РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ 8 КЛАСС,АВТОР УЧЕБНИКА О.С.ГАБРИЕЛЯН


Рабочая программа по химии 8класс
(2 часа в неделю, всего 70 часов, из них 2 часа – резервное время)
УМК О.С.Габриеляна Пояснительная записка
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Концепции, заложенные в содержании учебного материала.
Рабочая программа по химии построена на основе концентрического подхода. Это достигается путем вычленения укрупненной дидактической единицы. В программе учитывается реализация межпредметных связей с курсом физики 7-8 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ. Количество часов на каждую тему определено в соответствии с контингентом обучающихся данного класса.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке Примерной программы по химии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способах деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а так же возрастными особенностями учащихся.
Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента, некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.Курс 8 класса начинается темой «Введение». В теме «Атомы химических элементов» рассматриваются атомы как форма существования химических элементов, состав атомных ядер, взаимодействие атомов между собой, виды связей, в теме «Простые вещества» - положение металлов и неметаллов в ПС Д.И. Менделеева, общие физические свойства металлов, важнейшие простые вещества – неметаллы, простые вещества и сложные и их свойства, постоянные величины Авогадро, молярный объем. В теме «Соединения химические соединения» рассматривается степень окисления, составление формул, основные классы неорганических веществ, смеси. Заканчивается изучение химии 8 класса темой «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».
Исходными документами для составления рабочей программы явились:
-федеральный компонент государственного стандарта общеобразовательных учреждений, утвержденный приказом Министерства Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004г;
-федеральныйбазисный учебный план для основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004г;
-федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Миннистерством образования к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализуемых образовательные программы основного общего образования на 20010/11 учебный год, утвержденный Приказом МО РФ № 822 от 23.12.2009г;
-Письмо Минобразования России от 01.04.2005 № 03-47 «О перечне УМК для оснащения образовательных учреждений» (http://www.vestnik.edu.ru)
-учебного плана МАОУ СОШ И1 пгт Серышево имени Сергея Бондарева на 2014/15 учебный год;
-Примерной программы основного общего образования по химии (базовый уровень);
-авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 7-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010г.).
Срок реализации рабочей программы 1 год.
Уровень программы - базовый. Учитывая продолжительность учебного года (35 недель), планирование составлено на 70 часов в год. Объем учебной нагрузки согласно учебного плана школы на 2014/15 учебный год 2 часа в неделю. Количество часов в неделю на изучение предмета согласно программе - 2 часа
Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной программы.
Авторской программе соответствует учебник: «Химия 8 класс»
О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2010.
Данный учебно-методический комплект, обеспечивающий реализацию программы - это целостная система, в ее состав входят учебная программа и учебник для учащихся.
Учебники данного автора включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на текущий учебный год.
Рекомендуемая литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучаемых по основным вопросам, изложенным в программе.
Дополнительный список соответствует рекомендуемым автором учебной программы.
Основные цели учебного курса: формирование представления о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и их важнейших соединениях (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решёток), закономерностях протекания реакций и их классификации.Основные задачи учебного курса:
Формирование у учащихся знаний основ науки – важнейших фактов, понятий, законов и теорий, химического языка, доступных обобщений и понятий о принципах химического производства;
Развитие умений работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности, грамотно применять химические знания в общении с природой;
Раскрытие роли химии в решении глобальных проблем человечества;
Развитие личности обучающихся, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности.
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Методические особенности изучения предмета:
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения:
работать с веществами;
выполнять простые химические опыты;
учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве
Программа направлена на формирование учебно-управленческих умений и навыков, учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков, развитие логического мышления на основе формирования умений сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, анализировать, сопоставлять.
Организация обучения
Формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, интерактивная.
Методы обучения:
По источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
По уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;
По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.
Технологии обучения: индивидуально-ориентированная, разноуровневая, ИКТ.
Результаты обучения
Формы проверки и оценки результатов обучения:
(формы промежуточного, итогового контроля, том числе презентации, защита творческих, проектных, исследовательских работ)
Способы проверки и оценки результатов обучения: устные зачёты, проверочные работы, , тестовый контроль, практические и лабораторные работы.
Средства проверки и оценки результатов обучения:
Ключ к тестам, зачётные вопросы, разноуровневые задания, практические работы
За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор О.С. Габриелян), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, опубликованная издательством «Дрофа» в 2011 году.

Тематическое планирование по химии, 8 класс,
(2 часа в неделю, всего 70 часов, из них 2часа – резервное время)
УМК О.С. Габриеляна.
№ п/п Наименование темы Всего часов Из них
Практические работы Контрольные работы уроки
1. Введение 5 5
2. Раздел 1.
Атомы химических элементов 9 К.р. №1 9
3. Раздел 2.
Простые вещества 5 К.Р. №2 5
4. Раздел 3.
Соединение химических элементов 11 К.р. №3 11
5. Раздел 4.
Изменения, происходящие с веществами. 7 К.р. №4 7
6 Раздел 5
Простейшие операции с веществами 6 №1 «Приемы обращения с лабораторным оборудованием»
№2 «Наблюдение за горящей свечой»
№3 «Анализ почвы и воды»
№4 «Признаки химических реакций»
№5 «Получение водорода и определение его свойств»
№6 «Получение кислорода и определение его свойств»
№ 7 «Приготовление раствора и расчет его массовой доли» 6
7 Раздел 6 Скорость химических реакций 6 6
8. Раздел 7
Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. 16 К.р. №5 16
9. Раздел 8
Свойства электролитов 3 № 8,9 . Условия протекания химических реакций между растворами электролитов.
№10.Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.
№11. Решение экспериментальных задач. 3
Повторение 2 2
Итого 70 5 57
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
8 КЛАСС
Введение – 5 часов
Предмет химии. Основные понятия и теории химии.
Превращения веществ. Физические и химические явления.
Краткие сведения по истории развития химии.
Атомы. Молекулы. Химические элементы. Химические знаки.
Система химических элементов Д.И.Менделеева.
Химические формулы. Простые и сложные вещества. Закон постоянства состава вещества.
Относительная атомная и молекулярная массы.
Массовая доля элементов в веществах.
