Рабочая программа и календарно-тематическое планирование 5класс


Частное образовательное учреждение
«Православная гимназия преподобного Сергия Радонежского»
Рабочая программа, рассмотрена на заседании МО
Протокол № _______от
«__»_______2016г.
«Согласовано»
______________________
( заместитель директора по УВР)
«__» ________2016г.
«Утверждено»
Приказом директора ЧОУ «Православная гимназия преподобного Сергия Радонежского»
«__» _________2016г №
Рабочая программа учебного предмета
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
(наименование учебного предмета)
Базовый уровень, основное общее, V класс
(уровень образования)
105 часов
(количество часов, отводимых на реализацию программы)
Тюлюмова Алена Геннадьевна, учитель физической культуры
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)
Югорск, 2016 г.
Рабочая программа основного общего образования по физической культуре для 5 класса составлена с учетом следующих нормативных документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897; «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями в приказе Минобрнауки РФ от 31.12.2015г. № 1577);
- Основной общеобразовательной программы основного общего образования
Частного общеобразовательного учреждения «Православная гимназия преподобного Сергия Радонежского»
-  Примерной программы: «Комплексная программа физического воспитания учащихся 5-7 классов»
( М.Я. Виленский - М.: Просвещение, 2014);
– Федерального закона от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте».
Планируемые результаты:
Предметные результаты
Ученик научится:      
рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы её развития, характеризовать основные направления и формы её организации в современном обществе;        
характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;        
определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать  с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;        
разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и  формулировать задачи, рационально планировать режим дня  и учебной недели;        
руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;        
руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.  
Выпускник получит возможность научиться:
характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья;
выполнять организационно-методические требования, которые предъявляются на уроке физкультуры;
рассказывать, что такое физические качества, режим дня и как он влияет на жизнь человека;
измерять частоту сердечных сокращений, оказывать первую помощь при травмах, вести дневник самоконтроля.
планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности;
вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений:
ЗОЖ, оказание первой медицинской помощи, обморожения, ожоги; выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (низкие перекладина и брусья, напольное гимнастическое бревно);
выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса и объёма);
выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности;
целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.
сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
играть в баскетбол, футбол и перестрелку по упрощённым правилам;
выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного Олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр.
Содержание учебного предмета.
5 класс ( 105 часов – 3 часа в неделю)
Рабочая программа состоит из трех разделов: «Знания о физической культуре», «Способы двигательной (физкультурной) деятельности», «Физическое совершенствование».
Раздел 1. «Знания о физической культуре» ( в процессе уроков).
соответствует основным представлениям развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы: 
Правила оборудования мест занятий физической культурой, выбора спортивной одежды и обуви. Символика Олимпийских игр и олимпийского движения. Внешние и внутренние признаки утомления. «Физическая культура (основные понятия)». Значение правильной осанки в жизнедеятельности человека. Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки. Олимпийские игры древности. Режим дня и двигательный режим школьника, его основное содержание. Олимпийские игры в Москве, 1980 г. Утренняя гигиеническая гимнастика.
Раздел 2: «Способы двигательной деятельности» (в течении года)
содержит задания, которые ориентированы на активное включение обучающихся в самостоятельные формы занятий физической культурой. Раздел включает в себя такие темы: «Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой» (подготовка к занятиям физической культурой, выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз (подвижных перемен), проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой. «Оценка эффективности занятий физической культурой» (самонаблюдение и самоконтроль, оценка эффективности занятий физкультурно - оздоровительной деятельностью).
Раздел 3: «Физическое совершенствование»  (105 ч.)
Ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку, укрепление здоровья. Раздел включает в себя ряд основных тем: «Физкультурно-оздоровительная деятельность»
«Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью».
Гимнастика с основами акробатики (16ч.)
Организующие команды и приемы (перестроение из колонны по одному в колонну по четыре дроблением и сведением; из колонны по два и по четыре в колонну по одному разведением и слиянием); упражнения общеразвивающей направленности с предметами и без (сочетание различных положений рук, ног, туловища; на месте и в движении; простые связки; с набивным мячом, гантелями, скакалкой, обручами, палками); акробатические упражнения и комбинации (кувырок вперед и назад; стойка на лопатках); опорные прыжки (вскок в упор присев; соскок прогнувшись); висы и упоры (мал – вис прогнувшись и согнувшись; подтягивание в висе; поднимание прямых ног в висе; дев – смешанные висы; подтягивание из виса лежа); ритмическая гимнастика; упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (дев.) (передвижения ходьбой, бегом, приставными шагами, прыжками; повороты стоя на месте и прыжком); лазание по канату.
