Урок Имена существительные, имеющие форму только множественного числа 5 класс ФГОС


Урок 106. «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа».
Цель: Формировать умение находить имена существительные, которые имеют форму только множественного числа; развивать навык правильности употребление их в речи. Уметь анализировать предложенный материал, находить решения проблемы, самостоятельно делать выводы.
Планируемые образовательные результаты:
1) Предметные: правильно употреблять формы только множественного числа имён существительных, соотносить их с определённой лексической группой.
2) Метапредметные: способность участвовать в речевом общении, овладение приёмами отбора и систематизации знаний на определённую тему.
3) Личностные: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, фронтальная
Образовательные ресурсы: CD-диск. Учебное пособие для подготовки к урокам по русскому языку1С: Школа. Русский язык, 5 класс под ред. О.И. Руденко-Моргун.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, электронные таблицы.
Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока.
Ход урока
1)Мотивация учебной деятельности (слайд 1)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
- Добрый день, ребята! На столах у вас две сигнальные карточки. Синяя – я могу работать, зелёная – я с удовольствием буду работать. Выберите ту, которая соответствует вашему настроению. (Выбирают карточки и демонстрируют свой настрой на урок).
- Я рада, что на урок вы пришли с удовольствием. Спасибо!
- А это моё настроение… Я готова с удовольствием сотрудничать с вами. Удачи! Откройте тетради, запишите число, «Классная работа».
2) Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
- Наш урок мы начнём с небольшого диктанта. (Текст проецируется на экран). У вас на столе лежат гласные буквы. Ваша задача записать слова в тетрадь, вставить пропущенные буквы и поднять карточку с той гласной, которую вы вставили.
(слайд 2, после того, как карточки подняли, учащиеся комментируют свой ответ, учитель включает правильный вариант в слове)
(Водные) лыж_, ц_плёнок, Р_стислав, выр_щенный, предл_жение, прил_гательное, щ_пцы, т_ски, дрожж_, ч_рнила, (Ф/ф)илиппины, шахм_ты.
- Оцените свою работу при помощи сигнальных карточек: красный - испытывал затруднения, сделал ошибки; жёлтый – допустил 1 ошибку, голубой – справился без затруднений, не допустил ни одной ошибки.
3) Постановка учебной задачи
Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).
- Посмотрите на текст диктанта и скажите, все ли записанные вами существительные имеют форму и единственного, и множественного числа?
(Учащиеся приходят к выводу, что не все существительные имеют форму единственного числа)
- Определите тему урока и запишите её в тетрадь. (Учащиеся формулируют тему «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа») (слайд 3)
Определите цели урока. А помогут вам начало предложений (слайд 4)
Мы познакомимся с…
Мы научимся находить …
Мы будем правильно использовать … в …
4) Построение проекта выхода из затруднения
- Я предлагаю стать вам на несколько минут сыщиками и исследовать кабинеты нашей школы. Какие предметы только множественного числа есть в наших мастерских? (Тиски, ножницы, плоскогубцы)
-А теперь заглянем на кухню, какие продукты существуют только во множественном числе? (Сливки)
- На перемене мы играем с вами в настольные и подвижные игры. Вспомните названия игр, которые тоже существуют только во множественном числе. (Жмурки, шашки, шахматы, горелки).
5) Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта
Работа с электронной таблицей.(слайд 5)
Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
- Рассмотрите таблицу. Используя её, составьте кластер по группировки имен существительных, имеющих форму только множественного числа
(Составляют кластер групп существительных по теме урока). (слайд 6)
285750097155
- Вернёмся к нашим существительным. Вы правильно определили, что записанные вами существительные имеют форму множественного числа. А как же отличить существительные только множественного числа от существительных, стоящих во мн. ч.? (Нужно попытаться образовать форму единственного числа. Если форму образовать нельзя, значит это существительное имеет форму только множественного числа)
6) Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания, выявление пробелов первичного осмысления изученного материала.
Игра «Пятый лишний». Найдите «лишнее слово» в словах тематической группы. (Слайд 7)
1) Бриджи, брюки, джинсы, плечики, бусы.
2) Дрожжи, макароны, объедки, консервы, опилки.
3) Клещи, вилы, грабли, щипцы, сани.
7) Включение в систему знаний и повторение.
Творческая работа. Составьте диалог на тему «Готовим сюрприз маме», «Собираемся на отдых», «В школьной мастерской»
Найди ошибку. Поработаем в парах. Найдите ошибки в данных предложениях, запишите их в исправленном виде. (Слайд 8-12)
Отец шёл рядом с лошадью и держал её под уздцу. (уздцы)
Закончилась каникула, началась учебная будня. (закончились каникулы, учебные будни)
Мама уронила бигудю (бигуди)
На детской площадке установили новую качелю. (Качели)
В магазине я купил новую граблю. (Грабли).
8) Рефлексия (слайд 13)
Цель: определить степень усвоения материала.
Продолжите предложения:
- На уроке я узнал…
- Мне было трудно…
- Я справился…
- Я оцениваю своё настроение… (поднимают сигнальные карточки)
- За урок я бы поставил себе…
(слайд 14) Д/З. §93, подобрать 7 загадок, в которых говорилось бы об именах существительных, имеющих форму только множественного числа или упр. 509.