Сценарий военно-патриотической игры От Москвы до Берлина

Военно-патриотическая интеллектуальная игра:
« От Москвы до Берлина: Миссия выполнима!»
Книжная выставка:
« БеI БерлинCа инг‰н䉻

« От Москвы до Берлина Цитата:
Погибшим –
Быть бессменно на посту,
Им жить в названьях улиц и в былинах.
Их подвигов святую красоту
Отобразят художники в картинах.
Живым -
Героев чтить, не забывать,
Их имена хранить в бессмертных списках,
Об их отваге всем напоминать
И класть цветы к подножьям обелисков.
I раздел: «Вставай, страна огромная»
Более обобщенные книги о войне, об исторических событиях тех лет.
II раздел: «Шел солдат во имя жизни»
Предложены имеющиеся в наличии библиотеки книги для школьного возраста, где участниками военных действий являются не только взрослые, но и дети.
III раздел: «И сердцу по-прежнему горько»
Представлены книги, сборники стихов. Ведь именно через лирику можно выразить весь трагизм и горечь войны.
Невозможно спокойно воспринимать такие строки: « Не смеют крылья черные над Родиной летать», или «Журавли» Р.Гамзатова, или песню о возвращении солдата на пепелище, где нет в живых ни жены, ни детей, или «Варвары» Мусы Джалиля.

Голос Левитана: «Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких- либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во всех местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города – Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие. Не первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападающим зарвавшимся врагом. В свое время на поход Наполеона в Россию наш народ ответил Отечественной войной, и Наполеон потерпел поражение, пришел к своему краху. То же будет с зазнавшимся Гитлером, объявившим новый поход против нашей страны. Красная Армия и весь наш народ поведут победоносную Отечественную войну за Родину, за честь, за свободу Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!»
С такими словами 22 июня 1941 года выступил по радио Вячеслав Михайлович Молотов, а затем Юрий Борисович Левитан повторил это сообщение. В дальнейшем всю войну он читал материалы « От Советского информбюро» и все приказы Верховного главнокомандующего.
Наша военно-патриотическая интеллектуальная игра будет называться «От Москвы до Берлина: Миссия выполнима». Она посвящена трагическим событиям истории нашей страны. Для проведения этой грандиозной «операции» нам нужно подготовиться. Вы надеваете пилотки, 3 представителя наших гостей займут места в штабе, боевые задачи в штаб будет доставлять связной (у него в планшете задания в виде треугольных писем – заданий). Связной доставляет задания в штаб, а штабные командиры будут зачитывать вам поставленные задачи вслух. Каждое удачно выполненное задание позволяет нам одержать победу над врагом, в освобождении города - героя от фашистов, и генерал из штаба будет наклеивать на карте красную звездочку. И при каждом освобождении очередного города мы все должны будем хором кричать: «Ура-а-а! Ура-а-а! Ура-а-а!» Задание, выполненное при помощи штаба, приносит нам победу, но теряем солдат и отправляем их в госпиталь. С поля боя их будут забирать санитарки.
Итак, начинаем.
Заходит связной. Со словами «Товарищ командир, срочное донесение!» отдает в штаб письмо-задание.
Связной-Задание 1:
Нужно спеть песню «Священная война» (Спеть надо громко, четко, и, конечно, стоя)
«Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная
Вскипает как волна, -
Идет война народная,
Священная война!
Информация:
Уже 24 июня 1941 года (на 3-й день войны) в газетах «Известия» и «Красная звезда» было опубликовано стихотворение Лебедева–Кумача, начинающееся словами «Вставай страна огромная». Стихотворение прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии Александр Александров. Уже на другой день он принес на репетицию ансамбля уже готовую песню «Священная война».
В день премьеры песни на Белорусском вокзале, перед бойцами, уезжающими на фронт, звучала 5 раз подряд.
Освобождаем город Москва. Ура! Ура! Ура!
Связной-Задание 2:
а) Сколько дней длилась блокада? (872 дня. Более 107 тысяч авиационных бомб обрушили фашисты на город. С интервалами 5-10 минут немецкие батареи били по городу каждый день. Более 10 тысяч домов превращены в руины)
б) Сколько граммов хлеба выдавали по норме в г.Ленинграде? (Ежедневно рабочие получали 250 граммов хлеба; служащие, иждивенцы и дети – по 125 граммов. Изредка выдавалась банка консервов, пакетик крупы, несколько кусочков сахара. Были и такие дни, когда нечего было выдавать ленинградцам.)