---В результате изучения темы на базовом уровне ученик должен знать
важнейшие химические понятия: вещество, физическое тело, химический элемент, атом, молекула, химическая реакция, знаки первых 20 химических элементов; определение химической формулы вещества, формулировку закона постоянства состава вещества;
основные законы химии: - основные положения АМУ; понимать его значение.
уметь:
- отличать физические явления от химических реакций;
- называть химические элементы по их символам;
- называть признаки химических реакций;
- определять качественный и количественный состав вещества по их формулам и принадлежность к простым или сложным веществам
- распознавать простые и сложные вещества;
- вычислять относительную молекулярную массу веществ
-вычислять массовую долю химического элемента по формуле вещества;
- характеризовать химический элемент по его положению в П.С.
- классифицировать вещества по составу на простые и сложные
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
I. Атомы химических элементов– 9 часов
Строение атома. Состав атомных ядер.
Изменение числа протонов и нейтронов в ядре. Изотопы.
Состояние электронов в атоме.
Периодичность в изменении свойств элементов. Периодический закон Д.И.Менделеева.
Периодическая система в свете теории строения атома.
Характеристика химического элемента и его свойств на основе положения в периодической системе и теории строения атома
Химическая связь. Ионная связь. Ковалентная связь. Электроотрицатльность. Полярные и неполярные связи. Металлическая связь.
В результате изучения темы на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
-важнейшие химические понятия: протоны, нейтроны, электроны, ионы, изотопы,
химическая связь, электроотрицатльность, кристаллические решетки, аморфные вещества
- особенности строения атома, состав ядра, определение понятий: протоны, нейтроны, электроны, изотопы. - сущность и значение периодического закона химических элементов Д.И. Менделеева - положение щелочных металлов, галогенов в ПСМ, их свойства.
- особенности строения ПС
уметь:
- объяснять физический смысл порядкового номера химического элемента, номера
группы и периода;
- составлять схемы строения атомов первых 20 элементов П.С. Д.И.М: - объяснять сходство и различие в строении атомов химических элементов;
- характеризовать щелочные металлы как химические элементы, обосновывать их свойства как типичных металлов;
- характеризовать галогены как химические элементы, обосновывать их свойства как типичных неметаллов;
- объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
- определять тип химической связи в соединениях.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
II. Простые вещества – 5 часов
Простые вещества металлы и неметаллы. Аллотропия.
Количество вещества. Молярная масса и молярный объем. Относительная плотность. Закон Авогадро.
В результате изучения темы на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
- важнейшие химические понятия: аллотропия, моль, молярная масса, молярный объем, постоянная Авогадро.
- сущность и значение Закона Авогадро;
- относительность понятий «металлические» и «неметаллические» свойства.
уметь:
- характеризовать химические элементы металлы и неметаллы по таблице Д.И. Менделеева.; - объяснять связь между составом, строением и свойствами веществ. – вычислять количество вещества, массу, объем по известному количеству вещества, массе или объему;
- использовать постоянную Авогадро;
- вычислять относительную плотность газов.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
III. Соединения химических элементов. 11 часов
Степень окисления химических элементов. Определение степени окисления по формулам соединений. Бинарные соединения. Оксиды Составление формул бинарных соединений по степени окисления. Основания. Кислоты. Соли. Классификация неорганических веществ. Аморфное и кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки. Чистые вещества и смеси. Разделение смесей. Очистка веществ. Массовая и объемная доли компонента смеси.
знать/понимать:
-важнейшие химические понятия: химическая связь, степень окисления, кристаллические решетки, аморфные вещества, формулы кислот;
- классификацию веществ;
- способы разделения смесей.
уметь:
-определять степень окисления элементов в соединениях;
- называть бинарные соединения, основания, кислоты, соли;
- определять принадлежность веществ к определенному классу
- составлять формулы бинарных соединений, оснований, кислот и солей по степени окисления.
- распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей;
- определять тип вещества (кристаллическое или аморфное)
- производить расчеты с использованием понятий: массовая доля вещества в смеси, объемная доля компонента газовой смеси, примеси
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
использовать знания для критической оценки информации о веществах, применяемых в быту.
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников
IV. Изменения, происходящие с веществами – 7 часов
Сущность химических реакций и условия их протекания. Тепловой эффект реакции.
Законы сохранения массы и энергии. Химическое уравнение.
Расчеты по химическим уравнениям.
Типы химических реакций: разложения, соединения, замещения, обмена.
Вода и ее свойства.
знать/понимать:
- важнейшие химические понятия: химическая реакция, тепловой эффект реакции, типы химических реакций, химические уравнения, реагенты, продукты реакции, коэффициент, химическую символику, уравнения химических реакций. Ряд активности металлов. Реакции нейтрализации. Сущность химических реакций обмена. Гидролиз.
Скорость химической реакции. Катализатор. Ферменты.
- основные законы химии: закон сохранения массы веществ
- классификацию химических реакций
- признаки протекания химических реакций
- сущность понятия «тепловой эффект химической реакции», классификацию химических реакций по поглощению или выделению энергии

уметь:
- называть признаки и условия осуществления химических реакций;
- объяснять отличие химических явлений от физических;
- определять типы химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ;
- составлять уравнения химических реакций различных типов (расставлять коэффициенты в уравнениях х.р. на основе закона сохранения массы веществ.);
- прогнозировать возможность протекания реакций между металлом и раствором кислот.
- применять закон сохранения массы веществ для решении задач по уравнениям химических реакций;
- следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным оборудованием
- определять реагенты и продукты реакции;
- вычислять количество (массу) по количеству вещества (массе) одного из вступивших или полученных веществ;
- характеризовать химические свойства воды;
- составлять уравнения реакций по цепочке переходов.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
V. Простейшие операции с веществом. Химический практикум
Практическая работа № 1. Правила по технике безопасности в химическом кабинете. Изучение лабораторного оборудования и приемы обращения с ним.
Практическая работа № 2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой.
Практическая работа № 3. Анализ почвы и воды.
Практическая работа № 4. Признаки протекания химических реакций
Практическая работа № 5. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе.
