Выступление на МО учителей начальных классов на тему «Формирование здоровьесберегающих технологий в рамках новых образовательных стандартов»


Выступление на городском МО учителей начальных классов «Формирование здоровьесберегающих технологий в рамках новых образовательных стандартов»
Здравствуйте!
Зовут меня Наталья Николаевна Евдокимова. Работаю в Шахтерском учебно-воспитательном комплексе №1 учителем начальных классов. Педагогический стаж работы 15 лет. С. 1
«Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься» - говорил Януш Корчак. С. 2.
Наше будущее-это наши дети. Здоровые дети–это здоровое государство. С. 3
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30 % детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.
Поэтому сегодня здоровье детей и подростков относится к одному из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования.
Психологи установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является младший школьный возраст. Значит, учителю необходимо организовать такую учебную деятельность, которая бы помогла ученику сохранить здоровье.
Так появилась моя педагогическая проблема «Формирование здоровьесберегающих технологий в рамках новых образовательных стандартов». С. 4.
По словам проф. Н.К.Смирнова, “Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся”. С. 5.
Моя проблема направлена на создание условий для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса, формирование ценностного отношения к здоровью и реализацию Концепции здорового образа жизни.
Для реализации проблемы необходимо:
соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха;
индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту;
реализация различных форм систематической работы с родителями. С.6.
Всё начинается с семьи. И работу над этой темой я начала задолго «до рождения» моей проблемы. С первых дней жизни воспитание детей в нашей семье строилось на приобщении к потребности в здоровом образе жизни: личная гигиена, утренняя зарядка, закаливание, походы в лес, поездки в на море, семейный труд и отдых. Наблюдая за развитием своей дочери, я поняла, что могу помочь и своим ученикам. Это стало ещё одной причиной обращения к теме проблемы. С. 7.
В качестве основных форм работы по здоровьесбережению я предлагаю использовать:
учебный режим
формирование здорового образа жизни
физкультурно-оздоровительные мероприятия
профилактическую работу;
обеспечение детей горячим питанием. С. 8.
Свою работу я выстроила следующим образом:
-познакомилась с научными данными о физиологических и психологических особенностях детей младшего школьного возраста;
-подробно изучила медицинские карты детей с заключениями врачей о состоянии здоровья каждого ребенка моего класса:
-провела цикл бесед с родителями: «Я и мой ребенок», «Здоровьесберегающие технологии в школе и в семье», «Разговор о правильном питании», «Режим дня школьника».
Родители высказали свое мнение о некоторых причинах школьных болезней:
-недостаточная освещенность кабинета;
-несоответствие высоты школьных столов;
-несоблюдение детьми режима дня;
-плохое питание.
Собранная информация позволила мне создать первое представление о состоянии здоровья моих учеников, определить причины, влияющие на ухудшение здоровья детей во время пребывания в школе и разработать систему профилактических мер по охране и укреплению здоровья школьника.
Во-первых, это рациональная организация урока. При подготовке любого урока, оцениваю качество и эффективность урока с точки зрения сохранения здоровья. Для этого использую памятку «Анализ урока с позиции здоровьесбережения».
Важный момент — это настрой, психологическая установка на работу.
Громко прозвенел звонок —
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Урок можно начать словами учителя: «Улыбнемся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза». Под тихую музыку дети повторяют за учителем: « Я в школе на уроке. Сейчас я начну учиться. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я, как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я буду внимателен на уроке. У меня хорошее настроение. Я хочу учиться. Я очень хочу учиться. Я готов к работе. Работаю! Мы внимательны. Все будет хорошо. Мы успеем все сделать».
Фразы произносятся 1-2 раза с улыбкой хором или мысленно. Каждый раз учитель импровизирует, придумывает новые варианты «установочных» фраз. После установки на мобилизацию восприятия, памяти, мышления работа на уроке проходит в быстром темпе.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения я провожу физкультминутки. Кроме этого определяю и фиксирую психологический климат на уроке, организую при необходимости эмоциональную разрядку; строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки, позы за столом, за её соответствием видам работы и чередованием в течение урока.
Предлагаю вашему вниманию физминутку, которую можно выполнять, не вставая с места, под музыку. Повторяйте за мной. С. 9.
Для младших школьников важно развитие мелкой мускулатуры кистей рук. Перед работой в тетрадях можно проводить небольшой массаж пальцев.
Дети интенсивно растирают кисти рук, а затем встряхивают их. При этом пальцы хорошо разогреваются, и ребята с удовольствием приступают к работе.
Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, помогают через нервные окончания эмоционально воздействовать на кору головного мозга и положительно влиять на работу внутренних органов:
Раз, два, три, четыре, пять!(Хлопают в ладоши.)
Вышли пальцы погулять.
Этот пальчик — самый сильный, (Поочередный массажСамый толстый и большой.пальцев.)
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его.
Этот пальчик — самый длинный,
И стоит он в середине.
Этот пальчик — безымянный,
Избалованный он самый.
А мизинчик, хоть и мал,
Очень ловок и удал!
