Активные методы обучения на уроках информатики


МКОУ СОШ с.Арка
Доклад на тему:
«Применение активных методов
на уроках информатики»
Выполнила:
Коваль Анна Петровна,
учитель информатики
с.Арка - 2016 г.

Содержание

Введение
Активные методы обучения.
Примеры применения активных методов обучения на уроках
информатики.
Список литературы
Приложения
Введение.
Для подготовки учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения в школах был введен предмет информатики. Изучение информатики имеет огромное общеобразовательное значение, далеко выходящие за рамки задачи подготовки выпускников школы к жизни и труду в формирующемся «информационном» обществе. Задачей учителя на уроках информатики является использование разных методов обучения для наиболее результативного усвоения школьной программы учениками, выбор которых, очень важен.
В моей практике применяются следующие активные методы обучения:
метод проектов — форма организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость;групповые обсуждения — групповые дискуссии по конкретному вопросу в относительно небольших группах учащихся;
мозговой штурм — специализированный метод групповой работы, направленный на генерацию новых идей, стимулирующий творческое мышление каждого участника;
деловые игры — метод организации активной работы учащихся, направленный на выработку определенных рецептов эффективной учебной и профессиональной деятельности;
кейс-метод или метод конкретных ситуаций – это метод активного проблемного, эвристического обучения. Название метода происходит от английского case – случай, ситуация и от понятия «кейс»- чемоданчик для хранения различных бумаг, журналов, документов и пр.
критическое мышление – вид мышления, направленный на выявление недостатков в суждениях других людей, на оценку себя и своих возможностей. Критическое мышление проявляется в ситуации, когда в процессе применения знаний осуществляется их проверка, выявление недостатков и дефектов.
Конец формы
информационные минутки;
игровые, соревновательные приёмы.
Примеры применения активных методов обучения на уроках
информатики.
Важнейшее условие самореализации личности, раскрытие творческих возможностей – это самостоятельность, результат воспитания и самовоспитания. Формируя у школьников самостоятельность работы на уроках информатики, ставлю перед собой две задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
Идеальным средством для решения этих задач служит метод проектов. Проектная деятельность в зависимости от реализуемых образовательных задач может принимать всяческие формы: это может быть проект на целый учебный, а может – проектом на один или несколько уроков (мини-проект). Сотрудничество и сотворчество учителя и учащихся – один из основных принципов проектной деятельности. Учитель и ученик – партнёры и единомышленники. Их объединяет совместная деятельность направленная на решение актуальных проблем. Проблем, дискуссионных тем и вопросов, которые можно реализовать на уроке информатике очень много. Поэтому использование проектной технологии в преподавании этого предмета представляется очень эффективным. В качестве примера приведу разработку урока в 10 классе по теме: «Поисковая служба интернет. Интернет-зависимость». (Приложение №1: конспект урока).
Работа над проектом проходила в несколько этапов, в рамках которых учитель, и учащиеся выполняли каждый свои функции:
571513335- подготовка к работе над проектом;
- выбор проблемы, постановка цели;
- сбор информации;
- разработка собственного варианта решения проблемы;
- реализация плана действий;
Урок информатики в 11 классе. Тема «Поисковая служба интернет. Интернет-зависимость.»
- подготовка к защите проекта;
- презентация проекта;
- анализ, обобщение, выводы (рефлексия).
При изучении темы «Поисковая служба интернет. Интернет-зависимость.» на первом уроке, в водной беседе, был определен круг проблемных вопросов, один из которых и лег в основу проекта «Интернет – безграничность возможностей или опасностей?». Распределив вопросы, над которыми будут работать, учащиеся приступили к сбору информации и оформлению работы в виде презентаций, плакатов, буклетов. На дополнительной консультации ребята обсуждали возникшие трудности, собирали недостающие сведения, проводили соцопрос среди учащихся школы. На заключительном занятии ребята защищали свои проекты, участвовали в дискуссии, анализировали, делали выводы.