знать/понимать:
- правила техники безопасности работы в кабинете химии;
- приемы обращения с химической посудой и лабораторным оборудованием
- чистые вещества и смеси, однородные и неоднородные смеси
- способы разделения различных видов смесей
уметь:
- вычислять массу воды и веществ в растворах с определенной массовой долей растворенного вещества
-следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным оборудованием
- проводить эксперимент по разделению неоднородных смесей;
- распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
VI. Скорость химических реакций. Химическое равновесие. 6 часов
Скорость химических реакций. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации и температуры. Катализаторы. Необратимые и обратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.
VII. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. – 16 час
Растворение – физико-химический процесс. Растворимость. Растворы. Гидраты и кристаллогидраты.
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Основные положения ТЭД. Механизм диссоциации. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты
Ионы. Свойства ионов. Классификация ионов. Ионные уравнения реакций.
Кислоты, основания, оксиды, соли в свете ТЭД. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Свойства классов веществ в свете ОВР.
знать/понимать:
- важнейшие химические понятия: растворимость, растворы, гидраты и кристаллогидраты, ион, электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление, генетическая связь- классификацию веществ по растворимости;
- основные положения ТЭД;
- механизм электролитической диссоциации;
- сильные и слабые электролиты;
- реакции ионного обмена;
- условия протекания реакций ионного обмена до конца;
- окислительно-восстановительные реакции.
уметь:
- составлять уравнения диссоциации кислот, щелочей, солей;
- составлять уравнения реакций ионного обмена в молекулярном и ионном виде;
-определять возможность протекания реакций ионного обмена;
- делать классификацию кислот, оснований, солей, оксидов;
- характеризовать химические свойства кислот, оснований, солей, оксидов в свете ТЭД;
- объяснять сущность реакций ионного обмена;
- распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей;
- называть соединения изученных классов;
- определять степень окисления элемента в соединении;
- составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса;
- составлять генетические ряды металлов и неметаллов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
VIII. Свойства электролитов. Химический практикум 3 часа
Практическая работа № 1.Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.
Практическая работа № 2. Свойства кислот, оснований, оксидов, солей.
Практическая работа № 3. Решение экспериментальных задач.
знать/понимать:
- правила техники безопасности работы в кабинете химии;
- приемы обращения с химической посудой и лабораторным оборудованием
- чистые вещества и смеси, однородные и неоднородные смеси
- способы разделения различных видов смесей
уметь:
- вычислять массу воды и веществ в растворах с определенной массовой долей растворенного вещества
-следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным оборудованием
- проводить эксперимент по разделению неоднородных смесей;
- распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников
VI. Резервное время 2часа
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ Я К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫУСКНИКОВ
В результате изучения химии ученик должен
знать/понимать
                химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
                важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;                основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
                называть: химические элементы, соединения изученных классов;
                объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
                характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
                определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
                составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
                обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
                распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
                вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
                безопасного обращения с веществами и материалами;
                экологически грамотного поведения в окружающей среде;
                оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
                критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
                приготовления растворов заданной концентрации.
Учебно-методическое обеспечение:
Учебно-методический комплект
Примерная программа основного общего образования по химии (базовый уровень);
Авторская программа О.С.Габриеляна, соответствующая Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 7-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010г.).
Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 8 к л.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2007г
Химия. 8 к л.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8 / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2009г.
Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Изучаем химию в 8 к л.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс, 2009г.
Габриелян О. С., Яшукова А. В. Рабочая тетрадь. 8 к л. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9». — М.: Дрофа, 2010г.
Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8— 9 кл. — М.: Дрофа, 2009г.
Литература для учителя:
Программа О.С.Габриеляна «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных школ», М.: «Дрофа», 2010г
О.С.Габриелян «Примерное тематическое планирование уроков химии», 2006г
О.С.Габриелян «Настольная книга учителя химии», М., «Блик и К», 2007г
Литература для учащихся:
О.С.Габриелян «Химия, 8 класс», М., 2009 г
О.С.Габриелян «Мы изучаем химию, 8 класс», М., 2009г
Дополнительная литература:
Энциклопедический словарь юного химика.
Дидактический материал.
Медиаресурсы:
Единые образовательные ресурсы с сайта www. school-coolection.edu.ru (единой коллекции образовательных ресурсов)
CD «Неорганическая химия», издательство «Учитель»
CD «Органическая химия», издательство «Учитель»
CD «Общая химия», издательство «Учитель»
CD «Химия элементов», издательство «Учитель»
Химия. Просвещение «Неорганическая химия»,. 8 класс. (на 2-х дисках)
Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория (учебное электронное издание)
СD «Химия 8-11 класс», Библиотека электронных наглядных пособий.
CD Самоучитель «Химия для всех» (8-11 класс)
CD «Химия в школе. Минеральные вещества», электронные тесты.
CD «Химия 8 класс», электронное учебное издание Дрофа, мультимедийное приложение к УМК «Химия 8 класс»
CD «Тренажер по химии, тесты для подготовки к экзаменам», 2 шт.Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение:
Специализированный класс химии (лаборантская, вытяжной шкаф).
Стенды:
-«Периодическая система Д.И. Менделеева»
-«Таблица растворимости»
-«Классификация неорганических веществ»
-«Индикаторы»
-«Техника безопасности»
-Набор портретов ученых-химиков
3. Химическое оборудование и реактивы.
4. Противопожарная сигнализация.
№ тема Количество часов сроки
Элементы содержания Тип урока Требования к уровню подготовки учащихся оборудование Вид контроля Элементы дополнительного содержания д/з
Введение 5 часов
Цель: Познакомить учащихся с предметом химии, знать основные превращения, которые происходят с веществами в результате химических реакций, знать химические знаки и уметь составлять химические формулы веществ, правильно записывать химические формулы веществ.
