Доклад на тему Современный урок в начальной школе. Формы и методы

ГКОУ ЛО «Мгинская специальная школа-интернат»















Современный урок в начальной школе.
Формы и методы.







Учитель начальных классов:
Вострецова А.С.














пгт. Мга
2015 г.
Современный урок в начальной школе. Формы и методы.
Урок это главная составляющая часть учебного процесса. От урока тянутся сотни связей к внеклассной и внешкольной работе, к взаимоотношениям учителей и родителей, к содержанию и направленности всей школьной жизни. Каким же должен быть современный урок в начальной школе? Учитель на уроке – организатор процесса познания, ученик – субъект поисково-исследовательской деятельности. Урок носит развивающую, коммуникативную, здоровьесберегающую направленность. Учителем применяются современные образовательные технологии.
Можно выделить несколько методов и форм современного урока на начальной стадии обучения:
метод проектов;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
портфолио.
1. Метод проектов.
Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Можно выделить несколько видов проектов:
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, дети берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.


2. Информационно-коммуникационные технологии.
Использование ИКТ позволяет проводить уроки:
на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ( анимация, музыка)
обеспечивает наглядность;
привлекает большое количество дидактического материала;
обеспечивает высокую степень дифференциации обучения ( индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания);
расширяет возможность самостоятельной деятельности;
формирует навык исследовательской деятельности;
обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
способствует повышению качества образования.
Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
Применение на уроках ИКТ способствует так же:
сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;
сокращению времени для контроля и проверки знаний обучающихся;
обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля.
Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать как учителю, так и обучающимся, различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение обучающихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения обучающихся. Для этого используют различные методы и приемы. Учителем используются развивающие методы и приемы:
метод анализа
метод сравнения
метод обобщения
метод классификации
формулировка понятий
внутренний план действий
При подготовке к урокам учитель использует электронные ресурсы учебного назначения:
мультимедийные курсы;
презентации к урокам;
логические игры;
тестовые оболочки;
ресурсы Интернет;
электронные энциклопедии.
При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье обучающихся. Урок включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.
Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.
3. Здоровьесберегающие технологии.
Что необходимо для реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе?
Образовательный процесс должен проходить в комфортных условиях, предупреждающих стресс, строиться на основе адекватных требований, соответствующих возрастным особенностям приёмов и методов обучения и воспитания.
Обучение необходимо рационально организовать с учётом возраста и пола обучающихся, в соответствии с гигиеническими требованиями.
Педагог должен иметь возможность учитывать индивидуальные особенности ребёнка.
Для предотвращения утомления все виды учебной и физической нагрузки должны соотноситься с возрастными возможностями ребенка.
Школа должна предоставить ребёнку возможность для движения. Чередование статичного напряжения от сидения за партой и рационально организованной подвижной деятельности.
Реализация здоровьесберегающих технологий в начальной школе имеет одну основную цель - сохранение и укрепление здоровья детей.
Существует несколько условий, которые позволяют применять здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе:
соответствие учебного материала возрастным особенностям познавательной деятельности;
осуществление обучения на наиболее оптимальном уровне сложности. использование разнообразных методов и форм обучения;
рациональное чередование двигательных и статических нагрузок; осуществление индивидуального и дифференцированного подхода, возможность для детей работать самостоятельно и в малых группах;
разумное использование наглядности;
использование разнообразных форм подачи информации, включая современные информационно-коммуникативные технологии;
создание комфортной благоприятной атмосферы в классе для каждого обучающегося;
стимулирование положительной мотивации к обучению. Развитие у детей навыков, умений и основ знаний по вопросам сохранения здоровья.
Основные принципы.
Понятие «здоровьесберегающие технологии» в начальной школе может быть отнесено к любой из применяемых учителем образовательных технологий, если в процессе решается задача сохранения и укрепления здоровья учителя и обучающихся.
При этом должны соблюдаться следующие принципы, выделенные Н. К. Смирновым:
«Не навреди!» каждый приём, метод или средство, которое применяется на уроке, не должно наносить вред здоровью детей, поэтому стоит использовать только обоснованные, проверенные на практике элементы работы.
Приоритет заботы о здоровье обучающегося каждый момент урока должен быть проанализирован с позиций влияния на психофизиологическое состояние школьников.
Непрерывность и преемственность этот показатель говорит о том, что здоровьесберегающие образовательные технологии в начальной школе применяются в работе регулярно, ежедневно и на каждом уроке.
Ребёнок – субъект применяемых технологий и их непосредственный участник.
Учёт возрастных особенностей при подборе содержания обучения. Все материалы и их объём должны быть посильны и доступны для ребёнка.
Учителя, психологи и доктора должны действовать совместно, как единый механизм влияния на развитие ребёнка.
Создание ситуации успеха очень важно для развития психологического здоровья ребёнка. Любой результат, полученный ребёнком, оценивается сначала с акцентом на положительное, после чего отмечаются ошибки или проблемы.
Чередование активных видов деятельности предупреждает утомление.
Формирование ответственности за свое здоровье у каждого ребенка - важнейшая задача учителя.
Разнообразные виды здоровьесберегающих технологий в начальной школе можно объединить в три блока:
технологии направленные на соблюдение гигиенических требований;
технологии, организующие рациональную физическую активность;
психолого-педагогические технологии.





