Эвристическая беседа Будь вежлив












Разработка эвристической беседы
«Будь вежлив»
для учащихся 2 класса






Составила: учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 9» г. Выборг
Сметанникова Алина Вячеславовна








2016 г
Цель: воспитывать уважение к старшим; повторить правила вежливости; развивать стремление быть внимательным к окружающим людям.
Задачи:
1. Показать необходимость употребления в речи «вежливых» слов;
2. Научить детей пользоваться вежливыми словами;
3. Развивать познавательный интерес, память, внимание, воображение, речь учащихся, расширить кругозор учащихся,
4.Воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям.


- Ребята, я вам прочитаю рассказ Случай на улице», а вы внимательно послушайте.

«Однажды по улице шёл старичок, опираясь на большую сучковатую палочку. Он был очень стар и от старости согнулся, поэтому шёл, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову кверху и что-то рассматривая в небе, шёл мальчик. Он столкнулся со старичком. Старик очень рассердился на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал, и старичок сразу подобрел.
 
- Что же такое сказал мальчик, отчего дедушка перестал сердиться? (извините, пожалуйста или простите пожалуйста.)

- А что это за слова такие?
- Совершенно верно. Это обычные, умные, простые, полезные и добрые слова: «Здравствуйте», «Спасибо», «Пожалуйста», «Будьте любезны», «Доброе утро», «До свидания», «Извините» и многие другие.
- А почему их называют волшебными? Кто знает?
- Да, волшебными они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя. Вы вырастите, окончите школу, станете трудиться на заводах, строить дома, прокладывать дороги, выращивать новые сорта чудесных растений, побеждать болезни. Вы будете строителями, космонавтами, художниками. Но, прежде всего, вы должны вырасти настоящими хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо научиться. Вот поэтому вы должны как можно чаще пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее, светлее. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.
- В древние времена, когда людей было ещё мало, они, наверное, очень радовались, встречаясь где-нибудь на дикой тропе. И, наверное, поэтому они приветствовали друг друга.
- А может быть, и не так это было, но почему-то у всех людей на земле есть обычай приветствия. Разные народы делают это по-разному. Например, в древние времена приветствовали друг друга вот так.
















А в Японии – по-другому.












В Африке тоже приветствуют друг друга, вот таким приветствием.















- Менялись времена, менялась и форма приветствия.


- Каждый человек приветствует по-своему и в зависимости от того, кого он встретил: хорошего знакомого, друга, подругу, близких или малознакомых людей. Обычно происходит так: без головного убора мужчины приветствуют легким поклоном, женщины обычно слегка наклоняют голову и отвечают улыбкой, друзья приветствуют друг друга похлопыванием по плечу, девочки поклоном. У военных людей существует особая форма приветствия. Они отдают честь, прикладывая правую руку к козырьку. Существует определенный порядок приветствия: младшие первыми приветствуют старших по возрасту, опыту или занимаемому положению, ребенок приветствует взрослого, подчиненный начальника, мужчина – женщин.


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

- В русском языке слово "здравствуй" означает "будь здоров". Здороваясь, мы уже не думаем об этом значении, просто соблюдаем одно из правил вежливости. А вот в некоторых русских деревнях ещё и до сих пор на "Здравствуй!" отвечают: "Спасибо", а в ответ на "Добрый день!" желают хорошей погоды. И если ты живёшь или бывал когда-нибудь в деревне, то знаешь, что сельские жители обязательно здороваются друг с другом, встречаясь на улице. В деревне здороваются даже с незнакомыми, приезжими людьми.
- Другое дело в городе. И всё же, когда обращаешься на улице к кому-нибудь с вопросом, поклонись слегка это и будет означать приветствие. Вспомни при этом другое доброе слово.
Снежит*, пожалуйста, который

- Как вы думаете, какое это слово?


(Пожалуйста)
- Но не только слова должны быть у нас добрыми, надо чтобы и поступки ваши были разумными, ясными – такими, чтобы никогда вам не приходилось за них краснеть, стыдиться их. Надо стараться всегда и во всем быть полезными людям.
- А теперь, ребята, давайте решим все вместе такую задачку: «Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»
- Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Ответьте, какие ошибки сделал мальчик.
(Ответы детей: Мальчик должен был не кричать, а спокойно спросить: «Скажите, пожалуйста, который час?» И после ответа взрослого надо сказать «Спасибо!»)