1 Введение 1 Химия, комбинированный Знакомство уч-ся с предметом химия, путем занимательных опытов, что послужит дополнительным стимулом для изучения данного предмета, познакомить с задачами химии и значением Пробирки, растворы веществ – гидроксид натрия, индикаторы, соляная кислота, хлорид бария, сульфат натрия Оценка устных ответов ОБЖ, биология – первая помощь при хим.ожогах, история – история возникновения науки химия 2 Предмет химия. Вещества. 1 Химия. Вещества, химический элемент Урок постановки учебной задачи Дать понятие о предмете химия, сформировать первоначальное представление о веществе, химическом элементе, начать формировать умения характеризовать вещества. Хим.оборудование – пробирки, колбы, колбы и т.д. Фронтальный опрос Физика – физ.тела, физ. св-ва. § 1
3 Превращение веществ. Роль химии в жизни человека. 1 Химические явления, физические явления, признаки химических реакций, алхимия, эпоха флогистона Урок решения учебной задачи Начать формирование понятий о хим.явлениях, их отличий от физических явлений, дать начальные представления о химических реакциях, раскрыть роль химии в жизни человека Растворы – соляной кислоты, известковая вода, мел, спиртовка, держатель для пробирок, портрет М.В.ЛомоносоваОценка устных ответов Физика – физ.явления, экология – охрана окружающей среды, ОБЖ, биология – первая помощь при ожогах, история – история открытия науки химии §2,3
4 Знаки химических элементов 1 Химический символ, химический язык, периодическая система Урок решения учебной задачи Ввести понятия о знаках химических элементов, ознакомить уч-ся со структурой период.таблицы, ввести понятие о периодах, рядах, группах. ПСХЭ Д.И.Менделеева, портрет Д.И. Менделеева Фронтальный опрос История – создание хим.символов, создание периодической системы §4
5 Химические формулы 1 Химическая формула, наименьшее кратное, коэффициент, индекс, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса Урок решения учебной задачи Дать первые представления о хим.формулах, научить школьников читать их, сформировать понятие о коэффициентах и индексах, дать понятие об относительной атомной и молекулярной массах, научить ребят рассчитывать относительную молекулярную массу ПСХЭ Д.И.МенделееваТестовая оценка знаний Математика – коэффициент, наименьшее кратное § 5
Раздел: 1 Атомы химических элементов 9 часов
Цель: Повторить знаки химических элементов, составление химических формул, знать, как устроен атом химического элемента, уметь располагать электроны по атомным орбиталям, знать основные типы химических связей и особенности их построения, уметь записывать образование пары химической связи6 Атомы химических элементов 1 Атом, электрон, планетарная модель атома, радиоактивные лучи, массовое число Урок «Открытия» нового знания Формировать знания уч-ся о составе атома и атомного ядра, показать взаимосвязь понятий: протон, нейтрон, массовое число Портрет – Д.Томсон, Жан Перрен, Адри Беккерель, Э.Резерфорд, ПСХЭ Д.И.МенделееваОценка работы в группах Физика – атом, радиоактивность, математика-вычисления, история – история открытия атома § 6
7 Изменение в составе ядер атомов химических элементов. Изотопы. 1 Атом, изотоп Урок постановки учебной задачи Сформировать представление об изотопах, дать современное определение понятий – химический элемент ПСХЭ Д.И.МенделееваОценка устных ответов Физика - изотоп § 7
8 Строение электронных оболочек атомов 1 Атом, энергетический уровень, электронные орбитали, порядковый номер, период Урок решения учебной задачи Сформировать представление об электронной оболочке атома и энергетических уровнях, рассмотреть электронное строение трех периодов элементов ПСХЭ Индивидуальный и фронтальный опрос Физика – атом, математика - вычисление § 8
9 Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атомов химических элементов. 1 Ионная связь, коэффициент, индекс Урок решения учебной задачи Сформировать понятие об металлических и неметаллических свойствах элементов на атомном уровне, показать причины изменения свойств элементов в периодах и группах на основе строения их атомов ПСХЭ Взаимопроверка изученного материала Физика - атом § 9
10 Ковалентная химическая связь 1 Ковалентная связь, химическая связь Урок решения учебной задачи Дать понятие о ковалентной химической связи, научить учащихся записывать схемы образования ковалентной связи для двухатомных молекул, сформировать понятие о кратности ковалентной связи ПСХЭ Фронтальный опрос Математика –индекс, кратность § 10
11 Ковалентная полярная химическая связь 1 Ковалентная полярная связь, ковалентная неполярная связь, электроотрицательностьУрок решения учебной задачи Сформировать понятие о ковалентной полярной связи, ознакомить уч-ся с понятием электроотрицательность, как мерой неметаллических элементов, продолжить формировать умения составлять схемы образования молекул соединений с ковалентной полярной связью ПСХЭ Фронтальный опрос, взаимопроверка Физика - электрон § 11
12 Металлическая связь 1 Металлическая связь, водородная связь Урок решения учебной задачи Сформировать представление о металлической связи, показать единую природу химических связей, способ ее образования ПСХЭ Оценка знаний (тесты, фронтальный опрос, взаимопроверка) Физика – атом, физические свойства § 12
13 Подготовка к контрольной работе по теме «Атомы химических элементов» 1 Химический элемент, химическая связь, протоны, нейтроны, электроны Урок рефлексии Повторить, обобщить и закрепить знания уч-ся по данной теме, решение типовых заданий Калькулятор, ПСХЭ Фронтальный и индивидуальный опрос Математика - вычисления Повтор.