Легкая атлетика (42 ч.)
 Беговые упражнения (бег на короткие, средние, длинные дистанции), высокий и низкий старт; ускорения с высокого старта; кроссовый бег, бег с преодолением препятствий; гладкий равномерный бег на учебные дистанции; прыжковые упражнения  (прыжок в высоту способом «перешагивание», прыжок в длину с разбега); упражнения в метании (метание малого мяча в вертикальную и горизонтальную цель, метание малого мяча с места и с разбега (4-5 шагов);
     Лыжная подготовка (19 ч.)
Попеременный двухшажный ход. Одновременный одношажный ход. Одновременный бесшажный ход. Передвижения с чередованием лыжных ходов. Переход с одного хода на другой (переход без шага, переход через шаг. Поворот переступанием на месте и при передвижении на лыжах Подъём на склон ёлочкой и полуёлочкой. Прохождение дистанции 2-3 км в равномерном темпе. Лыжная гонка на 1 км, 2 км
Спортивные игры (28 ч.)
Баскетбол: овладение техникой передвижения, остановок, поворотов, стоек (стойка игрока, способы передвижения, остановка прыжком); ловля и передачи мяча (ловля и передача мяча двумя руками от груди); ведение мяча (ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке; в движении по прямой; ведущей и не ведущей рукой); броски мяча  (броски двумя руками от груди с места, после ведения, после ловли); техника защиты ( вырывание и выбивание мяча); тактика игры ( тактика свободного нападения; тактика позиционного нападения; нападение быстрым прорывом); овладение игрой (игра по упрощенным правилам);
Волейбол:  овладение техникой передвижения, остановок, поворотов, стоек (стойка игрока, способы передвижения, комбинации); передача мяча (передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения, через сетку);  подача (нижняя прямая подача); нападающий удар (после подбрасывания мяча партнёром); тактика игры (позиционное нападение без изменения позиций, свободное нападение); овладение игрой (игры и игровые задания с ограниченным числом игроков, пионербол, игра по упрощенным правилам).

Тематическое планирование
№ Тема урока Дата Виды деятельности Виды контроля
план факт Легкая атлетика – 27 часов
Вводный инструктаж по техники безопасности на уроках по физической культуре. Правила оборудования мест занятий физической культурой, выбора спортивной одежды и обуви. Символика Олимпийских игр и олимпийского движения. Внешние и внутренние признаки утомления 01.09 Вводный инструктаж по технике безопасности на уроках физической культуры, первичный инструктаж на рабочем месте (легкая атлетика, спортивные и подвижные игры, оказание первой помощи). Вводный
Фронтальный опрос.
О.Р.У. Высокий старт. Эстафеты. 02.09 Развитие выносливости:
Равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивностью, с ускорениями; повторный бег с максимальной
скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или уменьшающимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м с высокого старта.; равномерный “6-ти минутный бег Ходьба через несколько препятствий. Встречная эстафета. Бег с максимальной скоростью (60 м). Бег на результат (30, 60 м). Подвижные игры. Текущий
Высокий старт. Встречная эстафета. 07.09 Текущий
Бег 60 м. Эстафеты 08.09 Развитие скоростных способностей.
Прыжок в длину с разбега. Прыжок в длину с места. Прыжок в высоту с прямого разбега из зоны отталкивания. Совершенствование правильной постановке толчковой ноги на место отталкивания.
Многоскоки. Подвижные игры. Развитие скоростно-силовых качеств. Учетный
Комплекс О.Р.У. Прыжки в длину с места. 09.09 Текущий
Прыжки в длину с места. 14.09 Учетный
Отталкивание в прыжках в длину с разбега 15.09 Текущий
Прыжки в длину с разбега с 7-9 м. 16.09 Учетный
Метание теннисного мяча с места 21.09 Развитие координационных способностей. Упражнения на осанку.
Обучение метанию мяча в горизонтальную и вертикальную цель.
