Тренинг на сплочение педагогического коллектива



ТРЕНИНГ НА СПЛОЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВАЦель тренинга: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.«Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед».
Задачи тренинга:1.    формирование благоприятного психологического климата в группе;2.    нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;3.    развитие умения работать в команде;4.    сплочение группы.
Знакомство участников друг с другом, с ведущими, а также с целями тренинга, правилами работы в группе.1 упражнение:  Поменяйтесь местами те, у кого есть один ребенок, кто не доволен оплатой труда, кто испытывает сейчас напряжение, кто у кого есть мечта, у кого хорошее настроение, у кого остались недовыполненные дела и др.
2. Тест «Стирка белья» позволит определить, насколько тот или иной педагог подвержен стрессам. Это важно, поскольку работа в ДОУ связана с эмоциональным напряжением.
3. Презентация.
Цель: выяснить, что воспитатели знают о ДОУ, в котором работают, как могут донести эту информацию до родителей, детей; как воспитатели видят свою роль, насколько владеют информацией о профессии, как могут представить себя родителям, детям, коллегам. Реквизит: листы бумаги ручки, лист ватмана, цветные карандаши.Презентация (в переводе с латин.) означает – «представление». Сейчас мы начнем с представления себя. У вас есть 5 мин., чтобы изложить на бумаге наиболее важные сведения о себе и попробовать рассказать о них коллегам увлекательно (на каждое представление 2-3 мин.).
Следующее задание несколько сложнее: вы должны рассказать о достоинствах своей напарницы.
Наш детский сад тоже нуждается в представлении.  Что мы знаем о нем? Год создания? Чем отличается район, где расположен наш сад? Какие есть достопримечательности? Что отличает наш сад от других?У вас есть 5 мин, давайте сочиним оду нашего детского сада.На листе ватмана все вместе нарисуем рекламный плакат нашего детского сада.
4. Повышаем самооценку.
Цель: формирование уверенности в себе, способности решать вопросы коллегиально. Реквизит: листы бумаги, цветные карандаши.Самооценка – наше мнение о себе. В раннем детстве ребенок судит о себе по четырем критериям:1)    когнитивная компетентность, т.е. способность решать проблемы и достигать поставленных целей;2)     социальная компетентность, т.е. способность поддерживать отношения с людьми;3)     физическая компетентность – «что я умею (или не умею) делать» (бегать, играть в футбол и т.д.);4)     кодекс поведения – «хорошая ли я девочка или мальчик)».С возрастом критерии самооценки становятся более дифференцированными по мере формирования представлений о нашей привлекательности в глазах противоположного пола, о чувстве юмора, профессиональной пригодности и т.д.
Упражнение 1. Сейчас мы выполним упражнение, которое позволит определить отношение к самим себе. Вам дается 5 мин., чтобы составить наиболее полный перечень своих достоинств. У кого получилось больше всех?Упражнение 2. Кидая  друг другу мячик, говорить комплимент коллегам. Как вы думаете, какое поведение свидетельствует о заниженной самооценке? О завышенной? Как ведет себя человек, который адекватно воспринимает себя? (обсуждение 10 мин.)Упражнение 3. Открытка коллеге. Даны ключевые слова: ум, доброта, красота, здоровье.  Используя эти слова, подпишите открытку коллеге. (3-5 мин.)
5. Общение с коллегами. Цель: формировать навыки позитивного, созидательного общения педагогов. Реквизит: листы бумаги, ручки, листы с цитатами.
Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.Каким вы видите идеальное общение «Воспитатель-воспитатель»? что для этого нужно делать? Всем известно, что понять человека можно лучше, если знать, о чем говорят его жесты. Поднятый вверх большой палец означает одобрение, опущенный вниз – осуждение. Когда человек заинтересован в словах собеседника, он слегка наклоняет голову набок, пожимая плечами, мы как бы говорим: «Не знаю».Упражнение 1. Вам дается 5 мин., чтобы придумать и показать жестами сигналы:- мне нужна помощь;- у меня есть свободное время;- прекратите шуметь;-поспешите;- успокойтесь;-я иду на помощь;-приходите в гости. (На демонстрацию отводится 10 мин.)
Упражнение 2. Самое важное для воспитателей одной группы – взаимопонимание и единая стратегия воспитания и обучения детей. Чтобы лучше понимать, друг друга, предлагается следующее упражнение.
Закончите предложения.1.    Самым важным в работе с детьми своей группы я считаю…..2.    Наиболее проблемный ребенок в группе….3.     Наиболее успешно в группе проходят занятия ….4.     Мне кажется, что детям не нравится…5.     Я бы хотела поговорить с родителями……6.     Я бы хотела, чтобы в группе поработал……(логопед, психолог, инструктор физ. воспитания, муз. рук. и др.)7.     Я готова помочь коллегам…(в проведении праздников, родительских собраний, подготовке к открытым занятиям).
Обменяйтесь листками и сравните, в чем совпадают ваши мнения, а в чем они различны.
Психологическая зарядкаКомплекс №1.Цель: помочь овладеть приемам релаксации и концентрации, способствуют повышению энергетического потенциала педагогов. Для достижения желаемого результата зарядку рекомендуется проводить 15-20 мин. Каждый день.
Упражнение на самоанализ: закончите предложения:
«Раньше я была….»«На самом деле я ….»«Скоро я ….»
Обратная связь (рефлексия).
Используемая литература:1.     Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. ООО “ТЦ Сфера”, 2005.2.    Монина Г.Б. Коммуникативный тренинг: педагоги, психологи, родители / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс. – СПб.: Речь, 2007.