Рабочая программа по трудовому обучению. 6 класс. VIII вид.

Трудовое обучение
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по предмету «Трудовое обучение» 6 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возвратных особенностей старших школьников. Но в связи психофизическими особенностями ребенка и ограниченными возможностями его здоровья, работаем по программе 2 класса.
Общая характеристика предмета
Рабочая программа 2 класса направлена на формирование умения самостоятельно ориентироваться в любой работе, т. е. учебная трудовая деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира и своей роли в нем как преобразователя.
Во 2 классе руководство учителя распространяется уже на обучение распознаванию способов соединения деталей и их размеров, и оперируют учащиеся не только материальными предметами, но и их графическими изображениями: дети учатся читать простейшие эскизы прямоугольной и круглой заготовок.
При обсуждении технологии изготовления изделия второклассники, уже имеющие существенный опыт выполнения операций в I классе, самостоятельно составляют технологическую цепочку из карточек.
В части теоретического рассмотрения вопросов материаловедения во 2 классе предусмотрены наблюдения и опытное исследование некоторых физических и механических свойств бумаги, ткани, полиэтилена в сравнении друг с другом и изменения этих свойств в зависимости от разного вида воздействия на материал: сминание, смачивание, растяжение, нагревание, покрытие защитной оболочкой из другого материала.
Основные содержательные линии
Основные содержательные линии «Трудового обучения» определены стандартом начального образования и представлены в примерной программе 5 разделами: «Учимся размышлять», «Готовимся к практической работе», «Учимся выполнять новые операции», «За год мы узнали новые слова».
Первый раздел учимся размышлять, определяет содержание и характер совместной работы учителя и обучающегося по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, названия используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.
Второй раздел программы готовимся к практической работе предусматривает перечень самостоятельных и коллективных действий по подготовке рабочего места, осознанному отбору нужного количества материала и по чтению инструкционной карты, обеспечивающей возможность обойтись без помощи учителя при изготовлении изделия.
Третий и четвертый разделы учимся выполнять новые операции и у нас получаются красивые изделия, определяют круг операций, осваиваемых на уроках, и перечень рекомендуемых изделий.
Последний раздел программы за год мы узнали новые слова, является своеобразным справочником-контролером для учителя, организующего на уроке труда усвоение терминов, причем все перечисленные слова вводятся в урок не на уровне определения, а на уровне распознавания по смыслу, т. е. обучающемуся мы задаем вопросы в форме: «Как называется этот инструмент? Не можешь ли сказать, почему? Что им делают, какие у него есть «родственники»?»
Цели обучения
Трудовое обучение во 2 классе направлено на достижение следующих целей:
- развитие умения самостоятельно ориентироваться в любой работе;
- освоение знаний о конструкции изделия, устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами;
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, желания рассматривать и изучать форму предметов; потребности участвовать в творческой деятельности.
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение трудового обучения отводится 2 часа в неделю. На изучение программного материала отводится 64 часа.
Рабочая программа по курсу «Трудовое обучение» 2 класса разработана по государственной программе Т.М. Геронимус «Я всё умею делать сам».
Для полной реализации рабочей программы на уроках трудового обучения используются различные формы, методы и приёмы работы, направленные на
развитие творческих способностей, пространственного воображения, ассоциативного мышления, наблюдательности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе освоения предметного содержания трудового обучения у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:
- наблюдать объекты окружающего мира;
- уметь работать с бумагой, пластилином, природным материалом, тканью;
- вырезать ножницами, работать с иглой;
- размечать по лекалу контуры деталей;
- размещать на рабочем столе инструменты индивидуального пользования, приспособления;
- выполнять правила безопасной работы;
- уметь пользоваться приобретёнными знаниями в повседневной и практической жизни;
- уметь оценить себя и товарища.
Результаты обучения
К концу 2 класса обучающиеся должны знать:
- новые слова (целлюлоза, полиэтилен, трикотаж, клейстер, окружность, круг, центр, радиус, миллиметр);
- правила безопасной работы;
- названия инструментов;
- строение разных видов бумаги и картона; фактуру, толщину и мягкость ткани и искусственной кожи.
К концу 2 класса обучающиеся должны уметь:
- различать по внешнему виду и назначению материалы;
- размечать сложный контур с внутренними углами по шаблону;
- делить круглые детали путём складывания;
- вырезать ножницами круглые детали;
- соединять детали из природных растительных материалов клеем ПВА и пластилином;
- вышивать стебельчатым швом.

