Метания малого мяча с места на дальность и на заданное расстояние. Текущий
Метание теннисного мяча с места 22.09 Учетный
Метание теннисного мяча на дальность 23.09 Текущий
Метание теннисного мяча на дальность 28.09 Учетный
Метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель 29.09 Текущий
Метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель 30.09 Развитие скоростно-силовых качеств. Учетный
Бросок и ловля набивного мяча 05.10 Развитие координационных способностей Бросок и ловля набивного мяча. Прыжки через несколько препятствий. Встречная эстафета. Бег с максимальной скоростью
60 м. Игра «Мяч капитану», «Перестрелка». Развитие скоростных способностей Текущий
Бег до 6 мин. Прыжки через препятствия. 06.10 Текущий
Техника бега в равномерном темпе. 07.10 Текущий
Преодоление полосы препятствий. 12.10 Текущий
Круговая тренировка 13.10 Развитие быстроты:
повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с низкого и высокого старта, из разных исходных положений; “челночный бег”; бег с “горки” в максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений; бег 1 км. 400 м, бег 30 м., 60 м.
Комплексы ОРУ, в движении, с мячами, со скакалками. Круговая тренировка. Спец. Бег. упр. легкоатлет ; “рывки” с места и в движении по команде (по заданному сигналу). Текущий
Кросс 1 км. 14.10 Учетный
Эстафеты с преодолением полосы препятствий 19.10 Текущий
Круговая тренировка 20.10 Текущий
Спец. Беговые упр. легкоатлета 26.10 Текущий
Развитие скоростно-силовых качеств 27.10 Учетный
Развитие скоростно-силовых качеств 27.10 Учетный
О.Р.У. подвижные игры Бег 30м. 28.10 Текущий
Гимнастика с элементами акробатики – 16часов; волейбол – 6 часов ПТБ и страховки на уроках гимнастики. Значение правильной осанки в жизнедеятельности человека. Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки 09.11 Гимнастика (значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развития силовых способностей и гибкости; страховка и помощь во время занятий; обеспечение техники безопасности; упражнения для разогревания). Помощь и страховка; демонстрация упражнений; выполнения обязанностей командира отделения; установка и уборка снарядов; составление с помощью учителя простейших комбинаций упражнений.  Вводный
Фронтальный опрос
Освоение упражнений в висе и упорах .Строевая подготовка – закрепление. 10.11 Координировать движения в
акробатических и гимнастических упражнениях. Текущий
Закрепление техники выполнения упражнений в
висах и упорах 11.11 Развитие координационных способностей Взаимодействовать в парах и группах при выполнении гимнастических и акробатических упражнений.
Выявлять ошибки при выполнении гимнастических и акробатических упражнений.
Развитие выносливости.
Выявление работающих групп мышц. Фрагменты акробатических комбинаций, составленных из хорошо освоенных акробатических упражнений
Координировать движения в акробатических и гимнастических упражнениях. Демонстрировать технику правильного выполнения акробатических и гимнастических упражнений. Контролировать величину нагрузки при выполнении акробатических упражнений. Применять правила техники безопасности при выполнении акробатических и гимнастических упражнений.
Развитие скоростно-силовых способностей. Проявлять качества силы, быстроты и гибкости при выполнении акробатических и гимнастических упражнений. Текущий
Закрепление техники выполнения упражнений в
висах и упорах Строевая подготовка учет 16.11 Учетный
Закрепление техники выполнения упражнений в висах и упорах. 17.11 Текущий
Висы и упоры . 18.11. Учетный
Техника выполнения кувырка вперед и назад. 23.11 Текущий
Техника выполнения кувырка вперед и назад. 24.11 Учетный
Техника выполнения акробатических упражнений. 25.11 Текущий
Техника выполнения стойки на лопатках Кувырок
вперед и назад 30.11 Учетный
Техника выполнения акробатического элемента «полушпагат». 01.12 Текущий
Совершенствование техники выполнения акробатической комбинации. 02.12 Текущий
Выполнения акробатической комбинации на технику исполнения 07.12 Учетный
Освоение техники опорного прыжка через козла.
