Исследование уровня сформированности фонологического осознания речи у младших школьников.


Исследование уровня сформированности фонологического осознания речи у младших школьников. Учитель МБОУ СОШ №28 Статья . Афанасьева И. В.
1. Уходя, 20 век подарил людям планеты цифровые технологии и глобализацию. Эти явления заставили не только каждого индивидуума быстрее вращаться «вокруг своей оси», но и способствовали сближению всех людей в мире, привели к необходимости «диалога культур». И в прошлые века у людей в России существовала потребность в общении на иностранных языках, но в 3 тысячелетии мотивация к их изучению особенно усилилась. В условиях рыночной экономики связи с зарубежными странами стремительно расширяются, требуется  все больше специалистов, владеющих языками. В современном информационном мире (Интернет, мультимедиа) также невозможно существовать без знания, например английского языка.  А в быту? Побывав за границей, даже дети хотят пополнить свой словарный запас, чтобы общаться с зарубежными сверстниками. И родители понимают значимость иноязычного образования в развитии личности ребенка в современном обществе.
  «С какого же возраста нужно начинать изучать языки?» - задумываются родители. И тут на помощь им приходят психологи. С точки зрения возрастной психологии именно в возрасте 7-10 лет огромную роль играет долговременная память. Все, что ребенок учит, начиная с 1-2 класса, когда задействованы все механизмы запоминания: зрительный, слуховой, двигательный, - надолго запоминается. Кроме того, в начальной школе ребенок еще продолжает играть, а игра, как известно, создает прекрасные естественные условия для овладения языком.
      Цель обучения иностранному языку - это коммуникативная деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя в данной ситуации – активизировать деятельность каждого учащегося в процессе обучения, создать ситуацию успеха для его творческой активности.
     Основной целью обучения иностранным языкам в начальной школе я считаю развитие школьников средствами учебного предмета: их речевое и интеллектуальное развитие,
         - развитие личности, речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения младшего школьника; формирование мотивации к дальнейшему овладению английским языком,
   -  освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшему школьнику и необходимых для овладения устной и письменной речью.
        
       2. Я считаю, что для становления самостоятельной (диалогической и монологической) речи во 2 классе наиболее эффективным является путь «снизу». По опыту знаю, что детям понятней и легче, когда обучение как диалогу, так и монологу начинается с элементарного диалогического единства или монологической единицы соответственно. Использование учителем специальных игровых ситуаций (ведь основной вид деятельности в начальной школе - игра) позволяет обеспечить овладение лексическими и грамматическими средствами общения. Дети учатся выбирать необходимый речевой образец в специально созданной ситуации. С самых первых уроков они тренируются в самостоятельном употреблении ответных реплик и через одну-две недели дети уже могут воспроизводить мини-диалоги и мини-монологи о себе, обсудить любимый сказочный персонаж, описать игрушку.
 
 
     3. Я думаю, что трудности при обучении детей аудированию и чтению неизбежны. Чаще всего в группах бывают собраны дети с разным уровнем слухового, зрительного восприятия и памяти, и, как правило, слуховое восприятие и слуховая память развиты у учащихся значительно хуже. Поэтому требуются напряженная работа по отбору материала и методики выполнения заданий, которые должны быть понятны всем. Аудирование обычно вызывает быстрое утомление и отключение внимания учащихся, что требует быстрой смены упражнений и привлечения наглядности.
     Обучение чтению на английском языке (особенно во 2 классе) тесно связано с обучением чтению на русском языке. Трудности возникают при работе над формированием самого навыка чтения, ведь не у всех ребят в равной степени развит фонематический слух. Приходится уделять огромное внимание формированию основных общеучебных умений. Во 2 ,3 классе учителю приходится много работать с учениками перед прочтением текста, К 4 классу , эти проблемы идут на спад.
 
    4.  Аудирование большая часть детей считает наиболее трудным видом деятельности. Восприятие английской речи на слух, даже если она содержит большинство знакомых слов, вызывает у них напряжение. Они быстро утомляются. Также их часто расстраивает неполное понимание ими ответов на вопросы, которые даны в задании. Не всегда ученики в состоянии принять темп высказывания. Впрочем, у некоторых детей  выполнение заданий по аудированию вызывает только положительные эмоции и они не затрудняются в ответах. Я думаю, что нужно уделять больше внимания и времени этому виду речевой деятельности.   
Трудности в овладении чтением также присутствуют у детей младших классов. Кроме индивидуальных трудностей, это и несформированность навыков чтения на родном языке (такие дети медленно читают и осмысливают прочитанное) и существенные различия между алфавитами русского и английского языков, отсутствие тех или иных звуков и буквосочетаний в родном языке создает определенный барьер в прочтении некоторых слов.
 