§ 6-12
14 Контрольная работа №1 по теме « Атомы химических элементов» 1 Урок контроля и оценки Обобщить и закрепить знания уч-ся по данной теме, выявить пробелы знаний при изучении данной темы ПСХЭ, калькулятор Тестовая контрольная работа с заданиями разного типа Математика –вычисления Раздел 2 Простые вещества 5 часов
Цель: Знать классификацию деления простых веществ на группы, уметь делить их по основным признакам, уметь решать задачи на количества вещества,
15 Простые вещества – металлы и неметаллы 1 Металлы, неметаллы, физические свойства, аллотропия Урок «Открытия»нового знания Анализ контрольной работы, ознакомить с общими физическими св-вами металлов и неметаллов, ввести понятие аллотропия. Рассмотреть относительность деления элементов не металлы и неметаллы. ПСХЭ, портрет А.Лавуазье, коллекция металлов и неметаллов Оценка устных ответов Физика – физ.св-ва, история- история открытия металлов и неметаллов § 13, 14
16 Количества вещества. Молярный объем. 1 Количества вещества, моль, молярная масса, число Авогадро Урок решения учебной задачи Ввести понятие о количстве вещества и единицах его измерения: моль, ммоль, кмоль, дать представление о постоянной Авогадро, показать взаимосвязь массы, количества вещества, числа частиц Портрет - Авогадро, калькулятор Фронтальный и индивидуальный опрос Математика - вычисления § 15,16
17 Решение задач. 1 Молярный объем газов, молярный объем, молярнаяУрок решения учебной задачи Решение типовых заданий по данной теме, закрепить умения уч-ся пользоваться формулами и правильно их подбирать при решении задач калькулятор Работа в группах Математика - вычисление § 13 -16
18 Подготовка к контрольной работе по теме «Простые вещества» 1 Молярный объем газов, молярный объем, молярнаяУрок рефлексии Обобщить и закрепить знания уч-ся по данной теме, выявить пробелы знаний при изучении данной темы, выявить умения уч-ся решать задачи по данной теме калькулятор Работа в группах с дифференцированными заданиями Математика -вычисления 19 Контрольная работа №2 по теме «Простые вещества» 1 Урок контроля и оценки знаний Проверка и закрепление знаний, умений и навыков уч-ся по данной теме, умение применять свои знания на проблемные задания калькулятор Тестовая контрольная работа с заданиями разного типа Математика –вычисления Раздел 3. Соединения химических элементов 11 часов
Цель: Познакомиться с основными химическими соединениями, знать их общие формулы, уметь их отличать друг от друга, знать, как они применяются человеком и какую роль они играют в его жизни, уметь решать задачи и применять знания по математике при нахождении массовой доли веществ и элементов.
20 Степень окисления 1 Степень окисления, бинарная номенклатура, электроотрицательностькомбинированный Дать понятие степень окисления, научить рассчитывать степень окисления по формулам бинарных соединений и составлять химические формулы по степени окисления, дать первоначальные представления о номенклатуре химических соединений ПСХЭ, портрет – Л.Гитон де Мерво. К.БертолеОценка устных ответов Математика – наименьшее кратное, алгебраическое уравнение, русский язык - суффиксы § 17
21 Оксиды 1 Оксиды, бинарные соединения Урок «Открытие» нового знания Сформировать понятие об оксидах, закрепить на оксидах знания химической номенклатуры для бинарных соединений Образцы оксидов, природной руды, минералы, калькулятор Фронтальный и индивидуальный опрос Рус.язык – падежи, география – песок, кремнезем, глина, атмосфера, математика -вычисления § 18
22 Важнейшие оксиды в природе и жизни человека. Водородные соединения элементов 1 Водородные соединения Урок решения учебной задачи Показать огромное значение оксидов в жизни человека, познакомить уч-ся с важнейшими представителями водородных соединений элементов калькулятор Фронтальный и индивидуальный опрос Математика –вычисления - , география – минеральные источники, литосфера § 18
23 Основания 1 Основания, качественные реакции, индикаторы Урок «Открытие» нового знания Познакомить уч-ся с новым классом неорганических соединений – основания, рассмотреть классификацию, состав, номенклатуру оснований Известковая вода, щелочи, индикаторы, пробирки Фронтальный и индивидуальный опрос ОБЖ, биология – первая помощь при ожогах. Рус.язык – падежи. Математика - вычисления § 19
24 Кислоты 1 Кислоты органические и неорганические, основность, техника безопасности Урок «Открытие»
нового знания Сформировать понятие о кислотах, рассмотреть состав, название, классификацию, познакомить уч-ся с важнейшими неорганическими кислотами Пробирки, растворы кислот органических и неорганических, индикаторы Фронтальный и индивидуальный опрос ОБЖ, биология – первая помощь при ожогах, биология – муравьиная кислота, крапива, виноградный сок, лимон§ 20
25 Соли 1 Соли, номенклатура солей Урок «Открытие»
нового знания Сформировать понятие о солях, рассмотреть состав и название солей, продолжить обучение определения степени окисления элементов и зарядов ионов в сложных соединениях Мел, мрамор, кислоты, пробирки, калькулятор Фронтальный и индивидуальный опрос Русский язык – суффиксы, география – залежи солей, математика – наименьшее кратное § 21
26 Соли 1 Химическая связь, агрегатное состояние, растворимость Урок решения учебной задачи Проверить знания уч-ся и умения по основным классам химических соединений, ознакомить уч-ся с важнейшими представителями неорганических солей Поваренная соль, известняк, мел Работа в группах с дифференцированными заданиями Физика – физические св-ва, математика – наименьшее кратное § 21
27 Кристаллические решетки 1 Агрегатное состояние, аморфные, кристаллическая, закон постоянства состава веществ Урок решения учебной задачи Сформировать понятие о кристаллическом и аморфном состоянии твердых тел, ознакомить с типами кристаллических решеток, рассмотреть влияние хим.связи на свойства твердых тел, дать представление о законе постоянства состава веществ Портрет _ Ж.Л.Пруст, таблицы –кристаллические решетки Фронтальный и индивидуальный опрос Физика – физические свойства § 22
28 Чистые вещества и смеси. 1 Смеси, чистые вещества, разделение смеси Урок решения учебной задачи Сформировать понятие о чистом веществе и смеси веществ, ознакомиться со способами разделения смесей, знать, где эти способы очистки применяются Железные опилки, сера масло, вода, сахар, пробирки, магнит, мерный стакан, спиртовка, фильтр, воронкаФронтальный и индивидуальный опрос Физика – физические св-ва, биология – клеточный сок, астрономия – Венера, Марс, география – атомная энергетика§ 23
29 Массовая и объемная доля компонентов смеси (раствора) 1 Массовая и объемная доля компонентов веществ Урок решения учебной задачи Сформировать понятие о массовой и объемной доли, научить производить расчеты с использованием этих понятий, уметь выводить из формулы неизвестное значение калькулятор Работа в группах с дифференцированными заданиями Математика -вычисления § 24
30 Решение расчетных задач 1 Массовая и объемная доля компонентов веществ Урок решения учебной задачи Сформировать понятие о массовой доли химического элемента в соединениях, закрепить умения и навыки по решению задач, с использованием массовой и объемной доли, разобрать решение типовых заданий самостоятельной работы калькулятор Работа в группах с дифференцированными заданиями Математика -вычисления § 24
Раздел 4. Изменения, происходящие с веществами 7 часов
Цель: Повторить, что такое физические явления, знать отличие физических явлений от химических, знать, что такое химическая реакция, уметь записывать химические реакции с помощью химических уравнений, уметь применять знания математики при нахождения наименьшего общего кратного.
