Протокол психологического обследования детей среднего возраста, в рамках инклюзивного обучения


Протокол №____________психологического обследования
Средняя группа № ________________________ Дата____________________
Ф.И. ребенка___Гайлит Янина_______________________________________
сколько лет?______________________________________________________
С кем ты вместе живешь?___________________________________________
Как зовут маму?___________________________________________________
Как зовут папу?____________________________________________________
Тебе нравится в д/с? Почему?________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
1.«Шарики» - восприятие цвета
красный синий желтый зеленый черный белый
Называет + + + + + +
соотносит + + + + + +
не соотносит 2. Методика "Пиктограмма"
1__________________________________________________________________2__________________________________________________________________
3. «Разрезные картинки» (Семаго М.М), зрительный синтез
Зрительное соотнесение Метод проб Многочисленные неадекватные
Пробы/не справился
3 части (шуба) + 4 части (кастрюля) + 4 части по диагонали (мяч) + 4. «Найти такую же картинку »- внимание
Цветы____ с заданием справился ребенок, нашел, показал, назвал, но не все цветы _________________________________________________________
Грибы ___ с заданием справился ребенок, нашел, показал, назвал, но не все грибы _________________________________________________________
5. Зрительная память «8 предметов»____ вспомнил 5 предметов_______из 8, то на уровне выше среднего
___________________________________________________________________
6. «Найди домик для картинки» - классификация с опорой.
Посуда овощи одежда
Справился, назвал всю посуду, показал на рисунках ( из 4- все ) Справился, назвал всю посуду, показал на рисунках ( из 4- все ) Справился, назвал всю посуду, показал на рисунках ( из 4- все )
7. «4-й лишний» - мышление, дифференциация восприятия
№ карточки Выделяет самостоятельно С помощью Не выделяет
1
Величина + 2 Цвет + 3 форма + 8. Методика " 8 предметов"
Домик Мяч лошадь Кукла Вишня Пальто Птичка Флажок
А Повороты на 90 и 180________________________________________________, импульсивность_____________________________________________________ трудности дополнения до целого объекта______________________________, обучаемость________________________________________________________ помощь____________________________________________________________
Индивидуальные особенности
Контакт: вступает легко и быстро, не сразу, отказ, нестабильный, стабильный, поверхностный, негативизм.Эмоциональные реакции: адекватные /неадекватные,возбуждение, заинтересованность, настороженность, тревожность, напряженность, безразличие, агрессивные проявления , замыкается.
Общение: активное, пассивное, непродуктивная активность, инициативное.
Ведущая рука: правая, левая, пользуется обеими руками.
Деятельность: Интерес стойкий, пропадающий к середине/ концу, слабый.
Инструкцию понимает, не сохраняет до конца, не принимает.
Активность целенаправленная, сниженная, малопродуктивная.
Речь есть, отсутствует, отдельными словами, сопровождает
Анализ.
Произвольное внимание сформировано на среднем уровне: немного неустойчивое, рассеянное, слабо концентрируемое. Небольшие эмоциональные нагрузки снижают уровень концентрации и объем внимания. Часто обращают на второстепенные детали.
Темп восприятия замедлен, требует большего времени на выполнение задания. Восприятие цвета, величины, формы, времени на среднем уровне. Физиологический слух сохранен. Прочность запоминания на среднем уровне.
Страдает словесно-логическое мышление. Поэтому, педагогам для развития мышления, речевой деятельности- грамматически правильной речи, словарного запаса, диалогической и монологической речи необходимо чаще проводить экскурсии по различным темам, описывать картинки, игрушки. На прогулках создавать проблемно-поисковые ситуации, на занятиях ситуации успеха.
Рекомендации. Воспитателям групп: необходимо поработать над формированием понятия скрытого смысла картинок, загадок, пословиц через изучение фольклора. Для развития внимания, двигательной памяти, доброжелательного отношения друг к другу использовать в течении всего дня на занятиях, во второй половине дня игры, психологические упражнения с нейропсихологической программы коррекции Н.Семенович, Л.А. Сиротюк:
коммуникативные игры
Гимнастику для глаз
Дыхательную гимнастику
Пальчиковую гимнастику
Гимнастику для крепления мышц шеи
Музыкальная пальчиковая игра
Ритмический танец
Использовать стандартный набор кубиков Кооса ( составление фигур); пиктограммы.
Для формирования восприятия, мышления включать примерные психологические упражнения:
Складывание объектов
Недостающие детали
Для формирования всех процессов памяти, включать такие упражнения:
Повторение букв, игрушек и т.д. по памяти
Для формирования зрительно-моторной координации, использовать игры типа:
Лабиринт
Намотай большой и маленький клубок
В целях стабилизации эмоционально-волевой сферы использовать в работе психокоррекционные упражнения « Определение эмоций по фото», « Цветовой тест отношений», психогимнастику Чистяковой, например «Шалтай-Балтай»
*Педагогу- психологу – провести консультационно-просветительскую работу с педагогами, родителями ( лекции, практические занятия с отработкой методов и приемов работы) по темам:
арттерапию,
дыхательную гимнастику,
конструктивно-коммуникативные игры,
пуантилизм ( пальцевая живопись),
пластилиновую живопись,
пальчиковую гимнастику.