     5. Я считаю важным формирование у детей орфографической грамотности и письменной иноязычной речи, иначе выпадут необходимые элементы в овладении учениками иностранным языком. Часто провожу на уроках словарные диктанты, задаю записать ответы на вопросы, использую в обучении кроссворды и другие лингвотехнологии, так как подобные приемы развивают орфографическую память и орфографические навыки.
Кроме того, у некоторых детей фотографическая зрительная память, но слабо развиты другие виды памяти. Это дает им возможность отличиться в классе и повысить свою мотивацию.
Не владея письменной иноязычной речью, ученик не сможет сообщить о себе элементарные сведения в письменном виде.
Формирование орфографической грамотности при овладении иностранным языком также оказывает влияние и на формирование грамотности при изучении родного языка.
6. Если мы хотим воспитать «личность», которая в будущем воспримет социальный опыт человека, а затем на его основе будет способна создавать новый, мы должны, в первую очередь формировать у него универсальные учебные действия, т.е. умение «учиться» .
     Ведущими должны стать личностные универсальные действия и регулятивные универсальные действия, поскольку они помогают сформировать у учащихся мотивацию и найти правильные нравственные ориентиры. Эти виды универсальных действия также влияют на сформированность других видов универсальных учебных действий.
 
7.Формирование межкультурной компетенции младших школьников является необходимым. Межкультурная компетенция является той точкой отсчета, когда мы можем говорить о сформированности языковой личности ученика готового принимать участие в диалоге культур. Я согласна с тем, что формирования межкультурной компетенции оказывает развивающее и воспитательное воздействие на личность учащегося начальной школы. Ученик в процессе формирования межкультурной компетенции учится различать явления своей и другой культуры, уважать другие культуры и гордиться своей, учится общаться с представителями языка, опираясь на свою, понятную, языковую картину мира.
 
8. Самая актуальная, на мой взгляд, методическая проблема начального иноязычного образования состоит в том, что много внимания в наши дни уделяется методике преподавания английского языка в средней и старшей школе. Для старших учеников проводится много различных конкурсов и олимпиад, а младшие школьники часто обделены подобным вниманием, хотя они уже готовы выступить и с мини-проектами на английском языке, участвовать в спектакле, даже показать себя в роли учителя.
Также не все учителя используют в своей работе инновационные технологии, нарушая тем самым преемственность при переходе детей не только в среднюю школу из младшей, но и при переходе из школы в школу, от одного учителя к другому.
 
 
 
 
 
 
                   
 
Результаты исследования  уровня сформированности одной из базовых когнитивных способностей младших школьников к иноязычной речевой деятельности - фонологического осознания речи:
Ученики Количество баллов за каждое задание Общее количество баллов
Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Лиза 16 4 6 4 30
Даша С. 16 4 6 3 29
Даша Г. 16 4 6 2 28
Гоша
16 4 6 4 30
Елизавета
16 4 6 2 28
Валетин16 3 6 2 27
Анастасия 16 4 6 3 29
Андрей 16 4 6 3 29
Максим 16 4 6 2 28
Саша. 16 4 4 4 28
Гриша 16 4 4 4 28
Настя 16 3 3 3 25
Юлия 16 3 3 3 25
Мария 16 4 4 4 28
 
     Проведенное исследование показало, что способности второклассников к фонематическому осознанию речи:
1.      хорошо развиты (ярко выражены) - у 11 учащихся;
2.      развиты нормально - у 3 учащихся;
3.      частично развиты – 0;
4.      слабо развиты – .0.
    Анализ результатов исследования показал, что все учащиеся справились с заданиями № 1, 2, 3, 4, но задание № 4 вызвало определенные трудности у некоторых учащихся. Это, на мой взгляд, произошло потому, что некоторые дети не могут удержать в памяти группу из 4 слов.
В УМК В.П.Кузовлева достаточное количество упражнений на развитие фонематического слуха: на дифференциацию звуков, на фонетический анализ слов, но детям, у которых слабо развита оперативная память – способность удерживать речевые цепочки разной протяженности- необходимо выполнять больше упражнений на прослушивание и повторение словосочетаний, предложений, рифмовок и стишков.
Список литературы:
 Материалы лекций курса «Специфика обучения английскому языку в начальной школе»;
Книга для учителя к учебнику «Английский язык» В.П.Кузовлева для 2, 3, 4 классов, изд. Просвещение, 2009.
Е.Н.Соловова. Методика обучения иностранным языкам. М., Просвещение, 2006.
Е.И.Пассов. Сорок лет спустя или сто и одна методическая идея, Москва, Глосса-Пресс,2006.