- Хорошо. Еще одна задача: «Одна девочка жаловалась возмущенно маме: «Во дворе мальчишка такой невежа – зовёт меня Галька». «А ты как его зовешь!» - спросила мама. «Я его вообще никак не зову, - ответила Галя. – Я ему просто кричу: «Эй, ты!»
- Ребята, скажите, права ли Галя?
- Почему?
- А как надо обращать к другому человеку?
- А как вы обращаетесь к своим друзьям? Как вы их называете?
- Давайте послушаем ещё одну задачку: « По улице шли двое прохожих. Одному было 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: один портфель, три книжки и один большой сверток. Одна из книг упала. «У вас упала книга», _ закричал мальчик, догоняя прохожего. «Разве?» - удивился тот. «Конечно, - объяснил мальчик, - у вас было три книги плюс один портфель плюс один пакет – итого пять вещей, а теперь осталось четыре». «Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение – сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу, - однако есть правила, которых ты еще не усвоил».
- Скажите, о каких это правилах говорил прохожий?
- А как бы вы поступили в такой ситуации?
- Скажите, так что должен был сделать мальчик? Как он должен был поступить?
- Послушайте еще вопрос-задачу и скажите, какую ошибку допустил Костя. «Приходит утром Костя в школу. У двери его класса стоит учительница. Костя, увидев ее, образовался, подбежал к ней и начал рассказывать, какую он вчера интересную кинокартину смотрел».
- Итак, какую же ошибку допустил Костя?
- Правильно. С учителем не поздоровался, с ребятами тоже. Никого в школе не заметил, только о кино не забыл. Не берите пример с такого мальчика. Запомните, что при входе в школу нужно аккуратно раздеться, культурно и вежливо пройти, здороваясь со старшими и со своими друзьями.
- Молодцы, я вижу, что вы все ребята вежливые, и сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду читать рассказ, а вы по мере надобности будете вставлять в мой рассказ волшебные слова: « Однажды Вова Крючков поехал в театр. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с ребенком. Вова встал и сказал ей: «Садитесь ( хором – «пожалуйста»). Женщина была очень вежливая, поблагодарила Вову: (хором – «спасибо»). Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова быстро сказал: (хором – «извините, пожалуйста»).
- Молодцы. Вы замечательно отвечали, правильно употребляя волшебные слова. Не надо забывать про эти добрые слова дома, в школе, на улице...
- А сейчас давайте представим, что в далекой-далекой стране, у каждого из вас есть друг. Может быть, вы обидели его сильно и сейчас сожалеете об этом, но его рядом с вами нет, а вам хочется попросить прощение. Или вы хотите рассказать ему, как вы без него здесь живете. И поэтому, каждый из вас сейчас напишет коротенькое письмо своему другу, используя волшебные слова. Подумайте, какими словами вы начнете это письмо, каким словом закончите, каким будет содержание вашего письма, о чем бы вы хотели ему рассказать, может быть, какой-то случай из вашей жизни.
(Ученики пишут письмо, а учитель может включить кассету со спокойной мелодией). После того, как все учащиеся справятся с заданием, можно эти письма проанализировать. Самые лучшие варианты, которые получились у детей с их разрешения прочитать.

- Я желаю вам, ребята, овладеть по-настоящему волшебными словами, выработать в себе лучшие качества вежливого человека, стать настоящими волшебниками!

















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



О.С.Богданова, О.Д.Калинина «Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками»/ Пособие для учителя – М.; «Просвещение», 1982 г. – с.160
Б.В.Бушева «Поговорим о воспитанности», - Петрозаводск «Карелия», 1991 г. – с.144.
Т.А.Ладыженская «Речевые секреты»/ Книга для учителя начальных классов – М.; «Просвещение», 1992 г. – с.144
С.А.Насонкина «Уроки этикета» - Санкт-Петербург, Издательство «АКЦИДЕНТ», 1997 г. – с.40
Е.А.Нефедова, О.В.Узорова «Праздники в начальной школе. Осень-Зима» - М., АСТ «Астрель», 2002 г. – с.192



















13PAGE 15


13PAGE 14315




15