В соответствии с учебным планом на изучение технологии в 5 классе для детей, имеющих нарушение интеллекта, отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год. Региональный компонент составляет 10% от общего учебного времени.
Целью данного курса является развитие личности ребенка и раскрытие его творческого потенциала в процессе обучения теории и практики трудовой деятельности на основе педагогической поддержки его индивидуальности. Цель обучения и значение предмета выходит далеко за рамки усвоения учащимися конкретных технологических операций. В предмете ППО все элементы учебной деятельности – целеполагание, планирование, ориентировка в задании, преобразование, прогнозирование, умение предлагать способы решения, оценка изделия и т.д. – предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для обучающихся.
Программа по ППО предусматривает решение следующих задач:
развитие сенсорики и моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера, умений работать с различными источниками информации;
освоение содержания, раскрывающего роль трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий; – овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми и конструкторско-технологическими умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно-значимых объектов и общественно значимых предметов труда, способами планирования и организации трудовой деятельности, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникативной деятельности, формирование рефлексивной способности оценивать собственное продвижение и свой вклад в результаты общей деятельности и умений делового сотрудничества;
развитие коммуникативной компетентности, формирование мотивации успеха и достижений, умений составлять план действий и применять его для решения практических задач.
2. Общая характеристика учебного предмета
Особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе — предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (прежде всего абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения). Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности детей на уроках технологии создает важный противовес вербализму обучения в начальной школе, который является одной из главных причин снижения учебно-познавательной мотивации, формализации знаний и в конечном счете низкой эффективности обучения. Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним.
Значение и возможности предмета «ППО» выходят далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В нем все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей.
Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «ППО» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
3. Описание места учебного предмета «ППО»

В учебном плане на изучение предмета «ППО» выделяется 4часа в неделю - 136 часов в год.
Общее представление о технологическом процессе, самообслуживании в разделе «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания» осваивается детьми в процессе изучения раздела «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты»
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры содержания образования включают в себя:
— развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
— развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации: развитие готовности к самостоятельным действиям, ответственности за их результаты; формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; способности уважать результаты труда других людей;
— развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной и отечественной материальной куль- турой;
— формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: доброжелательности, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.
6. Содержание учебного предмета «ППО»
Общекультурные и общественные компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность в жизни человека
Распространённые виды профессий, связанные с механизированным и автоматизированным трудом (с учётом региональных особенностей).
Общее представление о технологическом процессе
Организация рабочего места в зависимости от вида работы, распределение рабочего времени, отбор и анализ информации из учебника и других дидактических материалов, её использование в организации работы, контроль и корректировка хода работы, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Проектирование изделий: создание замысла, его детализация и воплощение. Результат проектной деятельности - «Макет села Мирного».
Самообслуживание
Декоративное оформление культурно-бытовой среды, несложный ремонт одежды (заплатки).
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (22 ч)
Искусственные материалы
Бумага и картон (10 ч)
Виды бумаги, используемые на уроках: цветная для аппликаций и для принтера, копирка, крепированная, калька, ватман. Свойства бумаги: цвет, прозрачность, толщина, фактура поверхности, прочность.
Виды картона, используемые на уроках: цветной, гофрированный.
Выбор бумаги и картона для изделий по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей. Экономное расходование бумаги и картона при разметке на глаз, через копирку, на просвет, по шаблону, по линейке и по угольнику.
Использование измерений для решения практических задач: виды условных графических изображений – простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контурная, размерная, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу, эскизу, схеме.
Инструменты и приспособления для обработки бумаги и картона: карандаш простой, ножницы, канцелярский нож, шило, линейка, угольник, линейка с бортиком (для работы с ножом), кисточка для клея, шаблоны, подкладной лист, дощечка для выполнения работ с канцелярским ножом и шилом. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц, канцелярского ножа, шила.
Основные технологические операции ручной обработки бумаги и картона: разметка, резание ножницами, надрезание канцелярским ножом, прокалывание шилом, гофрирование, сгибание, скручивание, сборка и скрепление деталей (клеевое, ниточное, скотчем, скобами, гвоздём, проволокой, «в надрез»), переплетение (соединение в щелевой замок), отделка аппликацией, сушка.