31 Физические явления в химии 1 Явления физические и химические, кристаллизация, выпаривание, фильтрование, возгонка, отстаивание комбинированный Ознакомить уч-ся с основными способами разделения смесей, показать применение этих способов в промышленности и быту Воронка, стеклянный стакан, песок, вода. Чашка для выпаривания Фронтальный и индивидуальный опрос Физика – физические явления, ОБЖ, биология - первая помощь при ожогах § 25
32 Химические реакции 1 Признаки химических реакций, реакция горения, реакции Урок «Открытия»
нового знания Повторить признаки и условия протекания химических реакций, сформировать понятие об экзо и эндотермических реакциях Пробирки, карбонат кальция, соляная кислота, известковая вода, спиртовка, портрет А.Лавуазье, М.В. Ломоносова, БойльФронтальный и индивидуальный опрос ОБЖ, биология – первая помощь при ожогах, история открытия закона сохранения массы веществ§ 26
33 Уравнения химических реакций 1 Химические уравнения, закон сохранения массы веществ, реакция разложения, соединения, замещения Урок решения учебной задачи Сформировать представление о химических уравнениях, дать понятие о реакциях разложения, соединения и замещения, начать формировать умения составлять уравнения химических реакций Портрет М.В.Ломоносова, пробирки, растворы – соляная кислота, щелочь, хлорид железа Фронтальный и индивидуальный опрос Физика –атом, математика – коэффициент, наименьшее кратное § 27
34 Реакции обмена 1 Реакция обмена, наименьшее кратное Урок решения учебной задачи Дать понятие о реакциях обмена, сформировать условия протекания реакций обмена до конца, продолжить формировать умения составлять уравнения химических реакций Пробирки, растворы - сульфат натрия, хлорид алюминия, карбонат натрия, соляная кислота, таблица растворимости Фронтальный и индивидуальный опрос Математика – наименьшее кратное § 27
35 Расчеты по химическим уравнениям 1 Алгоритм решения задач Урок решения учебной задачи Научить уч-ся производить расчеты по уравнениям химической реакции, уметь применять закон сохранения массы веществ при составлении уравнений реакции и уметь делать расчеты калькулятор Работа в группах с дифференцированными заданиями Математика -вычисления § 28
36 Подготовка к контрольной работе 1 Химические уравнения, закон сохранения массы веществ, реакция разложения, соединения, замещения Урок рефлексии Закрепить знания и умения уч-ся расчетным навыкам, рассмотреть типовые примеры контрольной работы калькулятор Работа в группах с дифференцированными заданиями Математика - вычисления § 25 – 28 повтор.
37 Контрольная работа №3 по теме «Изменения, происходящие с веществами» 1 Урок контроля и оценки знаний Проверка знаний и умений уч-ся по данной теме, выявление пробелов знаний для дальнейшего их улучшения калькулятор Работа в группах с дифференцированными заданиями Математика –вычисления Раздел 5 Простейшие операции с веществами (химический практикум)
Цель: Вспомнить правило по технике безопасности, знать основные классы химических веществ, научиться, правильно с ними работать, правило обращения с химическим оборудованием и химическими веществами, уметь оказывать первую помощь при химических ожогах.
38 Практическая работа №1 «Приемы обращения с лабораторным оборудованием; Практическая работа №2 «Наблюдение за горящей свечой» 1 Химическое оборудование , химические вещества, техника безопасности Урок – практическая работа, работа с тетрадью и учебником, химическим оборудованием, знание правил по технике безопасности Продолжить формирование навыков, полученных на уроках естествознания, обращаться с лаб.штативом, навыки работы с лабораторным оборудованием, рассказать об устройстве спиртовки и правилами пользования ей, уч-ся должны знать ТБ в кабинете химии Хим.стакан, пробирки, спиртовка, известковая вода, лаб.штатив, предметное стекло, свеча, спички Групповая форма работы с заданиями разного уровня ОБЖ, биология – первая помощь при ожогах Оформить работу
39 Практическая работа №3 по теме «Анализ почвы и воды» 1 Химическое оборудование , химические вещества, техника безопасности Урок – практическая работа, работа с тетрадью и учебником, химическим оборудованием, знание правил по технике безопасности Продолжить формирование навыков работы с лаб.оборудованием, уметь проводить эксперимент, делать выводы, уметь правильно оформлять лабораторную работу Пробирки, почва, вода, лупа, воронка, фильтр, лакмусовая бумажка ОБЖ, биология – первая помощь при ожогах Оформить работу
40. Практическая работа №4 по теме
« Признаки химических реакций» 1 Химическое оборудование , химические вещества, техника безопасности Урок – практическая работа, работа с тетрадью и учебником, химическим оборудованием, знание правил по технике безопасности Продолжать формирование навыков работы с лабораторным оборудованием, знать технику безопасности при работе с хим.реактивами и хим.оборудование, уметь делать выводы по проделанной работе. Медная проволка, оксид меди, серная кислота, спиртовка, пробирки, мрамор, соляная кислота, лучинка, хим.стакан, хлорид железа (III), сульфат натрия, хлорид бария. Групповая форма работы с заданиями разного уровня ОБЖ, биология – оказание первой помощи Оформить работу
41 Практическая работа №5 по теме «Получение водорода и определение его свойств» 1 Химическое оборудование , химические вещества, техника безопасности Урок – практическая работа, работа с тетрадью и учебником, химическим оборудованием, знание правил по технике безопасности Уметь получать водород в лабораторных условиях, провести реакции с оксидом меди (II), изучить продукт взаимодействия цинка с соляной кислотой, уметь делать выводы по проделанной работе. Гранулы цинка, серная кислота, пробирка, газоотводная трубка, спички, алюминий, оксид меди (II), спиртовка, лаб.штативГрупповая форма работы с заданиями разного уровня ОБЖ, биология – оказание первой помощи Оформить работу
42 Практическая работа №6 по теме «Получение и свойства кислорода» 1 Химическое оборудование , химические вещества, техника безопасности Урок – практическая работа, работа с тетрадью и учебником, химическим оборудованием, знание правил по технике безопасности Продолжать формирование навыков работы с лабораторным оборудованием, знать технику безопасности при работе с хим.реактивами и хим.оборудование, уметь делать выводы по проделанной работе. Пробирки, KMnO4, сера, уголь, вата, газоотводная трубка, спиртовка, штатив, хим.колбыОБЖ, биология – оказание первой помощи Оформить работу