Видеопроект «Школьные новости» в рамках предметной недели физики и информатики.
-13335795655Учащиеся имеющие высокий уровень работы на компьютере готовы к созданию более серьезных проектов, например, с элементами исследовательской деятельности. Одной из форм таких проектов являются видеопроекты. Под видеопроектами подразумеваем всю совокупность работ над видеофильмом: выбор темы; поиск информации; написание сценария; изготовление костюмов, декораций, кукол; распределение ролей; процесс съемки; монтаж готового фильма из видеоклипов и его озвучивание; представление и демонстрация фильма. Фильмы, над которыми работают дети, могут быть анимационные, документальные, игровые.
Можно снимать интервью и ток-шоу, учебные фильмы, а также создавать мультфильмы, презентации, брошюры, буклеты и многое другое. (Приложение №2: проекты учащихся).
Для решения учебной проблемы (ситуации) применяю на уроках совместно с проектами - кейс-метод. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке учеников. Это метод активного обучения основан на реальных ситуациях. Вот один из примеров: урок информатики в 8 классе по теме «Графические редакторы. Работа с растровым графическим редактором Paint». (Приложение №3. Разработка урока). Учащиеся на уроке сталкиваются с ситуацией, оказать помощь в создании пригласительной открытки для гостей по случаю предстоящего праздника, в качестве домашнего задания они получают кейс (учебно-методические материалы по теме «Графический редактор Paint»). На уроке ребенку предоставляется возможность в большей степени посветить себя творчеству, тем самым закрепляя знания, формируя умения и навыки работы в программе.
Урок информатики в 10 классе. Тема «Иерархические структуры и деревья»
Работая в старших классах, столкнулась с проблемой несвязной речи учащихся, неумением выражать свои мысли, применять знания в незнакомой ситуации. Это натолкнуло меня на поиски новых методов, приемов и технологий. Свое внимание заострила на технологи развития критического мышления. Это интерактивная технология развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, учит учиться.
316801515170153168015-908050Формы урока в РКМ отличаются от уроков в традиционном  обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя — в основном координирующая.
В 10 классе при рассмотрении темы «Иерархические структуры и деревья» реализую данную технологию через три этапа:
вызова, осмысления и рефлексии.(Приложение №4.конспект урока).
При составлении контрольных, самостоятельных работ подбираю дифференцированные задания для учащихся с учетом базового и повышенного уровня, стараюсь включать больше творческих заданий, ориентированных на решение жизненных ситуаций.
Также к активным методам можно отнести деловую игру. Деловые игры помогают приблизить учебный курс к реальной жизни. Но это возможно при условии, если эти игры моделируют реальные ситуации, а не схемы из учебника. Эффект от обучения по методу деловых игр усиливается также за счет перевоплощения участников игры в конкретных действующих лиц. Игра оживляет повседневность учебного процесса, усиливает интерес ребят к изучаемой дисциплине, повышает степень усвоения или материала.
Рассмотрим пример деловой игры на уроке информатики в 10 классе при изучении темы «Выбор конфигурации компьютера»:
«В городе работают несколько фирм — обществ с ограниченной ответственностью (000) — по сборке компьютеров на заказ. Работа каждой из фирм в течение одного конкретного дня протекает следующим образом. Начинается рабочий день. С утра еще нет заказов и можно заняться чем-нибудь на досуге, например составлением кроссворда из тех слов, которые используются в работе. Затем поступает заказ: заказчик хочет купить компьютер, но точно не знает, какой конфигурации должен быть этот компьютер и какое дополнительное оборудование к компьютеру ему понадобится. Надо ему в этом помочь».
Имитационной моделью в данном случае выступает работа фирмы по сборке и продаже компьютеров. Игровой моделью является рабочий день такой фирмы.
Урок содержит два основных этапа на каждом из которых выполняется определенное задание.