Информация:
Испечь дома хлеб из отрубей. Дать кусочки хлеба желающим попробовать. Хлеб блокадный - это не такой хлеб, который мы едим сейчас. Чтобы его испечь в него добавляли и целлюлозу, фуражное зерно.
Прорываем блокаду города Ленинград. Ура! Ура! Ура!
Связной-Задание 3:
Товарищи бойцы! Штаб получил очень важное задание! Нам нужно выбрать из ваших рядов 1 разведчика.
На столе лежат 7 иллюстраций военных предметов. После 10 (15) секундного просмотра разведчик должен перечислить все увиденные предметы. (Самолет, танк, граната, автомат, пистолет, фляжка, пуля)
Информация:
Очень важную роль в войне сыграли разведчики. Разведчики были и на фронтах и в партизанских отрядах. Разведчики были и в тылу врага, вплоть до Берлина. Наряду с взрослыми в разведку вынужденно отправляли и детей, так как они под видом нищих, оставшихся без крова над головой, без родных, бродили по городам и деревням в поисках пищи. А на самом деле некоторые из них собирали очень нужные сведения для своих: месторасположение и численность врага, сколько и какая у них техника. Если посчастливится, могли добыть важные, очень секретные документы или привести к своим «языка», то есть пленного. Все вы должны понимать, что делать записи или рисунки разведчик не имел права, ведь немцы могли в любое время остановить и обыскать их. У разведчиков должна быть исключительная память.
Освобождаем город Тула. Ура! Ура! Ура!
Связной-Задание 4:
«Когда капитан Иван Флёров получал назначение, его напутствовал генерал из штаба, командующего артиллерией:
-Вам, товарищ капитан, доверяется военная и государственная тайна. Ваша батарея станет родоначальником нового оружия. Ни в коем случае враг не должен получить каких-либо сведений о нем. В безвыходном положении боевые установки и боеприпасы взорвать».
14 июля 1941 года, в 15 часов 15 минут прогрохотал 1-й в истории войн залп этого ракетного оружия.
а) Как назвали в народе это оружие? («Катюша»)
б) Спеть куплет песни с одноименным названием:
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег катюша,
На высокий берег, на крутой.

Выходила, песню заводила
Про степного сизого орла,
Про того, которого любила,
Про того, чьи письма берегла.
/Стихи М. Исаковского
Музыка М. Блантера/
Освобождаем город Сталинград ( Волгоград) Ура! Ура! Ура!
Связной-Задание 5:
Скажите, кто руководил странами, воевавшими между собой:
а) Германией? ---(Адольф Гитлер)
б) СССР? ----(Иосиф Виссарионович Сталин)
Кстати, давайте попробуем расшифровать это слово – СССР? (Союз Советских Социалистических Республик). До того, как наша страна стала называться Россией, в неё входило 15 республик, и народ всех 15 республик дружно встал на защиту своей большой, любимой страны.
Освобождаем город Киев. Ура! Ура! Ура!
Связной-Задание 6:
Назовите Ф.И.О. полного кавалера Орденов Славы 3-х степеней, уроженца д. Мансурово, Учалинского района Республики Башкортостан.
(Хилажев Мавлит Хилажевич. Один из своих орденов Мавлит Хилажевич получил за то, что в одном из боёв подбил 6 вражеских танков. Кстати, в 2016 году Мавлиту Хилажеву исполнится 100 лет).
Информация:
Звезда Героя Советского Союза: В годы войны более 11 600 человек, совершивших подвиги на фронте, стали Героями Советского Союза.
Орден Красной Звезды: Его вручали тем, кто показывал образцы выполнения воинского долга, служил примером храбрости, самоотверженности и мужества.
Из Башкирии - 277 Герои Советского Союза; 38 кавалеров Орденов Славы 3-х степеней.
На фронт из Учалинского района было отправлено 13 437 человек, из которых 9 785 домой не вернулись, 2300 учалинцев за проявленную храбрость были награждены орденами и медалями.
Освобождаем город Одесса. Ура! Ура! Ура!
Связной-Задание 7:
Какой подвиг совершил в годы Великой Отечественной войны Шакирьян Мухаметьянов (Александр Матросов)?