43 Практическая работа №7 по теме «Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе» 1 Химическое оборудование , химические вещества, техника безопасности Урок – практическая работа, работа с тетрадью и учебником, химическим оборудованием, знание правил по технике безопасности Продолжать формирование навыков работы с лабораторным оборудованием, знать технику безопасности при работе с хим.реактивами и хим.оборудование, уметь делать выводы по проделанной работе, уметь проводить расчеты по нахождению массовой доли вещества в растворе. Пробирки, вода, сахар, стеклянная палочка, калькулятор, весы, мерный стакан ОБЖ, биология – оказание первой помощи; математика - вычисления Оформить работу
Раздел 6. Скорость химических реакций. Химическое равновесие. 6 часов
Цель: Познакомиться со скорость химических реакций, как она влияет на химические реакции и можно ли ускорить химическую реакцию благодаря ей, уметь по химическому уравнению определять, куда смещается равновесие реакции
44 Скорость химических реакций 1 Скорость химических реакций, химическая кинетики Урок «Открытия»
нового знания Сформировать понятие о скорости химических реакций и единицах ее измерения, ввести понятие: молекулярная концентрация, гомо- и гетерогенные реакции. калькулятор фронтальный и индивидуальный опрос Физика – скорость, путь, математика - вычисления § 29
45 Зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ, концентрации и температуры. 1 Концентрация, природа реагирующих веществ, катализаторы, ингибиторы Урок «Открытия»
нового знания Рассмотреть влияние на скорость реакции следующих факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, площадь соприкосновения. Серная кислота, цинк, портрет Вант - Гоффа фронтальный и индивидуальный опрос Экология – гниение, разложение, эколог.аспеты, математика – математические выражения § 30
46 Катализаторы 1 Катализаторы, ингибиторы, ферменты Урок «Открытия»
нового знания Сформировать понятие о катализаторах и катализе, ввести понятие о биологических катализаторах белковой природы. Перекись водорода, мясо вареное и сырое, картофель сырой и вареный, кусочек сахара, свежий сигаретный пепел, пробирки фронтальный и индивидуальный опрос ОБЖ, биология – первая помощь, биология - ферменты § 31
47 Необратимые и обратимые реакции. 1 Необратимые реакции, обратимые Урок решения учебной задачи Ввести понятие обратимых и необратимых реакций, повторить условия протекания необратимых реакций, закрепить умения и навыки составлению уравнений необратимых реакций. Цинк, соляная кислота, пробирки, карбонат натрия, хлорид кальция. фронтальный и индивидуальный опрос ОБЖ, биология – первая помощь § 32
48 Химическое равновесие и способы его смещения. 1 Химическое равновесие, принцип Ле- шателье, давление, концентрация Урок решения учебной задачи Сформировать понятие о химическом равновесии, рассмотреть условия его смещения для обратимых реакций. Портрет Ле – Шательефронтальный и индивидуальный опрос Физика – давление, температура, история – открытие химического равновесия § 33
49 Повторение пройденного материала 1 Урок рефлексии Обобщить и закрепить знания учащихся по данной теме, выявить пробелы в знаниях, умение учащихся находить ответы на поставленные вопросы. калькулятор Тестовые задания разного типа сложности Математика – вычисления Раздел 7. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно – восстановительные реакции
Цель: Познакомиться с процессами реакции ионного обмена и окислительно – восстановительная, знать, кто внес вклад в открытие процесса растворения, уметь записывать реакции ионного обмена и окислительно – восстановительную.
50 Растворение. Растворимость веществ в воде. 1 Раствор, гидранты. Экзотермическая, эндотермичечскаякомбинированный Ознакомить учащихся с растворами как физико – химическом процессе и с растворами как физико – химическими системами. Портрет Д.И.Менделеева, Вант – Гофф, Аррениус, Таблица растворимости Групповая форма работы Анатомия – вода в организме, география – океан, физика – физ.свойства, история- открытие процесса растворения § 34§ 34 до растворимости на стр.188
51 Растворение. Растворимость веществ в воде. 1 Коэффициент растворимости, насыщенный раствор, ненасыщенный раствор комбинированный Рассмотреть зависимость растворимости веществ от температуры, дать классификацию растворов по признаку растворимости. Таблица растворимости Групповая форма работы § 34
52 Электролитическая диссоциация 1 Электролит, неэлектролит, диполь воды, степень диссоциации Урок «Открытия»
нового знания Сформировать понятие об электролитах и неэлектролитах, рассмотреть механизм диссоциации веществ с ионной и ковалентной полярной связью, ввести понятие «степень электролитической диссоциацией», рассмотреть классификацию электролитов. Портрет С.Аррениуса, Таблица растворимости фронтальный и индивидуальный опрос Физика – электрический ток § 35
53 Основные положения электролитической диссоциации 1 Ион, гидратированный. Катион. анион Урок «Открытия»
нового знания Сформулировать положения ТЭД, обобщить сведения об ионах, уметь записывать диссоциацию веществ. Таблица растворимости фронтальный и индивидуальный опрос § 36
54 Ионные уравнения 1 Реакции, ионные реакции Урок решения учебной задачи Научить учащихся составлять ионные уравнения, уметь пользоваться таблицей растворимости. Таблица растворимости, хлорид бария, сульфат натрия, гидроксид натрия, сульфат меди, карбонат натрия, пробирки. фронтальный и индивидуальный опрос ОБЖ, биология – первая помощь при ожогах. § 37
55 Кислоты, их классификация и свойства 1 Агрегатное состояние кислот, химические свойства Урок решения учебной задачи Сформировать понятие о кислотах как классе электролитов, рассмотреть их классификацию и общие свойства кислот в свете ТЭД Таблица растворимости фронтальный и индивидуальный опрос физика – физические свойства § 38
56 Химические свойства кислот. 1 Степень окисления Урок решения учебной задачи Закрепление прошедшего материала, научить учащихся пользоваться рядом активности металлов и таблицей при составлении уравнений химических реакций Таблица растворимости, ряд активности металлов, соляная кислота, гранулы цинка, гидроксид натрия, индикаторная бумажка, пробирки, гранулы алюминия фронтальный и индивидуальный опрос Математика - вычисления ОБЖ, биология – первая помощь при ожогах § 39