Задание 1 — составление кроссворда. На этом этапе учащиеся знакомятся с новыми понятиями темы и составляют кроссворд с использованием данных понятий.
Задание 2 — сборка компьютера (определение конфигурации компьютера). Выполняя данное задание, учащиеся узнают определения новых понятий, функциональные возможности составляющих частей компьютера, разновидности этих комплектующих. В конце выполнения задания ученики должны представить вариант конфигурации компьютера с обоснованием, почему они предлагают именно такой вариант.
В начальной школе расширить представление детей об устройстве персонального компьютера можно за счет информационных минуток. Основной формой проведения информационных минуток лучше выбрать диалог (групповую дискуссию), в котором направляющую и координирующую функции выполняет учитель. С самого начала учащиеся должны осознать значение словосочетания «информационная минутка»: минутка – это ограничение по времени, информационная – мы узнаем новую информацию. В качестве основы для проведения этих минуток была взята книга В.Агафонова «Твой друг Компьютер». Был создан текстовый файл со стихотворным текстом, разделенный на определенные «порции», каждая из которых соответствовала рассказу о новом устройстве. Так определились темы минуток («Что может компьютер», «Дисплей – отважный капитан», «Чудо – принтер», «Знакомимся с дискетой» и т.д.). На первом уроке все школьники получали по рисунку с изображением основных устройств компьютера. На каждом из последующих уроков – определенную «порцию» текста с пояснениями учителя. Дома ребята вклеивали эти фрагменты стихотворения в отдельную тетрадь или блокнот, и в конце полугодия у каждого учащегося была книжка, сделанная собственными руками, рассказывающая о назначении устройств персонального компьютера (метод проектов). По ходу проведения информационных минуток необходимо показывать источник информации (газету, журнал и т.п.), из которого учитель почерпнул интересные сведения, иллюстрации в нем. Поощрять участие детей в подготовке и проведении минуток.
В целях активизации использую игровые, соревновательные приёмы, стараюсь создать необычную атмосферу во время деятельности, сделать урок нестандартным (создать эффект неожиданности, распределить роли, изменить посадку в классе, разделить на группы и т.п.).
Внеклассное мероприятие для учащихся 8-11 классов. «Поле чудес»
3326130-196215Для стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности обучаемых разрабатываю сценарии внеклассных мероприятий и провожу предметные игры, например: «О, счастливчик», «Поле чудес», «Брейн-ринг», «Пирамида» и т.д.(Приложение №5: разработка внеклассного мероприятия).
Активные методы обучения создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в быстро меняющейся ситуации, находить свои подходы к решению проблем, что наиболее актуально при обучении информатике. Активные методы оказывают большое влияние на подготовку школьников к будущей профессиональной деятельности. Вооружают их основными знаниями, необходимыми специалисту в его квалификации, формируют профессиональные умения и навыки по решению прикладных задач, которые сегодня не мыслимы без применения компьютера.
При использовании активных методов обучения в своей работе опиралась на следующие источники информации:
Список литературы
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.М.: ИНТОР, 1996.
Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение.' Л., 1985.
Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. М.: Знание,1989 г.
Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989 г.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред.Е.С. Полат. М.: Издательский центр "Академия", 2000 г.
Оганесян Я Т. Методы активного социально-психологического обучения. Тренинги, дискуссии, игры. М.: Ось-89, 2003 г.
Платов В. Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М.: ИПО «Профиздат», 1991 г.
Кривова В. А, Применение учебных деловых игр при обучении математике в основной школе (на примере геометрического материала): Дис. ... канд. пед. наук. М., 1999 г.
Грук В. Век «Поля чудес» на уроках информатики//Наука и школа. 1997 г., № 1.
Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М. Деловые игры. Рига: Авотс, 1989 г.
Кочеткова А.И. Сборник методических разработок по проведению семинара «Деловая игра». М.: Профиздат, 2000 г.
http://inf.1september.ru/article.php?ID=200600901