Презентация Современный взгляд на процесс обучения в начальной школе


Современный взгляд на процесс обучения в начальной школеМКОУ « Молотычевская основная общеобразовательная школа»Выполнила учитель начальных классов Банацкая Н.М. Характеристика целей образования общественные педагогические личные Аксиологическая сущность целей Общественные – отражают ожидания государства, общества, социальных групп Педагогические – отражают планируемый результат обучения Личные – отражают потребности и интересы личности ПРОБЛЕМА: цели не выражены соответствующими дидактическими единицами Цели начального образованияпо ФГОСПриоритетная цель-результат – существенные изменения в развитии ученика – психические и личностные новообразования.Сформированность учебной деятельности как ведущей для этого периода детского развития.Сформированность навыков совместной учебно-познавательной деятельности. Закономерности процесса обучениягносеологические – особенности акта познания учащимися окружающего мира, законов природы и общества; психологические – на какие психические процессы опирается обучение; корпоративные – характер взаимоотношений между участниками образовательного процесса; организационные – особенности образовательной среды, информационного обеспечения, материально-технического оснащения процесса обучения. Условия конкретизации целейОтражение в конкретном содержании;Мотивированность;Этапность предъявления;Возможность проверки." Отражение в конкретном содержании означает:Заявленная цель есть результат обучения на данном этапе;Она конкретна и прослеживается на протяжении всего этапа;Каждая «малая» цель отвечает на вопрос «что изменится в ребенке» после ее реализации. Мотивированность означает:Раскрытие смысла изучения данного содержания;Возможность устранения незнания для успешного решения учебной задачи;Поддержка и развитие интереса к данному содержанию. Этапность обучения означает:Установление связи с имеющимися знаниями;Перспективность обучения, то есть обеспечение продолжения работы по данной теме. Возможность проверки означает:Контроль за процессом и результатом обучения;Создание ситуаций для самопроверки, самоконтроля и самооценки. Пример по приведенному уроку о сказке А.С. Пушкина: Пример раскрытия целей урока по сказке А.С. Пушкина:Конкретное содержание: зависть, злоба, гордыня наказываются; любовь и доброта побеждают. Добрым поступкам помогают.Мотивированность: как Пушкин отвечает на вопросы: «Легко ли жить злобному завистливому человеку? Что дает человеку любовь, скромность и доброта?»Этапность предъявления: подготовка к уроку «Герои сказок А.С. Пушкина»Возможность проверить: оценка высказываний детей о главной мысли сказки. Природосообразность как учет самоценности данного возрастного периода развития 1. 2. 3.Актуальность ориентация опора на типсодержания на ведущую мышленияобучения деятельность Особенности учения (традиционный подход)Особенности учебной деятельности5. Ученик как объект обучения (исполнителен, послушан, не равноправен). Приоритет авторитарного типа взаимодействия: руководство – подчинение. Реальная оценка ученика.5. Ученик как субъект обучения (равноправен в процессе обучения). Приоритет демократического типа взаимодействия: совместно-распределительная деятельность. Деловое партнерство. Прогностическая оценка ученика.6. Обучение как предъявление совокупности типовых (частных) задач, набор правил, регламентирующих их решение.Опора на воспроизводящую, репродуктивную активность.Контроль за правильностью результата.6. Обучение как познание общих принципов построения соответствующих действий, отражающих законы данной науки.7. Опора на поисковую, «квазиисследовательскую» активность»8. Контроль (самоконтроль) процесса и результата, рефлексивный контроль. Структура учебной деятельности: потребность – задача – мотив – действия – операции – контроль - оценка.Учебная задача – определяет направленность на развертывание поисковой деятельности, на анализ ситуации и организацию ее разрешения. То есть учебная задача отвечает на вопрос «как будем осуществлять поиск?»Поскольку учитель в данном случае отказывается от образца, то его целью становится организация поиска, а не предъявление «правильного» пути решения. " Учебные действия – это последовательные «шаги» решения учебной задачи. Состоят из операций (пошаговых «дробных» действий).Этапы формирования: сначала вместе с детьми учитель строит «путь» решения; 2) дети составляют алгоритм в помощью учителя; 3) дети самостоятельно осуществляют все учебные действия в последовательности." Рубрика «Обсудим вместе» Рассмотрим рисунки. Выскажем свое мнение: кто из этих людей крестьянин? Чиновник (государственный служащий), священник? Кого из них зовут Захарий Матвеевич Вознесенский? Акакий Акакиевич Хвостов? Афанасий, Иванов сын? Учитель: как будем решать поставленную задачу (в виде вопросов). Предлагайте свои варианты.Шаг первый: рассмотрим репродукции. Обратим внимание на внешний вид, одежду.Шаг второй: Определим, кого из персонажей картин мы уже встречали? (крестьянина, священника).Шаг третий: по каким особенностям мы узнали, что он – крестьянин (священник)?Шаг четвертый: кто из героев картин – чиновник. По каким внешним особенностям мы теперь можем узнавать чиновников царского времени? "О Постановка проблемы – это создание интеллектуального препятствия, которое решить имеющимися средствами нельзя: нужен поиск, получение дополнительной информации и т.п. То есть проблема – это противоречие между знаемым и искомым. Ее первоначальное обсуждение заканчивается выдвижением гипотез, которые затем в течение урока обсуждаются, проверяются разными способами ( в зависимости от выбранного типа урока).Например: Тема урока «Особенности жизни представителей класса млекопитающих». Учитель: Попытаемся ответить на вопрос«Зачем ёж осенью носит яблоки?». Высказываются предположения:Ёж запасает яблоки на зиму;Ежи яблоки не едят, но запасают их для разведения насекомых, которых потом едят;Ежи, как и другие млекопитающие, животные чистоплотные, они чистят яблоками свои иголки от насекомых.