Учебно-тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Знания и умения
Кол-во час
Дата

1

Работа с природным материалом.
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с природным материалом».
Чему мы будем учиться на уроках труда. Аппликация из сухих листьев.
УДЗ: приём наклеивания засушенных листьев и семян на бумажную основу
УДУ: уметь создавать композицию
2
03.09.14

2
Работа с искусственным
материалом.
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с искусственным материалом».
Изготовление рамок из пластиковых крышек.
УДЗ: приём наклеивания пластиковых крышек на бумажную основу.
УДУ: уметь создавать композицию
2

09.09.14

3
Работа с природным материалом.
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с природным материалом».
Изготовление аппликации из листьев и семян «Лесной царь».

УДЗ: приём наклеивания засушенных листьев и семян на бумажную основу
УДУ: уметь создавать композицию
2
16.09.14

4
Работа с бумагой.
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами».
Виды разметки. Оригами.

УДЗ: виды разметки
УДУ: выполнять изделия из бумаги путём складывания и сгибания бумаги с использованием техники оригами
2
23.09.14

5
Работа с бумагой.
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами».
Оригами. «Кораблик».

УДЗ: виды разметки
УДУ: выполнять изделия из бумаги путём складывания и сгибания бумаги с использованием техники оригами
2
30.09.14

6

Работа с бумагой.
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами».
Оригами. Разметка квадрата складыванием.
Изготовление квадратов разного размера.

УДЗ: виды разметки
УДУ: выполнять изделия из бумаги путём складывания и сгибания бумаги с использованием техники оригами
2
07.10.14

7
Работа с бумагой.
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами».
Оригами «Воздушный змей».

УДЗ: виды разметки
УДУ: выполнять изделия из бумаги путём складывания и сгибания бумаги с использованием техники оригами
2
14.10.14

8
Работа с бумагой.
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами».
Оригами. «Катамаран».

УДЗ: виды разметки
УДУ: выполнять изделия из бумаги путём складывания и сгибания бумаги с использованием техники оригами
2
21.10.14

9
Работа с бумагой.
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами».
Самостоятельная работа. Оригами «Сова».

УДЗ: виды разметки
УДУ: выполнять изделия из бумаги путём складывания и сгибания бумаги с использованием техники оригами
2
28.10.14

10
Работа с природным материалом.
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с природным материалом».
Соединение объемных деталей из природных материалов. Поделка из каштана «Медвежонок».
УДЗ: приёмы соединения объёмных деталей из природных материалов
УДУ: создавать композицию
2
11.11.14

11

Работа с природным материалом.
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с природным материалом».
«Плот для медвежонка».

УДЗ: приём наклеивания засушенных листьев на бумажную основу
УДУ: работать с природными материалами
2
18.11.14

12




Работа с природным материалом.
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с природным материалом».
Природные материалы. Зерновые злаки. Соломка.

УДЗ: приём наклеивания соломки на бумажную основу
УДУ: работать с природными материалами
2
25.11.14

13



Работа с природным материалом.
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с природным материалом».
Соломенное царство.
УДЗ: приём наклеивания соломки на бумажную основу
УДУ: работать с природными материалами
2
02.12.14

14


Работа с природным материалом.
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с природным материалом».
Аппликация из соломки «Избушка».
УДЗ: приём наклеивания соломки на бумажную основу
УДУ: работать с природным материалом
2
09.12.14

15

Работа с бумагой
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами».
Новогодний сувенир «Зимнее солнышко».

УДЗ: приёмы обработки бумаги
УДУ: складывать и сгибать детали, соединять детали склеиванием
2
16.12.14

16
Работа с бумагой
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами».
Новогодние игрушки.
«Хлопушка».

УДЗ: приёмы обработки бумаги
УДУ: складывать и сгибать детали, соединять детали склеиванием
2
23.12.14

17
Работа с бумагой
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами».
Разборная елочка.
УДЗ: приёмы обработки бумаги
УДУ: складывать и сгибать детали, соединять детали склеиванием
2
13.01.15

18
Работа с бумагой.
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами».
Новогодние фонарики.
«Гирлянда».
УДЗ: приёмы обработки бумаги
УДУ: складывать и сгибать детали, соединять детали склеиванием
2
20.01.15

19
Работа с бумагой
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами».
Разметка круглой детали.

УДЗ: приемы разметки круглой детали
УДУ: делать разметку круглой детали
2
27.01.15

20

Работа с бумагой
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами».
Эскиз круглой детали. Разметка по эскизу.
УДЗ: приемы разметки круглой детали
УДУ: делать разметку круглой детали
2
03.02.15

21
Работа с бумагой
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами».
«Фонтанчик» из бумаги.