Нейропсихологическая программа диагностики и коррекции. Н.СеменовичПровести семинар-практикум на тему « Развитие коммуникативных навыков. Вербальное общение. Средства невербального общения »
*Разработать программу (цикл занятий) по коррекции и развитию социально- эмоциональной сферы (разработанный А.В.Запорожцем, 1985 год), включающую в себя психотехники:
Беседа
Развивающая игра
Психогимнастический этюд
Тематическое или свободное рисование
Подвижная игра
Релаксация
Коллективное сочинение сказки
Психогимнастика ( Чистякова)
*Педагогам: обязательно вывешивать информацию в «уголках родителей»
Протокол №____________психологического обследования
Средняя группа № ________________________ Дата____________________
Ф И ребенка____________________________________________________ _ сколько лет?______________________________________________________
С кем ты вместе живешь?___________________________________________
Как зовут маму?___________________________________________________
Как зовут папу?____________________________________________________
Тебе нравится в д/с? Почему?________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
1.«Шарики»-восприятие цвета
красный синий желтый зеленый черный белый
Называет соотносит не соотносит 2.переплетение лени 1__________________________________________________________________2__________________________________________________________________
3. «Разрезные картинки» (Семаго М.М), зрительный синтез
Зрительное соотнесение Метод проб Многочисленные неадекватные
Пробы/не справился
3часим (шуба) 4части (кастрюля) 4части по диагонали (мяч) 4. «Найти такую же картинку » - внимание
Цветы_____________________________________________________________
Грибы _____________________________________________________________
5. Зрительная память «8 предметов»_______________________________из 8
___________________________________________________________________
6. «Найди домик для картинки» - классификация с опорой.
Посуда овощи одежда
7. «4-й лишний» - мышление, дифференциация восприятия
№ карточки Выделяет
самостоятельно С помощью Не выделяет
1 Величина 2 Цвет 3 форма 8. «Матрицы Ровенна» серия АА Повороты на 90 и 180________________________________________________, импульсивность_____________________________________________________ трудности дополнения до целого объекта______________________________, обучаемость________________________________________________________ помощь____________________________________________________________
Индивидуальные особенности
Контакт: вступает легко и быстро, не сразу, отказ, нестабильный, стабильный, поверхностный, негативизм.Эмоциональные реакции: адекватные /неадекватные,возбуждение, заинтересованность, настороженность, тревожность, напряженность, безразличие, агрессивные проявления , замыкается.
Общение: активное, пассивное, непродуктивная активность, инициативное.
Ведущая рука: правая, левая, пользуется обеими руками.
Деятельность: Интерес стойкий, пропадающий к середине/ концу, слабый.
Инструкцию понимает, не сохраняет до конца, не принимает.
Активность целенаправленная, сниженная, малопродуктивная.
Речь есть, отсутствует, отдельными словами, сопровождает
Анализ.
Внимание устойчивое, концентрируется, при утомлении снижается не намного. Объем внимание, сформирован на достаточном уровне - выше среднего. Прочность запоминания сформировано на уровне выше среднего. Развивается устойчивость и возможность произвольного переключения.
Зрительная память развита лучше, чем вербальная.
Страдает способность к логическому запоминанию. Лучше развита механическая память.
Мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения сформированы на уровне выше среднего. Наглядно-образное мышление начинает сформировываться: предметы и явления, непосредственно не воспринимаются-воспринимаются их свойства и назначение.
Сформирован процесс активной речи, но еще на уровне выше среднего – умения излагать свои мысли.
Картинки со скрытым смыслом еще плохо понимают.
Восприятие цвета, формы, величины сформировано на уровне выше среднего.
Рекомендации.
Педагогам ( воспитателям, психологу, методисту и др.)
Для развития зрительно-моторной координации использовать в учебно-воспитательном процессе интеллектуальную методику Векслера, через психокоррекционные упражнения:
Рисование дугообразных, замкнутых линий
Арттерапия: пальцевая, пластилиновая живопись
Игры с мячом
Воспитателям чаще использовать приемы
рассматривания иллюстраций к художественным произведениям, беседовать по ним с детьми
фольклор – загадки, пословицы, поговорки
игровые графические упражнения: «Летит самолет», «Плывет рыбка» и т.д.
графическую музыку
штриховку
пальчиковую гимнастику
дыхательную гимнастику
словесные и подвижные игры
Для формирования наглядно-действенного мышления, внимания, координации движений, зрительно-моторной координации применять в работе конструирование ( с бумаги, со строительным материалом, «Лего» - развивающее оборудование и .д. )
*Педагогу- психологу – провести консультационно-просветительскую работу с педагогами, родителями ( лекции, практические занятия с отработкой методов и приемов работы) по темам:
арттерапию,
дыхательную гимнастику,
конструктивно-коммуникативные игры,
пуантилизм ( пальцевая живопись),
пластилиновую живопись,
пальчиковую гимнастику.
Нейропсихологическая программа диагностики и коррекции. Н.Семенович
Провести семинар-практикум на тему « Развитие коммуникативных навыков. Вербальное общение. Средства невербального общения »
*Разработать программу (цикл занятий) по коррекции и развитию социально- эмоциональной сферы (разработанный А.В.Запорожцем, 1985 год), включающую в себя психотехники:
Беседа
Развивающая игра
Психогимнастический этюд
Тематическое или свободное рисование
Подвижная игра
Релаксация
Коллективное сочинение сказки
Психогимнастика ( Чистякова)
*Педагогам: обязательно вывешивать информацию в «уголках родителей»