Практические работы: изготовление новогодних подвесок, масок, открыток, декоративных композиций, головоломок, игрушек, аппликаций.
Текстильные материалы (5 ч)
Виды тканей, используемые на уроках: ткани растительного и животного происхождения. Сопоставление тканей по переплетению нитей. Экономное расходование ткани при раскрое.
Нитки, используемые на уроках: мулине, для вязания.
Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов: иглы швейные и для вышивания, булавки с колечком, ножницы, портновский мел, выкройки, картонные кольца. Приёмы рационального и безопасного использования игл, булавок, шила.
Основные технологические операции ручной обработки текстильных материалов: отмеривание нитки, закрепление конца нитки узелком и петелькой, продёргивание бахромы, разметка через копирку, раскрой деталей по выкройке, резание ножницами, наклеивание ткани и ниток на картонную основу, сшивание деталей из ткани ручным швом «строчка», обработка края ткани петельным швом, вышивание простым крестом, наматывание ниток на кольца, натяжение ниток.
Практические работы: изготовление вышитых закладок, лент, мини-панно, футляров, нитяной графики.
Металлы (2 ч)
Практическое применение металлов в жизни. Виды проволоки. Выбор проволоки с учётом её свойств: упругость, гибкость, толщина. Экономное расходование материалов при разметке.
Инструменты и приспособления для обработки металлов: ножницы, кисточка с тонкой ручкой, подкладная дощечка.
Основные технологические операции ручной обработки металлов: разметка на глаз, по шаблону, резание ножницами, сгибание, скручивание, тиснение.
Практические работы: изготовление каркасных моделей человечков, брошек.
Утилизированные материалы (5 ч)
Практическое применение утилизированных материалов в жизни. Виды материалов, используемые на уроках: пластиковые ёмкости, упаковочная тара из пенопласта. Выбор материалов по их конструктивным свойствам.
Инструменты и приспособления для обработки утилизированных материалов: ножницы, нож канцелярский, шило, кисть для клея, фломастер, дощечка для выполнения работ с ножом и шилом. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц, канцелярского ножа и шила.
Основные технологические операции ручной обработки утилизированных материалов: прокалывание шилом, сборка и скрепление деталей (клеевое, ниточное), тиснение, шлифование наждачной бумагой, отделка шпагатом, окрашивание.
Практические работы: изготовление вазы для осеннего букета, подставок, новогодних подвесок, игрушек-сувениров.
Конструирование и моделирование (2 ч)
Конструирование и моделирование несложных технических объектов по заданным (функциональным) условиям.
Практические работы: изготовление осадкомера.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по предметно-практическому обучению в 5 классе для детей с нарушением интеллекта
№ уро-ка Дата Содержание (разделы, темы, тип урока) Домашнее задание Количество часов Словарь
Всего Провероч-ные и контроль-ные1 четверть (45 часов)
1 Как работать с учебником. Условные обозначения 1 Условные обозначения. Обрати внимание – новый приём работы. Выскажи предположение. Работаем в парах. Я заглянул в словарь терминов.
2-6 Ваза для осеннего букета. С. 6-7 5 Ваза для осеннего букета. Ёмкость, шпагат, циркуль, кисть для клея. Я оклеил(а) ёмкость льняным шпагатом. Улитка, цветок, завиток, капелька, листик, вилюшка.
7 Пластмассы. С. 11 1 Пластмассы. Пластмасса, пластик, пенопласт. Выполнил(а) чертёж на листе писчей бумаги. Заготовка бумаги.
8-13 Подставка из пластиковых ёмкостей. С. 12 6 Подставка из пластиковых ёмкостей. Пластиковая бутылка, самоклеящаяся бумага, калька, циркуль, макетный нож.
14-17 Головоломка. С. 13,14 4 Головоломка. Чертёжная бумага, угольник, макетный нож, фальцлинейка. Я разметил(а) развёртку по чертежу. Я вырезал(а) развёртку по контуру.
18-23 Игрушка-перевёртыш. С. 15 6 Игрушка-перевёртыш. Круглая батарейка, фломастеры. Основа игрушки, заготовка для клапанов, пицовка на развёртке, отделочные детали. Боковые клапаны, заготовка, груз.