УДЗ: приёмы обработки бумаги
УДУ: складывать и сгибать детали, соединять детали склеиванием
2
10.02.15

22
Работа с бумагой
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами».
Прямоугольники. Прочтем и поймем эскиз.
УДЗ: работать по эскизу
УДУ: строить прямоугольник с помощью линейки

2
17.02.15

23
Работа с бумагой.
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами».
«Салфетница».
УДЗ: приёмы обработки бумаги
УДУ: складывать и сгибать детали, соединять детали склеиванием
2
24.02.15

24
Работа с бумагой
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами».
Изгибание бумаги. Пластичность.
УДЗ: приемы изгибания бумаги
УДУ: изгибать бумагу по образцу
2
03.03.15

25

Работа с бумагой.
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами».
Гофрируем прямоугольники.
УДЗ: приёмы работы с гофрированной бумагой
УДУ: выполнять изделия путём гофрирования отдельных деталей
2
10.03.15

26

Работа с бумагой.
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами».
Гофрированный веер.
УДЗ: приёмы работы с гофрированной бумагой
УДУ: выполнять изделия путём гофрирования отдельных деталей
2
17.03.15

27

Работа с бумагой.
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами».
Накрываем праздничный стол. Салфетки из бумаги
УДЗ: способы складывания салфетки из бумаги
УДУ: правильно складывать салфетку
2
31.03.15

28
Работа с тканью.
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с иголкой и ниткой».
Виды соединения различных материалов и изделий. Швы и стёжки.
УДЗ: виды соединения различных материалов и соединений
УДУ: соединять лоскутки ткани различными видами стежков
2
07.04.15

29
Работа с тканью.
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с иголкой и ниткой».
Изготовление выкройки. Выкраивание пальчиковой куколки.
УДЗ: способы разметки ткани путём продёргивания нити
УДУ: соединять лоскутки ткани различными видами стежков
2
14.04.15

30
Работа с тканью.
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с иголкой и ниткой».
Пальчиковая куколка. Петельный шов и шов через край.
УДЗ: способы разметки ткани путём продёргивания нити
УДУ: соединять лоскутки ткани петельным швом и швом через край
2
21.04.15

31
Работа с тканью.
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с иголкой и ниткой».
Пальчиковая куколка.
Отделка куколки.
УДЗ: способы разметки ткани путём продёргивания нити
УДУ: соединять лоскутки ткани различными видами стежков
2
28.04.15

32
Работа с тканью.
Вышивка. Виды украшающих швов. Стебельчатый шов.
УДЗ: виды украшающих швов
УДУ: соединять лоскутки ткани различными видами стежков
2
05.05.15

33
Работа с тканью.
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с иголкой и ниткой».
Вышитая салфетка. Стебельчатый шов.
УДЗ: виды украшающих швов
УДУ: соединять лоскутки ткани стебельчатым швом
2
12.05.15

34
Работа с тканью.
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с иголкой и ниткой».
Приклеивание деталей из ткани и их сушка. Виды тканей.
УДЗ: виды тканей
УДУ: приклеивать детали из ткани
2
19.05.15

35
Работа с искусственной кожей.
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами».
Брелок из искусственной кожи «Хрюша». Склеивание искусственной кожи.
УДЗ: приёмы работы с искусственной кожей
УДУ: склеивать детали из искусственной кожи
2
26.05.15





















Список литературы по реализации программы.

Для учителя:
1. Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием. Уроки труда 1-4 классы. Метод. Рекомендации для учителя. – М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 144 с.
2. Геронимус Т.Г. 150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий. – М.: Новая школа, 1994; Тула: Издательство АРКТОУС, 1997.
3. Геронимус Т.Г. Мастерская трудового обучения в 1-4 класах: Методические рекомендации. – М.: Новая школа, 1994; Тула: Издательство АРКТОУС, 1997.
4. Лебедева Т.Г. Трудовое обучение. 4 класс: Поурочные планы по курсу «Школа мастеров» Т.М. Геронимус/ Авт. – сост. Е.Г. Лебедева. – Волгоград: 2005.- 74с. ISBN 5-7057-0636-7
5. Программа по трудовому обучению «Школа мастеров», автор Т.М. Геронимус, Москва, Просвещение, 2001 год.

Для учащихся:
Учебник – тетрадь «Я все умею делать сам» для 2 класса.

Заголовок 315