Особое внимание в своей работе уделяю профилактике зрительных функций у младших школьников. Достичь этой цели можно при помощи приёмов, предложенных доктором медицинских наук В.Ф.Базарным, а также при помощи электронных физкультминуток для глаз.
1. Вверх-вниз, влево-вправо.
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
2. Круг.
Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке.
3. Квадрат.
Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
4. Рисование носом.
Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным и рисуют предложенный учителем предмет, букву и т.д.
По словам психоаналитиков, если гимнастику для глаз проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков.
Объяснение нового материала на уроке веду с опорой на субъективный опыт учащегося, как это предлагается в технологии личностно - ориентированного обучения. Активизируя деятельность учащихся, использую нестандартные формы проведения учебных занятий.
Использую стратегии: мозговой штурм, ключевые слова, чтение с пометками.
Технология сотрудничества также создает все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся. Важнейшая черта этой технологии - приоритет воспитания над обучением. Здесь я использую такие приемы организации деятельности как:
-работа в группах,
-работа в парах сменного состава,
-деятельность с элементами соревнования,
-взаимооценка,
-ребенок-консультант и др. С. 10.
Интересен прием сказкотерапии. С. 11. Дети учатся вместе со сказочными героями преодолевать трудности, быть добрыми и справедливыми.
Огромные возможности для душевного здоровья имеет музыкотерапия. Она является интересным и перспективным направлением, которое я использую в лечебных и оздоровительных целях.
Игровые оздоровительные технологии позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками, удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научиться владеть своим телом, развивать не только физические, но и умственные и творческие способности.
Ориентация на «зону ближайшего развития» ученика - это приоритет технологии развивающего обучения, которая позволяет учесть его возможности, способности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий.
Применение на уроках информационных технологий позволяет дать детям больше информации, форма и способ подачи ее более наглядный и легче воспринимается. Уровень работоспособности на таких уроках не снижается до конца урока.
Формирование здорового образа жизни учащихся продолжается во внеклассной работе. С. 12.
Так утро в нашем классе начинается с утренней зарядки. Каждую четверть мы проводим Дни здоровья, а на каникулах - совместные мероприятия с родителями:
походы в лес;
катание на санках;
спортивные соревнования С.13,С.14, С 15, С. 16, С. 17
Все дети моего класса охвачены горячим питанием.
Анализ научно-методической литературы позволяют выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий:
Правило 1. Правильная организация урока С.18.
Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.
Во-вторых, главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос.
Правило 2. Использование каналов восприятия
Правило 3. Учет зоны работоспособности обучающихсяЭкспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.
Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности
При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Данные представлены в таблице 1.3.
Эффективность усвоения знаний обучающихся в течение урока такова:
5-25-я минута — 80%;
25-35-я минута — 60-40%;
35—40-я минута — 10%.
Организация урока с применением здоровьесберегающих технологий С.19.
Часть урока Время Нагрузка Деятельность
1-й этап. Врабатывание 5 мин. Относительно невелика Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение
2-й этап.Максимальная работоспособность 20-25мин. Максимальное снижение на 15-й мин. Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом
3-й этап. Конечный порыв 10-15 мин. Небольшое повышение работоспособности Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного
Идеи педагогики оздоровления подводят меня к широкому использованию в практике нестандартных уроков:
Уроки-игры
Уроки, - дискуссии
Уроки - соревнования
Театрализованные уроки
Уроки-консультации
Уроки с групповыми формами работы
Уроки взаимообучения учащихся
Уроки творчества
Уроки - аукционы
Уроки-конкурсы
Уроки-обобщения
Уроки-фантазии
Уроки-концерты
Уроки-экскурсии и др.
Результаты здоровьесберегающей деятельности я отслеживаю в различных тестах, мониторинговых исследованиях.
В своей работе по здоровьесбережению я использую различные и доступные средства информации: интернет-ресурсы, энциклопедии, справочники, методическую литературу, периодическую печать. С.20., С.21, С. 22, С. 23, С. 24, С. 25, С. 26
Думаю, что такая система работы позволит мне не только сохранить здоровье ребенка в текущем периоде, но и поможет выполнить главную задачу:
ВЫРАСТИТЬ
физически, нравственно, духовно здоровую личность, осознающую необходимость здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности как условий благополучного существования человека, проявляющую устойчивый интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями, испытывающую потребность в самостоятельной двигательной активности, поддерживающую самоконтроль, личностное саморазвитие, творческую продуктивность. С.27
Своё выступление хочу закончить словами:
Мы рождены, чтоб жить на свете долго;
Грустить и петь, смеяться и любить.
Но чтобы стали все мечты возможны,
Должны мы все здоровье сохранить.
Спроси себя: готов ли ты к работе –
Активно двигаться и в меру есть и пить?
Отбросить сигарету? Выбросить окурок?
И только так здоровье сохранить.
Взгляни вокруг: прекрасная природа
Нас призывает с нею в мире жить.
Дай руку, друг! Давай с тобой поможем
Планете и себе здоровье сохранить! С.28
Спасибо за внимание! С.29.