24-27 Ремонт книг. С. 16-17 4 Ремонт книг. Корешок, обложка, страницы. Подклейка уголка, разорванной страницы; вклейка выпавшего из книги листа; наращивание полей страниц у корешка
28-32 Олимпийский символ из пяти цветных колец. С.18 5 Олимпийский символ из пяти цветных колец. Я разметил(а) по чертежу и вырезал кольцо, обмотал(а) ниткой … цвета. Я расположил(а) витки ниток плотно друг к другу.
33-38 Металлы. Спортивный значок. С.19 6 Металлы. Спортивный значок. Фольга, калька, лоскуток ткани, стержень ручки, булавка, газета. Я перевёл на кальку рисунок значка, разметил по шаблону детали из картона, обвёл пустым стержнем и вырезал заготовку с припуском.
39-44 Каркасные модели из проволоки. С.20-21 6 Каркасные модели из проволоки. Мягкая проволока. Толстая-тонкая, упругая-гибкая. Я повернул проволоку, растянул, закрутил, оставил петельки
45-49 Лепка декоративного рельефа.
Фигурки из глины или пластической массы. С.22-23 5 Лепка декоративного рельефа.
Фигурки из глины или пластической массы. Скалка, салфетка. Скатал шар, расплющил и раскатал из него тонкую пластину.
50-55 Игрушки-гармошки. С. 24 6 Игрушки-гармошки. Я разметил на картоне по чертежу развёртку и вырезал. Я сделал рицовку и прорезь. Сделал аналогично.
56-60 Бусы из бумаги в технике оригами. С.28-29 5 Бусы из бумаги в технике оригами. Фольга, иголка канцелярская, кусочек тонкой проволоки. Конструировать из бумаги. Сложить «долиной», «горой». Перегнуть (согнуть и разогнуть). Перевернуть на другую сторону. Завернуть. Вставить одно в другое. Раскрыть. Базовая форма.
61-65 Новогодние фонарики. С.30-31 5 Новогодние фонарики. Линейка, угольник, фальцлинейка, макетный нож, шило Я разметил детали по чертежу, проверил соответствие заготовки размерам на чертеже.
66-71 Игрушки из пенопласта. С.32-33 6 Игрушки из пенопласта. Лотки из пенопласта, бисер, бусинки, наждачная бумага.
72-75 Маски из бумаги. С.37-38 4 Маски из бумаги. Узкая тесьма, фальцлинейка, макетный нож, шило.
76-81 Футляр из ткани. С.39-40 6 Футляр из ткани. Лоскутки вельветовой и хлопчатобумажной тканей, широкая тесьма, круглый шнур, аппликация.
82-87 Игрушки из бумаги. С.41-42 6 Игрушки из бумаги. Чертёжная бумага формата А4, пластина с ячейками от таблеток, бусины, макетный нож, шило.
88-93 Оформление изделий вышивкой простым крестом. С.45-46 6 Оформление изделий вышивкой простым крестом. Канва, нитки мулине, игла для вышивания крестом.
94-99 Декоративное панно. С.48 6 Декоративное панно. Крепированная бумага, лист белого картона, калька, шило, стержень шариковой ручки.
100-105 Подарочная открытка. С.51 6 Подарочная открытка. Бархатная бумага, калька, карандаш 2М, ТМ; угольник.
106-111 Ремонт одежды. С.53 6 Лоскутки ткани, швейные нитки, мулине, булавки с колечками, швейная игла.
112-117 Сборка моделей транспортирующих устройств. С.55 6 Я обвёл(а) шаблон, начертил(а) квадратное основание и клапаны. Получилась развёртка коробочки. Я сделал(а) отверстия дыроколом. Я украсил(а) коробочку.
118-123 Фигурки из глины С.56 4 Солёное тесто (глина), стека, чесночница, гуашь.
124-128 Р.к. Проект коллективного создания макета посёлка Вычегодский С.58 5 Упаковочный картон, фальцлинейка, макетный нож, шило.
129-136 Выпуклая аппликация из бумажных полосок. Торцевая аппликация «Петух». Заполнение всего контура элементами, вырезанными из бумаги.
С. 22 6 Начертил(а) полоски разной длины, вырезал(а) и склеил(а). Исходная длина полоски. Одна вторая, одна третья, три четвёртых полоски. Я прикрепил(а) фигурку петуха внутри коробки.
Итого 136 ч