Информация:
На заснеженном поле под деревней Чернушки на Псковской земле 23 февраля 1943 года гремел тяжелый бой. Огонь вражеского дзота прижал к земле наступавшие подразделения наших войск. Уничтожить боевую точку вызвался рядовой 1 роты 234-го гвардейского стрелкового полка, наш земляк из деревни Кунакбаево Учалинского района. И было ему в ту пору всего 19 лет. В годы Великой отечественной войны подобный подвиг совершил более 300 человек.
Освобождаем город Севастополь. Ура! Ура! Ура!
Связной-Задание 8:
Город – герой – высшая степень, присваивавшаяся Президиумом Верховного Совета СССР за массовый героизм и мужество, проявленные защитниками городов в Великой Отечественной войне.
Из списка городов нужно убрать 1 город, у которого нет этого звания, но есть звание города воинской Славы.
1.Брестская Крепость – 08.05.1965
2.Москва
3.Волгоград (Сталинград) – 01.05.1945
4.Киев - 08.05.1965
5.Курск - в 2007 году ему присвоено звание «Город воинской славы»
6.Ленинград – 01.05.1945
7.Одесса – 01.05.1945
8.Севастополь – 01.05.1945
9.Керчь – 14.09.1873
10.Новороссийск - 14.09.1945
11.Минск – 26.06.1974
12.Тула – 07.12.1976
13.Мурманск – 06.05.1985
14.Смоленск – 06.05.1985
Кстати, вы должны были к этому времени заметить, что мы освобождаем именно эти 13 городов – героев.
Освобождаем город Мурманск. Ура! Ура! Ура!
Связной-Задание 9:
Товарищи, бойцы Красной Армии. Вы, наверное, слышали поговорку «Сапер ошибается один раз»
Для выполнения сложной боевой задачи нам нужно выбрать 1 сапера
Перед вами поставлена следующая задача, разминировать минное поле, чтобы пройти нашим основным боевым силам.
На «минном поле» лежат мины, вы выбираете любую. Разминировать – значит ответить на вопрос, который записан на обратной стороне «мины».
1.Назвать точную дату (число, месяц, год) начала Великой отечественной войны? (22 июня 1941г.)
2.Назвать имя и фамилию генерала, командира Башкирской кавалерийской дивизии? (генерал Миннигали Шаймуратов)
3.Гусеничная военная машина с поворотной артиллерийской башней? (Танк)
4.Что отличает летчиков Ивана Кожедуба и Александра Покрышкина от всех остальных Героев Советского Союза? (Они стали Героями трижды; Иван Кожедуб совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 62 вражеских самолета; Александр Покрышкин совершил 600 боевых вылетов, участвовал в 156 воздушных боях, сбил 59 самолетов противника)
5.Что такое «Як-3» (или Ястребок)? (Самолет – истребитель)
6.О чем идет речь, когда говорят «бочка», «горка», «восьмерка», «петля»? (О фигурах высшего пилотажа на самолете)
7. Боец, владеющий искусством меткой стрельбы? (Снайпер)
Освобождаем Брестскую крепость. Ура! Ура! Ура!
Связной-Задание 10:
Нужно ответить на такой вопрос:
а) Какого цвета было боевое знамя Красной Армии, и какие знаки на нем нарисованы? (Красного цвета, Звезда, Серп и молот)
б) Какого цвета было фашистское знамя? Какие знаки нарисованы на нем? (Красного цвета, нарисована черная свастика)
Информация:
Красное знамя воинской части – символ части. К нему прикреплялись ордена, которыми часть награждалась, и орденские ленты. Знамя всегда находилось при своей части, а во время боя – в районе боевых действий. При потере знамени или захвате его врагом воинская часть подлежала расформированию, а командир и военнослужащие, непосредственно виновные в этом - суду военного трибунала.
Освобождаем город Керчь . Ура! Ура! Ура!
Связной-Задание 11:
Товарищи, бойцы Красной Армии! Нужно ответить на вопрос, что такое «минута молчания»? (Бывают такие моменты в жизни, что лучше всего выразить свое уважение, почтение перед умершими, свою скорбь, боль от горечи утраты человека молчанием. Несколько мгновений полной тишины в знак выражения горести об умерших).
Помните!
Через века, через года –
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда,-
Помните!
В горле сдержите стоны,
Горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Почтим память погибших минутой молчания!
Освобождаем город Новороссийск. Ура! Ура! Ура!
Связной-Задание 12:
Нужно рассказать, что вы знаете о партизанах? Кто они такие? Какие боевые задачи выполняли?