Лазанье по канату в три приема. 08.12 Текущий
Закрепление техники опорного прыжка Лазанье по
канату в три приема. 09.12 Текущий
Лазанье по канату в три приема .Совершенствование опорного прыжка. 14.12 Учетный
ПТБ на уроках волейбола. Правила игры в волейбол. 15.12 Инструктаж по техники безопасности на уроках по волейболу. Основные правила игры. Текущий
Перемещения в основной стойке. 16.12 Развитие скоростно-силовых способностей Специальные беговые упражнения. Стойки игрока: перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед; ходьба, бег и выполнение заданий ( сесть на пол, встать, подпрыгнуть, др.), передачи в парах, тройках. Эстафеты, игровые упражнения. Учетный
Передачи мяча в стойке с перемещениями. 21.12 Текущий
Прием и передача мяча сверху двумя руками на месте. 22.12 Текущий
Техника приема и передач мяча сверху. 23.12 Текущий
Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед 28.12 Текущий
Лыжная подготовка – 19 часов; волейбол – 11 часов
ПТБ на уроках лыжной подготовки. Одежда, обувь, лыжный инвентарь. Олимпийские игры древности. Режим дня и двигательный режим школьника, его основное содержание. 11.01 Инструктаж по техники безопасности на уроках по лыжной подготовки. Основные виды лыжных ходов. Правильная подборка одежды инвентаря для занятий на лыжах. Вводный
Фронтальный опрос.
Повороты переступанием на месте и в движении.
Скользящий шаг. 12.01 Развитие координации:
перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении, прыжком с опорой на палки); комплексы общеразвивающих упражнений с изменением поз тела стоя на лыжах; скольжением на правой (левой) ноге после двух-трех шагов; спуск с горы с изменяющимися “стойками” на лыжах; “подбирание” предметов во время спуска в низкой стойке.
Развитие выносливости:
передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности, в чередовании с различными способами передвижения, с прохождением отрезков в режиме большой интенсивности, с ускорениями; прохождение тренировочных дистанций.
Развитие выносливости:
передвижение
на лыжах в режиме умеренной интенсивности, в чередовании с различными способами передвижения, с прохождением отрезков в режиме большой интенсивности, с ускорениями. Развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности, в чередовании с различными способами передвижения, с прохождением отрезков в режиме большой интенсивности, с ускорениями; прохождение тренировочных дистанций Текущий
Попеременный двухшажный ход. 13.01 Текущий
Повороты переступанием на месте и в движении. 18.01 Текущий
Повороты переступанием на месте и в движении. 19.01 Учетный
Прохождение дистанции 2км. Попеременным двухшажным ходом. 20.01 Текущий
Подъем наискось «полуёлочкой». 25.01 Текущий
Техника попеременного двухшажного хода 26.01 Учетный
Одновременный бесшажный ход. Развитие выносливости. 27.01 Текущий
Торможение «плугом». Одновременный бесшажный ход. 01.02 Учетный
Техника одновременного бесшажного хода 02.02 Учетный
Подъем наискось «полуёлочкой». Прохождение
дистанции 2-3км. 03.02 Учетный
Техника попеременного двухшажного хода 08.02 Текущий
Одновременный бесшажный ход. Развитие выносливости. 09.02 Текущий
Торможение «плугом». Одновременный бесшажный ход 10.02 Текущий
Техника одновременного бесшажного хода 15.02 Учетный
Торможение «плугом» Повороты «переступанием»
при пологом спуске 16.02 Учетный
Прохождение дистанции 3км. скользящим шагом всреднем темпе. 17.02 Текущий
Прохождение дистанции 1км. на результат 22.02 Учетный
ПТБ на занятиях волейболом.
Освоение техники приема и передач мяча двумя
руками сверху 01.03 Инструктаж по техники безопасности при занятиях волейболом.
Руководствоваться правилами игр, соблюдают правила безопасности.
Организовывать и проводят совместно со
сверстниками подвижные игры, осуществляют судейство.
Описывать технику игровых действий и приёмов, осваивают их самостоятельно, выявляют и устраняют типичные ошибки.
Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместной игровой деятельности. Овладевать элементарными умениями в ловле Ловля, передача, индивидуально, в парах, стоя на месте и в шаге.
Развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве. Использовать действия данных подвижных игр для развития координационных и кондиционных способностей. Применять правила подбора одежды для занятий на открытом воздухе. Учетный
Освоение техники передачи мяча над собой 02.03 Текущий
Закрепление техники приема и передач мяча 03.03 Текущий
Освоение техники нижней прямой подачи срасстояния 3-4м 09.03 Закрепление техники нижней прямой подачи срасстояния 5-6м 15.03 Текущий
Освоение техники прямого нападающего удара 16.03 Текущий
Закрепление техники прямого нападающего удара 17.03 Учетный
Совершенствование техники владения мячом,
перемещений. 22.03 Текущий
Освоение техники нижней боковой подачи 23.03 Текущий
Закрепление техники нижней боковой подачи 24.03 Учетный
Освоение тактики свободного нападения 05.04 Текущий
Легкая атлетика – 16 часов, баскетбол- 11 часов.
ПТБ на уроках баскетбола. Утренняя гигиеническая гимнастика. 06.04 Инструктаж по техники безопасности на уроках по баскетболу. Основные правила игры.Текущий
Ведение мяча с элементами остановок. 07.04 Закреплять и совершенствовать держания, ловли, передачи, броска и ведения мяча. Ведение мяча, броски по кольцу одной рукой. Ведение мяча правой и левой рукой на месте, в движении с обводкой стоек, с изменением направления.
Бросок двумя руками от груди.
Комплекс О.Р.У. с баскетбольными мячами.
Игра: «Гонка мячей по кругу»
Техника игровых действий и приёмов..Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместной игровой деятельности. Овладевать элементарными умениями в ловле, бросках, передачах и ведении мяча. Игра в мини – баскетбол. Текущий
Техника ведения мяча 12.04 Учетный
Освоение ловли и передач мяча. 13.04 Учетный
Ловля и передачи мяча в движении. 14.04 Текущий
Овладение техникой бросков мяча 19.04 Текущий
Вырывание и выбивание мяча 20.04 Текущий
Закрепление техники перемещений владения мячом и развитие координационных способностей 21.04 Текущий
Комбинация из освоенных элементов ловля,
передача ведение 26.04 Учетный
Тактика свободного нападения 27.04 Текущий
Освоение тактики игры в баскетбол 28.04 Учетный
ПТБ на занятиях по легкой атлетике.
Освоение техники прыжка в высоту способом «перешагивание». 03.05 Развитие выносливости:
Равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивностью, с ускорениями; повторный бег с максимальной
скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или уменьшающимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м с высокого старта.; равномерный “6-ти минутный бег. Передача эстафетной палочки. Ходьба через несколько препятствий. Встречная эстафета. Бег с максимальной скоростью (60 м). Бег на результат (30, 60 м). Подвижные игры.
Развитие скоростных способностей.
Техника спринтерского бега. Прыжок в длину с разбега. Прыжок в длину с места. Прыжок в высоту с прямого разбега из зоны отталкивания. Совершенствование правильной постановке толчковой ноги на место отталкивания.
Многоскоки. Подвижные игры. Развитие скоростно-силовых качеств.
Развитие координационных способностей. Техника метания мяча в горизонтальную и вертикальную цель.Метания малого мяча с места на дальность и на заданное расстояние. Текущий
Закрепление техники прыжка в высоту с разбега 04.05 Текущий
Совершенствование техники прыжка в высоту 05.05 Текущий
Прыжки в высоту с разбега 10.05 Учетный
Освоение техники передачи эстафетной палочки. 11.05 Текущий
Закрепление техники передачи эстафетной палочки.
Бег 60 м. - учет 12.05 Учетный
Совершенствование техники передачи эстафетной палочки. 17.05 Текущий
Овладение техникой спринтерского бега с высокого старта 18.05 Учетный
Разучивание техники спринтерского бега. 19.05 Текущий
Закрепление техники спринтерского бега. 24.05 Текущий
Техника высокого старта. 25.05 Учетный
Освоение техники прыжка в длину с разбега 26.05 Текущий
Разучивание техники прыжка в длину с разбега Бег1000 м. 31.05 Текущий
Разучивание метания мяча на дальность со скачка
Совершенствование техники прыжка в длину 01.06 Текущий
Закрепление метания мяча на дальность с 3-5х шагов со скачка Прыжок в длину с разбега 02.06 Текущий
Метание мяча на дальность на результат 07.06 Учетный