Использование информационных технологий в процессе обучения татарскому языку.


Использование информационных технологий в процессе обучения татарскому языку.
Хуснутдинова Лейсан Аслахетдиновна, учитель татарского языка и литературы,
МБОУ Лицей №35, г. Нижнекамск РТ.
Новые технологии, оборудования и технические средства стремительно ворвались в нашу жизнь, и перед нами встала задача использования современных информационных технологий в качестве своих помощников в работе. Сейчас учитель получил большую свободу в выборе методов, приемов и средств обучения. Вместе с тем это не освобождает его от глубокого, систематического пополнения своих знаний, использования накопленного методической наукой и практикой опыта прошлого. Меняются цели и задачи, стоящие перед образованием, школы обеспечиваются современными компьютерами, электронными ресурсами, доступом к Интернету. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс.
В последние годы отмечалось, что использование компьютерной техники открывает широкие возможности для оптимизации в процессе обучения.
Как педагог, мы не можем не задумываться над тем, что ожидает наших учеников. Мы знаем, что будущее потребует от них огромного запаса знаний в области современных технологий.
Для эффективного использования компьютеров в школе, учитель должен овладеть не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками.
Поэтому повышение квалификации учителей в области компьютерной технологии чрезвычайно необходимо.
В городской образовательной системе нашего города проблема повышения педагогического мастерства разрешается за счет прохождения курсовой переподготовки учителей. В последние годы отдел образования направляет учителей на курсы по программе Intel «Обучение для будущего», где слушатели курсов учатся использовать базовые информационные технологии в своем повседневном труде. Учебный план предусматривает обучение работе с Интернет-ресурсами и офисными приложениями, а также проектирование веб-страниц. Главная цель этих курсов – показать, как технологии могут быть эффективно использованы для повышения качества обучения школьников. Под компьютерной технологией обучения мы понимаем процесс подготовки и передачи информации обучаемому, используя возможности компьютера. При обучении татарскому языку компьютер как средство обучения можно использовать в следующих случаях:
Для целей обучения изучаемым языковым явлениям /наглядно представить явления и процессы/;
При обеспечении диалога, коммуникации;
При формировании речевых навыков на изучаемом языке;
При контроле знаний, определенной степени формирования умений и навыков;
При автоматизированном поиске нужной информации в учебных целях;
При моделировании различных ситуаций, презентации и объяснении учебного материала.
Компьютерные технологии позволяют реализовать основные методы обучения неродному языку: показ, объяснение, коррекция, оценка знаний, тренировка и др.
В настоящее время используются компьютеры в повседневной жизни для множества различных целей. Учителя могут использовать их для приготовления тестов, оформления упражнений, написания отчетов об учащихся, сохранения информации, использование компьютерной сети Интернет. На сегодняшний день Интернет предлагает огромное количество материала, к которому могут обратиться учителя. В сети, прежде всего, нас интересует электронная почта. Используя только адрес, учителя и ученики могут пересылать записи, сообщения, письма, документы, планы уроков, доклады своим друзьям и коллегам по всему миру.
Использование компьютера в обучении татарскому языку является инструментом, который развивает у обучаюмых навыки чтения, письма, а также позволяет значительно расширить словарный запас.
Хочется отметить тот факт, что на уроке ученик может работать в том темпе, какой его устраивает. Такой способ обучения также позволяет снять проблему мотивации в процессе обучения.
Поэтому, на мой взгляд, использование компьютерных технологий в преподавании татарского языка должно стать неотъемлемой частью процесса обучения.
Компьютер развивает любознательность, уверенность в собственных силах, самостоятельность. Из пассивного заучивания орфографического и пунктуационного правила учение превращается в активный процесс, и чем больше умственных усилий прилагает ученик, тем продуктивнее становится его деятельность.
Благодаря сочетанию традиционного и компьютерного методов, ученики попадают в ситуацию, при которой они вынуждены действовать, проявлять активность в момент объяснения, быть внимательным. Опыт показывает, что на компьютерном уроке у детей практически отсутствуют отрицательные эмоции.
Вместе с тем нельзя чересчур увлекаться применением компьютера при обучении татарскому языку, так как при всех положительных качествах он не сможет заменить живого общения учителя с учеником, живые разговорные уроки. Его нужно применить тогда, когда учебные задачи нельзя или трудно решать другими средствами.
Известно, как много времени отнимает у учителя проверка контрольных работ и устный опрос учеников непосредственно на уроках с целью выяснения степени усвоение учебного материала. Понятно, что при традиционном способе контроля знаний значительная часть тем контролируются поверхностно. А использование компьютеров открывает широкие возможности для развития принципиально нового вида самостоятельного обучения, которое в этих условиях становится управляемым, контролируемым и адаптированным к индивидуальным особенностям обучаемого.
За последние годы проводились семинара по теме «Использование компьютерных технологий на уроках татарского языка», в ходе которых учителя татарского языка делятся опытом работы, рассматривают проблемы использования компьютерной технологии на уроках.
Компьютер может помочь ученикам, которые по каким-либо причинам пропустили занятия, восполнить пробелы в обучении.
Обычно человек запоминает то, что он слышит и видит в пять раз лучше того, что он только слышит. Поэтому использование видео на уроках татарского языка значительно расширяет дидактические возможности.
Основные достоинства видео:
они позволяют слышать речь носителей языка.
позволяют использовать упражнения по просмотру видео.
помогают продемонстрировать те элементы культуры, которые сложно описать словами.
могут быть использованы на любом уровне знания языка.
В кабинетах татарского языка нашей школы имеется достаточно много материала по различным темам, который успешно используется в учебно-воспитательном процессе.
Обучение татарскому языку с использованием информационных технологий активизирует деятельность учащихся и вдохновляет на дальнейшее изучение языка.
Таким образом, использование информационных технологий поможет учителю поднять уровень владения татарским языком учащихся до современных требований. Поэтому наша задача – помочь учащимся правильно использовать полученную информацию, развивать их способности и интерес к поиску. А для этого нам самим надо постоянно быть в курсе компьютерных новостей и умело использовать их на своих уроках.
Список использованной литературы:
Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе. Пермь, ПРИПИТ. 2004 г.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. педвузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Издательский центр «Академия», 1999.
Баринова И.И. Современный урок географии, Часть 2: Методические разработки уроков с использование новых педагогических технологий обучения – М.: Школа-пресс, 2001
Макаренко А.С. Пед.соч.:в 8-ми тт. Т-4. Макаренко А.С. –М.:1983г
Педкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподования // Педкасистый П.И., Портнов М.Л.
М:изд-во «Рос.пед.агентство»,1998г.