Рабочая программа учителя общие подходы к структуре и разработке


Рабочая программа учителя общие подходы к структуре и разработке НЕОБХОДИМОСТЬ СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ЗАКРЕПЛЕНА ДОКУМЕНТАМИ: ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2012 г. N 273-ФЗ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"(ст. 28, 47, 48) ФГОС ООО - СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВКЛЮЧАЕТ ПРОГРАММЫ ОТДЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ, КУРСОВ. 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации2. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: 6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации(п. 3)3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ; Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников1. Педагогические работники обязаны:осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой Методическая основа для создания программы. Стандарт Примерная программа Авторская программа Рабочая программа ПонятиеСодержание понятияУчебная программа Краткое систематическое изложение содержания обучения по определенному предмету, преподаваемому в учебном заведении, круг знаний, умений, и навыков, подлежащих усвоению учащимися.К учебным программам относятся: примерная, авторская, рабочая программы)Примерная программаДокумент, который детально раскрывает обязательные компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету учебного плана. Определяет инвариантную часть учебного курса. Разрабатывается на федеральном уровне и носит рекомендательный характер (ст. 2, п. 9,10 Закона об образовании РФ) Примерная (типовая) учебная программа документ, рекомендуемый Минобрнауки России; детально раскрывает: обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения; требования к качеству усвоения учебного материала по конкретному предмету . ПонятиеСодержание понятияАвторская программаДокумент, созданный на основе ФГОС и примерной программы, имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины. Авторские программы разрабатываются авторами УМК, может быть разработана одним автором или группой; отличает оригинальность концепции и построения содержанияРабочая программаНормативно - управленческий документ образовательного учреждения, обеспечивающий достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы;является частью содержательного раздела ООП ОУ;разрабатывается учителем на основе примерной или авторской программ согласно положения ОУ о рабочей программе Рабочая программа – нормативно-управленческий документ конкретного образовательного учреждения, который должен обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;– инструмент, с помощью которого учитель определяет оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса в соответствии с результатами, определенными ФГОС. Функции рабочей программыНормативная Информационно-методическая Организационно-планирующая Функции рабочей программыОпределяет структуру и содержание учебного материала учебного курса, предмета, дисциплины.Распределяет объём часов, предусмотренных на изучение учебного курса, предмета, дисциплины, по темам и видам занятий.Раскрывает последовательность изучения разделов учебного курса, предмета, дисциплины, определяет организационные формы и методы, средства и условия обучения. Определяет формы и методы контроля уровня овладения обучающимися образовательного учреждения учебным материалом по учебному курсу, предмету, дисциплине. Нормативная база для составления программы.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. /М.:Просвещение, 2013. (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, рег.№19644)Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы. Москва « Просвещение» 2011 Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред.В.В. Козлова, А.М. Кондакова. –Москва: Просвещение, 2011.Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-14 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012г № 1086 (сайт http://www.fsu-expert.ru/);Положение о порядке разработке и утверждения рабочих программ учебных предметов и элективных курсов (№ приказа в ОУ)Учебный план МОУ « » на 2013 – 2014 учебный год (протокол педсовета,№ приказа в ОУ) Структура рабочей программы(Федеральный компонент ГОС 2004 г.)Титульный листПояснительная запискаСодержание учебного материала (основные блоки, модули)Учебно-тематическое планированиеТребования к уровню подготовки обучающихсяКалендарно- тематическое планированиеУчебно-методическое и материально-техническое обеспечение Структура рабочей программы( ФГОС ООО 2010 г., п. 18.2.2 или п. 2.2.1 ООП ООО)Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета, курсаОписание места учебного предмета, курса в учебном планеЛичностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курсаСодержание учебного предмета, курсаТематическое планирование с определением основных видов учебной деятельностиОписание учебно-методического и материально-техническое обеспечение образовательного процессаПланируемые результаты изучения учебного предмета, курса Структура рабочей программы НОО (п. 19.5 ФГОС ООО)Структура рабочей программы ООО (п.18.2.2 ФГОС ООО)1.Пояснительная записка1.Пояснительная записка2.Общая характеристика учебного предмета2.Общая характеристика учебного предмета3.Описание места учебного предмета3.Описание места учебного предмета4.Описание ценностных ориентиров содержания4. Личностные, предметные и метапредметные результаты5. Личностные, предметные и метапредметные результаты5. Содержание учебного предмета6. Содержание учебного предмета6.Тематическое планирование с определением УД 7. Тематическое планирование с определением УД 7.Описание материально-технического обеспечения8.Описание материально-технического обеспечения8. Планируемые результаты изучения предмета Титульный лист содержит:полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом; наименование курса, предмета, дисциплины в соответствии с учебным планом;указание классов (уровня образования);срок освоения;указание ф.и.о. разработчика программы;гриф утверждения;год составления программы. 1. Пояснительная запискаНормативно-правовые и методические документы, всоответствии с которыми составлена рабочая программа;Цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета;Межпредметные связи, преемственность (обоснование логики структуры программы);Технологии, методы и формы работы, обоснование целесообразности их использования;Предпочтительные формы контроля знаний, умений и навыков, отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой (изменение количества часов на изучение отдельных тем, структурную перестановку порядка изучения тем, расширение содержания учебного материала и т.д.) и обоснование целесообразности внесения данных изменений.