Информация:
Вооруженная борьба советского народа против немецко-фашистских захватчиков на временно оккупированной территории СССР. Призыв к партизанской борьбе прозвучал в речи Сталина И.В. от 3 июля 1941 года. За время войны в тылу врага действовало свыше 6200 партизанских отрядов и подпольных групп, в которых сражались свыше 1 млн. человек. Партизаны уничтожили 50 бронепоездов, 65 тысяч автомашин, взорвали 12 тысяч мостов, совершили свыше 20 тысяч крушений железнодорожных эшелонов.
Освобождаем город Минск. Ура! Ура! Ура!
Связной-Задание 13:
Назовите фамилию маршала, принимавшего парад Победы 24 июня 1945 года в Москве? (Георгий Константинович Жуков)
А сейчас задание такое: прослушать рассказ всего лишь о 3-х героях войны, о них написаны книги. Алексей Маресьев – герой книги Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Маресьев, летчик, у которого в результате падения самолета, раздробления, а затем и обморожения ампутировали обе ноги. Но он, преодолев невыносимые боли, снова стал военным летчиком.
Книга Льва Кассиля «Улица младшего сына» С 7 ноября 1941года в районе Г.Керчи, в каменоломнях старого Карантина, находился партизанский отряд. Немецкие каратели неоднократно пытались уничтожить бойцов партизанского отряда, но им не удавалось сломить волю партизан. Вместе с взрослыми в отряде сражались и пионеры Володя Дубинин, Ваня Гриценко, Толя Ковалев. Они подносили боеприпасы, воду, питание, ходили в разведку. Чаще всего посылали Володю. При разминировании вражеской мины 4 января 1942 г. Володя Дубинин погиб.
В трагическом образе Андрея Соколова - героя рассказа «Судьба человека» Михаила Шолохова вы увидите человека – борца, обладающего огромными душевными силами. Многое пришлось испытать и вынести Андрею Соколову за 2 года плена. Его травили собаками, да так, что кожа с мясом летели клочьями, неделями держали в карцере, били кулаками, резиновыми палками и «всяческим железом», топтали ногами и при этом почти не кормили и заставляли много работать, - но он выстоял, не потерял контроль над собой, не утратил чувство собственного достоинства, а вместе с ним – человеческой гордости. И, казалось бы, он должен исчерпать в себе способность любить, сострадать, но то, что он усыновил мальчишку - говорит об обратном.
Освобождаем город Смоленск. Ура!Ура! Ура!
Связной-Задание 14:
Кто водрузил знамя над фашистским рейхстагом?
Информация:
Газий Казыханович Загитов из д.Янагушево, Мишкинского района Башкортостана в составе штурмовой группы поднялся на крышу рейхстага в Берлине и водрузил Красное знамя. Этот факт официально зафиксирован в документах, в «Военной энциклопедии», признан военными историками.
До 1961 года бытовала другая версия, что знамя на Рейхстаге установили М. Кантария и М. Егоров. Но позже они признали первенствоза группой капитана В.Майкова. Подвиг совершили Г. Загитов, А. Лисименко, А. Бобров, М. Минин.
Водружаем знамя над городом Берлин! Ура! Ура! Ура!

Заключительное слово: От Москвы до Берлина 2600 км. Не очень много! Правда? Если ехать на поезде – двое суток, на самолете – три часа, а если биться за каждый метр земли, ползти, идти - то 4 года 1918 дней34 тысяч часов27 млн. убитых
- На 2 600 км.- 27 млн. убитых;
- На каждый километр – 10 800 человек;
- Это означает, что каждый день убивали по 19 тысяч человек;
- Каждый час – 800 человек;
- Каждую минуту – 13 человек.
Ужасные цифры
Для организатора мероприятия. В этом мероприятии важны, наверное, даже не вопросы, которые вы в итоге оставите для игры. Ведь, естественно, вы не можете охватить все моменты войны, всех героев, все героические поступки. Я считаю, что здесь удачно выбрана форма мероприятия. Ребята, с которыми мы провели это мероприятие, были вовлечены в нее полностью, и не отвлекались до конца. В зависимости от возраста участников, от подготовленности детей, от тех моментов на каких вы хотите заострить внимание детей, вы можете заменить вопросы. Это мероприятие можно проводить не только в юбилейные даты, а ежегодно.
Использованная литература:
1.Школьная энциклопедия «Руссика». История России. 20 век.- М.:ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2009.-..с.: ил.
2.Великая Отечественная война. 1941-1945.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.-512 с.: ил.








15