1. Технологии направленные на соблюдение гигиенических требований.
В классе должна быть комфортная температура, воздух должен быть свежим. Учебный кабинет необходимо оснастить достаточным уровнем освещения. Все эти требования содержатся в нормах СанПиН.
Дети должны удобно сидеть, сохраняя правильную осанку, и периодически менять позу, снимая статическое напряжение. Для этого необходимо использовать физминутки, пальчиковую, дыхательную, суставную и зрительную гимнастику, а также элементы самомассажа. Такие оздоровительные моменты, регулярно включаемые в урок, дают хороший эффект.
На уроке нужно использовать несколько видов деятельности. Например, стоит чередовать опрос, решение примеров, работу с раздаточным материалом и так далее. На утомляемость школьников влияют продолжительность занятий одним видом деятельности и частота их сменяемости. Не должно быть длительной монотонной работы, но и мелькание одного за другим упражнений при очень частой смене упражнений может утомить ребёнка, поэтому рекомендуется найти оптимальное сочетание. Учитель должен чётко замечать тот миг, в который наступает утомление детей и снижается учебная активность, и сразу же принять меры для смены вида деятельности.
Дети на уроке могут получать знания с помощью различных способов. Например, это может быть не только словесный рассказ учителя или рассматривание наглядных материалов (в том числе использование аудио- и видеопросмотра), но и самостоятельная работа. Кроме того, необходимо включать в урок практические методы. От чередования перечисленных элементов также зависит сохранение работоспособности школьников. Отдельным моментом является использование технических средств обучения. Они должны применяться в соответствии с указанными в санитарных требованиях продолжительностью и периодичностью. Учитель, подбирая материал для прослушивания или просмотра, продумывает и его цель, и дальнейшую работу. Например, просмотр обучающего фильма может вызвать обсуждение содержания, размышления по заданной теме, вопросы к детям и к учителю от обучающихся.
Очень важен для сохранения работоспособности психологический климат. Урок со здоровьесберегающими технологиями в начальной школе характеризуется комфортной атмосферой, доброжелательностью во взаимоотношениях учителя и учеников, направленностью на сотрудничество. А также активностью и заинтересованностью в общении и совместной деятельности с одноклассниками. В этом учителю хорошо помогают улыбка и юмор. Включение в урок небольшой шутки, поговорки, весёлой иллюстрации или музыкальной минутки позволяет быстро и легко снять напряжение от утомительной монотонной деятельности, выполняя роль эмоциональной разрядки.
2. Технологии, организующие рациональную физическую активность.
Современные исследования в области педагогики и психологии отмечают четыре важных момента в построении урока, включающего здоровьесберегающие технологии в начальной школе.
2.1. Интересно - значит неутомительно!
Формируя у школьников коммуникативные навыки, заинтересованность в новых знаниях, познавательную мотивацию и умение не только отвечать на вопросы, но и задавать их, педагог предотвращает у детей усталость от образовательного процесса.
2.2. Вижу, слышу, пробую!
У каждого человека имеются индивидуальные особенности восприятия. Зависит это от функциональной асимметрии мозга, при которой происходит распределение всех психических функций между двумя полушариями. Дети, у которых преимущественно работает левое полушарие, отличаются словесно-логическим воплощением познавательных процессов, такие ученики легко воспринимают абстрактные понятия, легко делают обобщения и выводы. Школьники с доминированием правого полушария больше используют конкретно-образное мышление, часто включают воображение, придумывают, сочиняют, легко справляются с творческими заданиями. Есть и третий тип школьников, у которых нет какого-то одного ярко выраженного характерного признака, их полушарии работают в равных долях. Кроме этих особенностей, у детей отличаются и каналы восприятия информации: аудиальное, визуальное, кинестетическое. Учитель должен знать особенности обучающихся и использовать в работе разные варианты подачи материала, чтобы облегчить обучение для всех детей.
2.3. Учет зоны работоспособности.
В активности человека наблюдаются регулярные пики и спады, образующие особый ритм. Такое чередование имеет свои особенности и в течение одного дня, и в разные дни учебной недели. Учитывая эти особенности, составляется расписание, при котором трудные уроки не ставятся в конце.
2.4. Распределение интенсивности умственной нагрузки. Педагог в процессе обучения старается снизить утомление, поддерживает оптимальную работоспособность учащихся, следит за её изменением в ходе урока и тем самым способствует здоровьесбережению.
3. Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения.
Рассмотрим, что помогает учителю сохранять работоспособность. Использование на уроке элементов, снимающих эмоциональное напряжение:
игровые технологии;
обучающие интерактивные программы;
оригинальные задания и задачи;
введение в урок отступлений.