2. Общая характеристика учебного предмета, курсаЭта часть программы определяет место данного учебного предмета в решении общих целей и задач на ступени основного общего образования, устанавливает межпредметные связи (на какие учебные предметы опирается данный предмет, для каких предметов является базой; если эти связи сильны, то целесообразно отметить, как они могут быть реализованы).Общая характеристика учебного предмета предполагает описание особенностей организации учебного процесса по предмету; предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетания; предпочтительные формы контроля и оценки, указывается возможность интеграции с внеурочной деятельностью (например, на основе метода проектов). 3. Описание места учебного предмета, курса в учебном планеВ данном разделе приводится распределение часов на изучение предмета по классам, определяется резерв свободного учебного времени в часах и процентах от общего количества, который может быть использован для реализации авторских подходов, разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.В этой части программы могут быть приведены рекомендации по наполнению плана внеурочной деятельности в аспекте решения общих с данным предметом задач. 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курсаВ этом разделе конкретизируются планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, включающими, в том числе, личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия; показывается связь программы учебного предмета с программой развития универсальных учебных действий (программой формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования. 5. Содержание учебного предмета, курсаназвание темы;необходимое количество часов для ее изучения;основные изучаемые вопросы темы

6 Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельностиномер урока по порядку;темы каждого урока;компонент образовательного учреждения;тип урока;элементы содержания или основные понятия урока;виды деятельности;формы контроля;практические работы, демонстрационные лабораторные опыты;формируемые ууд, характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)оборудование, наглядность;дата проведения (по плану);дата проведения (фактически)






Описание учебно-методического и материально-техническое обеспечение образовательного процесса Основная и дополнительная литература для обучающихся и педагогов.В список основной литературы включаются учебники, учебные пособия, обеспечивающие усвоение учебного материала.Дополнительная литература - литература, содержащая дополнительный материал к основным разделам программы, необходимый для постановки научных исследований и углублённого изучения дисциплины, в том числе методические рекомендации (не более 10 наименований).Список литературы содержит библиографическое описание используемых изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора издания, названия книги, места и года издания. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ. Эти результаты приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу учебной программы. Они описывают примерный круг учебно-познавательных и учебно-практических задач, который предъявляется обучающимся в ходе изучения каждого раздела программы. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса(примерная ООП ООО)Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник научится», ориентируют на достижение каких уровней освоения учебных действий с изучаемым опорным учебным материалом ожидается от выпускников, эти выносятся на итоговую оценку Оценка достижения планируемых результатов этого блока на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся, ведётся с помощью заданий базового уровня . Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса(примерная ООП ООО) В блоках «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные мотивированные и способные обучающиеся. Примерный алгоритм работы над составлением рабочей программы по предмету. Изучение и анализ нормативных документов; Изучение и анализ методической базы; Оценка имеющихся условий региона, муниципалитета (района), ОУ и индивидуальных особенностей контингента детей; Создание электронной версии авторской программы (поиск на сайте издательства авторской электронной версии либо сканирование печатного варианта программы и перевод в текстовый редактор); Корректировка авторской программы (если это необходимо); Приведение электронного варианта рабочей программы в соответствии с едиными содержательными и техническими требованиями Положения о рабочей программе; Самоэкспертиза по критериям; Выведение на печать и единообразное оформление папок;Экспертиза (рассмотрение, согласование, принятие) и утверждение рабочей программы. Экспертиза и утверждение рабочей программы. Порядок проведения процедуры утверждения рабочей программы определяется в Положении о рабочей программе ОУ индивидуален в каждом ОУ может предполагать предварительные этапы (рассмотрение, согласование, принятие),направленные на экспертизу качества рабочей программы. Форма предварительной утверждению экспертизы определяется в зависимости от полномочий органов школьного самоуправления (методического объединения, научно-методического совета, педагогического совета). Спасибо за внимание!