Презентация Применение исследовательского метода при обучении игре в шахматы


Применение исследовательского метода при обучении игре в шахматыМБОУ Первомайская СОШ 22 декабря 2015 ПРОЕКТ:«Шахматные задачи. Мат в 1, 2 и 3 хода»Подготовили учащиеся 5 класса


























Чемпионы мира по шахматамАлександр Александрович Алехин – ЧМ с 1927 по 1935г.г., с 1937 по 1946г.г.Михаил Моисеевич Ботвинник – ЧМ с 1948 по 1957 г.г., с 1958 по 1960 г.г., с 1961 по 1963г.г.Василий Васильевич Смыслов – ЧМ с 1957 по 1958г.г.Михаил Нехемьевич Таль – ЧМ с 1960 по 1961 г.г.Борис Васильевич Спасский – ЧМ с 1969 по 1972 г.г.Анатолий Евгеньевич Карпов – ЧМ с 1975 по 1985 г.г.Гарри Киманович Каспаров – ЧМ с 1985 по 1993 г.г. Евгений Томашевский Александр Грищук Анатолий Карпов Александр Мотылев Владимир Борисович Крамник Никита Витюгов Петр Вениаминович Свидлер Играя в шахматы, мы приобретаем привычку не падать духом и, надеясь на благоприятные изменения, упорно искать новые возможности.   Навыки полученные за шахматной доской пригодятся нам в жизни Благодарю, душа моя, что в шахматы учишься.Это непременно нужно во всяком благоустроенном семействе. (А. С. Пушкин)  Шахматы даны:от 6 лет до 20 лет - для развития,от 20 лет  до 50 - для удовольствия,от 50 до... - для здоровья! "Если ты хорошо играешь в шахматы, это не значит, что ты умный. Это значит, что ты хорошо играешь в шахматы". «Мудрый» играет свою партию, вне зависимости от цвета, формы и фактуры фигур.  Весь мир — это шахматная доска.  Только действительно сильный шахматист знает, насколько слабо он играет.  Не совершай классическую ошибку всех умников: не думай, что нет людей умнее тебя.Единственный способ стать умнее,  играть  с более умным противником.  Сначала тебя игнорируют, затем над тобой смеются, затем с тобой борются, затем ты побеждаешь. Знания — это скелет шахматиста,опыт — мышцы,а партии — душа. Шахматы - это игра интеллектов, которая развивает способности к аналитическому мышлению!  Каждый год археологи находят свидетельства того, что в шахматы играли по одним и тем же правилам в Америке, Индии, Японии и Китае в то время, когда не было самолетов и Интернета. Выводы делайте сами… В шахматах много таинственного. И много ещё не рассекречено.  (Спасский)  Шахматы – это проникновение в тайны. Это искусство предвидения. Это святое любопытство.Шахматное искусство - это умение читать чужие мысли.  (Люк де Клапси Леверанг) Шахматы – это гимнастика для ума. Помните, ум - ваш лучший мускул. Мозг - это "мышца", которую надо тренировать.  Самое интересное - это то, о чем человек думает между ходами. Людям нравится это удивительное состояние предвидения, предчувствия. Понимаете, человек страстно желает заглянуть за горизонт! Он играет не отдельными ходами, он играет планами, замыслами. Это и есть шахматы. "Я играл в шахматы в возрасте 7 – 8 лет, и это научило меня мыслить логически. Я умею читать игру и вижу заранее место на поле, в котором должен оказаться в конкретный момент".  Аршавин (футболист) Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Учащиеся будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Игорь Георгиевич Сухин - научный сотрудник Института теории и истории педагогики Российской академии образования, член Союза писателей России, автор единственного официально одобренного курса преподавания шахмат в школе. Кандидат в мастера по шахматам, участник полуфиналов первенства Москвы, чемпион столичного клуба "Спартак" 1977 г. «Шахматы – школе»Цель программы: обучение шахматной игре через развитие ключевых компетенций школьникаЗадачи программы: Образовательные научить школьника самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной учебной деятельности; создание условий для формирования и развития ключевых компетенций  учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных).Развивающие  развивать интеллектуальные процессы, творческое мышление; формировать универсальные способы мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции);    развить навыки групповой работы; способствовать развитию управления своими эмоциями и действиями; заложить идеи развития у подростков собственной активности, целеполагания, личной ответственности.Воспитательные  воспитывать целеустремлённость, самообладание, бережное отношение ко времени.             Ис Исследовательская деятельность учащихся - это деятельность, связанная с решением ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. (А.В. Леонтович). Сущность исследовательского метода:метод предусматривает организацию поисковой познавательной деятельности учащихся путём постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения; учебно – исследовательская деятельность направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления;исследовательская работа требует максимальной самодисциплины и самостоятельности учащегося – исследователя Условия формирования исследовательских умений:Целенаправленность и систематичностьМотивированностьТворческая средаПсихологический комфортЛичность педагогаУчёт возрастных особенностей Умения, необходимые при организации исследовательской деятельности: Умение организовать свою работу Умения и знания исследовательского характераУмения работать с информациейУмение представить результат своей работы Методы и приёмы работы:изучение теоретических источников;наблюдение;поисковый эксперимент;описательный;анкетирование;интервьюирование. Уровни реализации «исследовательского обучения»простойсреднийвысокий Роли участников проектной деятельностиПростой уровеньСтавит проблемуНамечает стратегию и тактику ее решения Находит решение взрослыйребенок среднийСтавит проблему взрослыйребенокНамечает стратегию итактику ее решения.Находит решение высокий взрослыйребенокСтавит проблемуНамечает стратегию итактику ее решения.Находит решениеПартнер ученика Формы занятийконференции, на которых учащиеся представляют краткий доклад опроделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников;выступления, как правило, для определённого круга своих одноклассников, учащихся параллельных классов, заинтересованных данной темой; представление доклада с целью сообщения нового знания. Исследователи выступают в роли педагога, что имеет дополнительное мотивирующее значение;выставка достижений посвящена определённой теме, дисциплине. Значимость исследовательской деятельностиоткрывает возможности формирования жизненного опыта.стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении.выводит процесс обучения воспитания из стен школы в окружающий мир.реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное. ведет учащихся по ступенькам роста личности от проекта к проекту. Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь, как один из элементов умственной культуры. В. Сухомлинский. Шахматы формируют в сфере личностных УУД внутреннюю позицию школьника, ориентацию на моральные нормы и их выполнение. Формируют в сфере регулятивных УУД овладение способностью планировать реализацию учебной цели и задач, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. В сфере познавательных УУД овладевать широким спектром логических действий и операций В сфере коммуникативных УУД приобретать умение учитывать позицию партнера, организовывать и осуществлять сотрудничество.


Шахматы – это целый мир! Мир логики и эмоций, прекрасный мир со своими взлётами и падениями, радостями и печалями. В наших силах подарить ребёнку золотой ключик в этот волшебный мир. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!