Создание благоприятного психологического климата на уроке:
доброжелательный стиль общения;
увлекательная беседа;
интерес к каждому мнению;
тактичное замечание и спокойная реакция на ошибки;
стимулирование к самостоятельной деятельности.
Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.
Если ребёнок со школьных лет усвоит как норму ответственное отношение к состоянию своего организма, в последующей жизни он будет вести здоровый образ жизни.
Применение личностно-ориентированного подхода.
4.Портфолио
Портфолио для обучающихся первых классов изначально является своеобразным мониторингом в безоценочной системе обучения. Оно должно позволить выявить рост знаний, умений, навыков обучающихся (см. Приложение 1).
Портфолио имеет массу преимуществ.
4.1. Доступность. Все портфолио хранятся в классе. Любой ребёнок может заглянуть в своё портфолио, а также в портфолио своих товарищей. Это даёт возможность ребёнку реально оценивать себя, видеть пробелы в знаниях по любому предмету, работать над ними, и после восполнения пробелов получать подобную работу, чтобы убедиться, что тема полностью усвоена. Заглядывая в портфолио лучших учеников, дети стремятся учиться лучше. Успехи товарищей при этом не вызывают зависти.
4.2. Компактность. Все работы по всем предметам хранятся в одной папке. Дети сами могут проследить насколько обширнее стали их знания, умения, навыки. Здесь они реально видят результаты своих трудов, видят, насколько они выросли. Немаловажно это и при работе с родителями. Приходя на собрание, родители обязательно просматривают портфолио своего ребёнка, видят, как из малыша-первоклашки, пишущего корявые палочки вырос солидный четвероклассник, умеющий написать сочинение-рассуждение или доклад о загрязнении окружающей среды. То есть в портфолио чётко прослеживается, какими знаниями обладает ребёнок.
4.3. Портфолио позволяет учителю отслеживать пробелы в знаниях, как отдельных учеников, так и всего класса, что необходимо для своевременного восполнения пробелов.
4.4. В портфолио хранятся творческие работы обучающихся, а также множество фотографий из их школьной жизни.






Исходя из выше сказанного, можно сделать следующий вывод.
В современном уроке должна использоваться техника (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.д.) К каждому ученику должен быть индивидуальный подход.
Современный урок должен содержать разные виды деятельности. Ученику на уроке должно быть комфортно. Деятельность на уроке должна стимулировать развитее познавательной активности ученика.
Современный урок развивает у детей креативное мышление. Современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.
Для достижения прочных знаний ученик имеет возможность использовать разнообразные тесты, задания в игровой форме, разработанные для него индивидуально. Ребенок может самостоятельно проверить выполнение индивидуальной работы, исправить результаты тестов-заданий, выйти на новые более сложные задания.
На современном уроке комфортно всем: учителю и детям. Урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.



























Литература:

Инновационные системы, процессы и технологии в начальном общем образовании. – Пермь, 2006.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. – М.: ВАКО, 2004.
Начальная школа плюс ДО и После. – ООО «Баласс», 2006, №5,6.
Проблемы и перспективы развивающего образования. – Пермь, 2005.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сборник информационно-методических материалов о проекте «Информатизация системы образования».
Танков Е.В., Давыденко Т.Н. «Педагогика». М.2006 г.
 Шамова Т.И., Давыденко Т.М. «Управление образовательными системами в адаптивной школе».
 Гин А.А. «Приемы педагогической техники». М. Вита-Пресс. М.2000.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]















15