Статья Связь времен — связь поколений (По материалам психологического исследования восприятия Великой Отечественной Войны ее очевидцами и современными подростками)


Статья «Связь времен - связь поколений».
(По материалам психологического исследования восприятия Великой Отечественной Войны ее очевидцами и современными подростками)
Автор-руководитель исследовательской работы:
Педагог-психолог Чапни Марина Сергеевна
Война – это смерть, это кровь, слезы, слепые окна домов, пустые взгляды вдов, детская тоска, длинные тяжелые будни, долгое ожидание. Забыть о горе и страданиях – значит предать всех тех, кто их пережил. С каждым годом все меньше остается с нами тех, кто несет гордое звание «участник Великой Отечественной войны». Пройдет не так много времени и возможность воссоздать «живую историю» войны будет потеряна навсегда. Именно поэтому так ценно поддержание интереса к событиям страшных 40 годов, чтобы наши потомки изучали историю войны не только по художественной литературе, документальным очеркам о войне, но и по передающимся воспоминаниям прадедов. Чтобы события, пережитые ими ради мирного неба над нашими головами, не обесценивались, не воспринимались формально. Самое страшное, что могло бы случиться с нашими детьми, к счастью, не ведавшими ужасов войны - это незнание и бесчувствие… Помнят ли современные студенты события тех роковых для страны лет? А если помнят, то как?
В рамках нашей работы проведен анализ записей воспоминаний очевидцев ВОВ, рисунков военной тематики, а также анализ исследований по восприятию войны современными людьми и ее участниками.
Очевидно, что со сменой поколений меняется и представление о войне. По данным социологических исследований ВЦИОМ, для современной молодежи, зачастую, характерно восприятие войны, как официальной становящейся все более безликой, истории, представленной в разных информационных источниках. Представления о Великой Отечественной войне формируются, в основном, из художественных фильмов, которые не претендуют на объективность отражения исторических событий. Эти формы трансляции ценностей абстрактны по своей сути, что приводит к утрате эмоциональной привязанности к событиям Войны, душевной отстраненности от предмета поклонения. Официальная память о войне оказывается невостребованной молодежью на индивидуальном уровне.
Наши родители росли не на примерах выдуманных героев компьютерных игр, комиксов и боевиков, где стирается грань между игрой и реальностью. Перед глазами у них были реальные страницы истории, герои войны, ставшие примером для поколений. Соответственно, их восприятие войны более глубокое, основанное на чувственном опыте пережитых событий. На восприятие войны существенно влияет резкое сокращение продолжительности детства в годы войны. Экстремальность ситуации приводила к тому, что мир взрослых ожидал и требовал от детей резкого взросления, выполнения сугубо взрослых функций ради выживания.
Интересно рассуждение одного из ветеранов о вкладе официальных органов в определение понятия детства в условиях войны: «Когда началась война, то было постановление правительства, что мужчины и женщины, достигшие 16 и 60 лет, подлежат мобилизации на трудовой фронт. Мужчины и женщины в шестнадцатилетнем возрасте – это кто такие? Это дети! Согласно этого постановления – взрослые…».
Люди того времени определяли детство либо как полностью уничтоженное, («сгоревшее детство»; «детства не было, юность голодная», «детство, которое поглотила война», «я родом не из детства – из войны»), либо как негативное («страшное, жуткое детство», «тяжелое детство»).
Воспоминания этих людей отрывочны и выборочны; стерты или смещены временных и пространственных рамки; особо развита чувственная память. Это обусловлено отсутствием опыта у детей, например, знания того, что бомбежка несет с собой смерть, а смерть – это навсегда:
«А я продолжала смотреть бомбежку, мне что-то не страшно было, а интересно, как это все делается. Вот только что все было, и куда что делось. Появился пароход, на нем беженцы с детьми, и вдруг его не стало, я даже не плакала, а удивлялась этому» - из воспоминаний очевидцев войны.
Нам не удалось увидеть в собранных детских воспоминаниях о бомбежках «приукрашивания» или «идеализации», как это характерно для описаний войны нашими современниками.Дети Сталинграда постоянно вспоминали запахи войны: «Очень долго оставался запах земли, в которой мы жили»; «горело зерно, запах горелого зерна — это страшно»; «первый запах войны – пожарище и этот запах горящей плоти»;
«…я шла в магазин, и этот хлебный запах еще был издали, тогда ж был натуральный хлеб».
Об отрывочности своих впечатлений о войне говорили те, кто пережил ее в самом раннем возрасте:
«А потом как на фотопленке отпечатались в памяти отдельные моменты, поразившие своей необычайностью детский разум: на земле вся в крови бабушка, а мама плачет; дедушка в огненной одежде; страшно трещит горящий дом; дедушка молчит, и его зачем-то засыпают землей; красное-красное небо; очень жаркое; какая-то странная младшая сестренка у мамы на руках (она была мертва); хочется кушать, а мама не дает и сама все плачет, плачет, плачет…».
Отличия восприятия войны детьми разных поколений наглядно прослеживаются в рисунках. Для современных подростков характерно, в основном, символическое, метафоричное, абстрактное восприятие целостной картины войны, позитивного героизма и подвига народа (например, сравнение войны с мясорубкой, мешком, изображением отдельных символов, стереотипных изображений и т.п.). В качестве символов выступают: Георгиевская лента, Вечный огонь, Знамя Победы, ордена и медали, гвоздики, красная звезда, солдатская шинель, фронтовые письма и другие.
Рисунки очевидцев войны более реалистичны, событийны, c высокой эмоциональной нагрузкой. Это работы, в центре внимания которых картины сражения, портреты, сцены разлуки, минуты отдыха на войне, подвиги солдат, детей, партизан и т.п.). Современные рисунки имеют, в основном, позитивную окраску: радость и слезы Победы, восхищение подвигом и сочувствие, благодарность потомков и вечная память, изображения отдельных знаменательных событий ВОВ (Битва за Москву, Сталинградское сражение и т.п.). Для современных детей свойственно преобладание светлых и сине-зеленых цветовых оттенков в рисунке. Это объясняется наличием в раннем возрасте стереотипа видения Великой Отечественной войны как героического подвига, ассоциированного с победой, радостью, торжественностью, праздником. Небо на современных рисунках чаще в сине-зеленых, либо светлых тонах спасения, надежды, веры.
Анализ цветовой гаммы рисунков показал, что основными в рисунках людей «военного поколения» являются темно-серые, сине-зеленые, коричневые цвета, которые символизируют скорбь, страх, горе; красные – ненависть, настрой на борьбу. Реже встречаются светлые оттенки, которые олицетворяют добро, благородство, надежду, веру и т.д. Образ неба в рисунках людей военных лет представлен в красных и темно-серых оттенках, реже – в светлых. Работы подростков разных поколений сходны в использовании темно-серых и красных цветов. В их работах видится глубина мышления, попытка анализа и оценки воины как социального явления. Таким образом, образ Великой Отечественной войны в рисунках можно представить в виде медали, одна сторона которой связана с доблестью и героизмом людей, а обратная – со скорбью, слезами и горем, которые принесла эта война. Понимают ли (чувствуют ли) ту боль невозвратной утраты, которую пережила страна. Важно, чтобы студенты смогли посмотреть на войну через реальный опыт поколения войны, который на деле способен показать важность патриотических, воспитательных, моральных и коллективных ценностей для молодого поколения».
Каждое новое поколение рисует, описывает войну, подвиги своих предков. Главное, чтобы война, оставаясь на рисунках и картинах, никогда не повторилась в реальности.