57 Основания, их классификация и свойства. 1 Основания, химические свойства, кислотный оксид Урок решения учебной задачи Сформировать понятие об основаниях как классе электролитов, рассмотреть их классификацию по разным признакам, представить химические свойства оснований в свете ТЭД. Таблица растворимости, гидроксид натрия, соляная кислота, индикаторная бумажка, хлорид железа (III), сульфат бария. фронтальный и индивидуальный опрос ОБЖ, биология – первая помощь при ожогах физика – физические свойства, § 39
58 Оксиды, их классификация и свойства. 1 Оксиды, свойства, основные и кислотные оксиды Урок решения учебной задачи Обобщить сведения об оксидах, рассмотреть свойства кислотных и основных оксидов, умение составлять уравнения в свете ТЭД. Коллекция оксидов металлов фронтальный и индивидуальный опрос физика – физические свойства § 40
59 Соли, их классификация и свойства. 1 Соли, номенклатура солей Урок решения учебной задачи Сформировать понятие о солях как классе электролитов, рассмотреть общие свойства солей в свете ТЭД, закрепить умения составлять уравнения реакций. Портрет Н.Н.Бекетова, ,таблица растворимости, растворы солей, пробирки фронтальный и индивидуальный опрос ОБЖ, биология – первая помощь при ожогах, физика – физические свойства § 41
60 Химические свойства солей 1 Химические свойства солей, ряд напряжения металлов Урок решения учебной задачи Рассмотреть химические свойства с точки зрения ТЭД, уметь пользоваться таблицей растворимости, уметь записывать уравнения химических реакций. сульфат натрия, хлорид бария, гидроксид натрия, пробирки, соляная кислота, карбонат натрия, таблица растворимости фронтальный и индивидуальный опрос ОБЖ, биология – первая помощь при ожогах § 41
61 Генетическая связь между классами веществ 1 Генетическая связь Урок решения учебной задачи Сформировать понятие о генетической связи и генетическом ряде, рассмотреть генетические ряды металлов и неметаллов, уметь решать данные генетические ряды ПСХЭ Д.И.Менделеева, таблица растворимости фронтальный и индивидуальный опрос § 42
62-63 Окислительно – восстановительные реакции 2 Окислитель, восстановитель, окисление, восстановление Урок решения учебной задачи Сформировать понятие об окислительно – восстановительных реакциях, научить учащихся уравнивать записи ОВР методом электронного баланса, закрепление прошедшего материала. ПСХЭ Д.И.Менделеева, таблица растворимости фронтальный и индивидуальный опрос Математика – наименьшее кратное § 43
64 Подготовка к контрольной работе 1 Номенклатура веществ, диссоциация веществ, химические реакции, тип химической связи, степень окисления Урок рефлексии Повторить и закрепить прошедший материал, рассмотреть примерные варианты контрольной работы Калькулятор, таблица растворимости Групповая форма работы Математика - вычисления Повт. с § 34-43
65 Контрольная работа по теме «Растворы, растворение» 1 Номенклатура веществ, диссоциация веществ, химические реакции, тип химической связи, степень окисления Урок контроля и оценки знаний Обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме, выявить пробелы в знаниях, уметь применять свои знания при решении проблемных вопросов Калькулятор, таблица растворимости Тестовые задания различного уровня сложности Математика - вычисления Тема 8. Свойства электролитов (химический практикум). 3 часа
Цель: Вспомнить правило по технике безопасности, знать основные классы химических веществ, научиться, правильно с ними работать, правило обращения с химическим оборудованием и химическими веществами, уметь оказывать первую помощь при химических ожогах.
66 Практическая работа №8,9 по теме «Ионные уравнения» 1 Химическое оборудование , химические вещества, техника безопасности практическая работа, работа с тетрадью и учебником, химическим оборудованием, знание правил по технике безопасности Закрепить на практике раннее полученные знания, уметь делать опыты и правильно их описывать, знать качественные реакции на определенные ионы. Сульфат натрия, хлорид бария, соляная кислота, гидроксид натрия, карбонат натрия, пробирки, ПСХЭ Д.И.Менделеева, таблица растворимости Групповая форма работы с заданиями разного уровня ОБЖ, биология – первая помощь при ожогах Оформить работу
67 Практическая работа №10 по теме «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей» 1 Химическое оборудование , химические вещества, техника безопасности Закрепить на практике раннее полученные знания о классах неорганических веществах, уметь проводить качественные реакции, делать правильно выводы по проделанным опытам. Цинк, соляная кислота, гидроксид натрия, нитрат натрия, серная кислота, оксид меди, хлорид бария, пробиркиГрупповая форма работы с заданиями разного уровня ОБЖ, биология – первая помощь при ожогах Оформить работу
68 Практическая работа №11 по теме «Решение экспериментальных задач» 1 Химическое оборудование , химические вещества, техника безопасности Закрепить умения на практике решать экспериментальные задачи, правильно и логично делать выводы. Цинк, соляная кислота, хлорид магния, сульфат калия, ортофосфат калия, карбонат натрия, серная кислота, пробирки.Групповая форма работы с заданиями разного уровня ОБЖ, биология – первая помощь при ожогах Оформить работу
Раздел Повторение 2 часа
Цель:Закрепить основные химические понятия за весь учебный год по решению химических задач, повторить основные формулы – молярная масса, молярный объем, моль, масса, уметь на практики при решении задач их применять.
69 Решение задач на нахождение веществ в растворе 1 Наименьшее кратное, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, ионные реакции Урок рефлексии Закрепить различные способы решения химических задач, уметь применять раннее полученные знания при решении задач Калькулятор, ПСХЭ Д.И.МенделееваГрупповая форма работы с заданиями разного уровня Математика- вычисления Задания в тетради
70 Итоговый урок 1 Урок рефлексии Обобщение и систематизация знаний учащихся за курс химии 8 класса Калькулятор, ПСХЭ Групповая форма работы с заданиями разного уровня Математика- вычисления