Эссе на тему «Как Валентин Берестов помогает мне в работе»


Эссе на тему «Как Валентин Берестов помогает мне в работе»


Среди талантливых поэтов, адресующих плоды своего творчества детям, яр-ко выделяется Валентин Дмитриевич Берестов. Моё первое знакомство с твор-чеством В.Д. Берестова состоялось в далёком детстве. С ранних лет помню его весёлое стихотворение «Петушки». Затем были встречи с творчеством этого за-мечательного поэта в начальных классах. Произведения: «Как хорошо уметь читать!», «Где право, где лево», «Приятная весть» и многие другие надолго ос-тались в моей памяти.
Сейчас я работаю учителем начальных классов. Часто в своей работе ис-пользую произведения В.Д. Берестова. Ведь Берестов - педагог по своей ин-туиции, любил писать для детей и как никто другой понимал их. Сам он назы-вал своё литературное творчество для детей так: «Это игра с детьми». Поэт влюблён в детей, этих «могучих мыслителей, фантазёров и любителей пара-доксов». Он счастлив вместе с ними «заново открывать и осваивать мир». В этом и состоит зерно его поэзии. Он верит, что все дети, «если вслушаться в их разговоры во время игры или рисования, сами сочиняют стихи». Поэт рад признаться, что в его стихах выражается любовь к маленьким детям. В поэзии
Валентина Дмитриевича много света и тепла, он обладает даром возвращать взрослых в мир детства, а детям открывает тайны природы: «Март», «Апрель», «Май» и другие, характеры лесных и игрушечных зверюшек: «Заяц-барабан-щик», «Грачи», «Бычок». Но главное, он открывает поэтичность и точность родного языка.
Четверостишия, в которых не сложно подметить фольклорные истоки, дос-тупны самым маленьким. Их я использую при изучении темы «Фольклор».
Коровушка, коровушка,
Рогатая головушка!
Малых деток не бодай
Молока им лучше дай.
Маленькие заиньки
Захотели баиньки,

Захотели баиньки,
Потому что маленьки.
Многие произведения Берестова помогают развивать у детей воображение, позволяют фантазировать:
Картинки в лужах,
В лужах картинки!
В первой - дом,
Как настоящий,
Только вверх дном.
Вторая картинка.
Небо на ней,
Как настоящее,
Только синей

Что всего милее,
Что всего милее
Для тебя мальчишка?
В хлебе - горбушка,
В капусте - кочерыжка,
В варенье - пенка,
А в школе - переменка!
Поэт помогает, играя, научиться видеть себя со стороны, смотреть глазами «из себя - на себя», и «на себя - от другого».
Несут меня ходули.
Кричат ребята: «Слазь!»
Боюсь, не упаду ли
С ходулей прямо в грязь.
И сразу позабуду,
Как важно я ходил.
Но долго помнить будут,
Куда я угодил
Как важно в детстве усвоить закономерность - чем больше высота, тем опас-ней, болезненней падение. Загляни в себя. Взвесь свои силы и смысл действий.
Во всех стихотворениях и сказках обнаруживается кипучее движение, про-исходящее как в мире, так и в самом человеке. Люди, птицы, растения, машины непременно чем-то заняты: они спешат, решают проблемы, отправляются в путь. Вся жизнь природы, людей и машин представляет собой беспрерывный труд - физический и умственный. Маленький герой стихотворения «Рассказ по картинке» даже ночью думает над сюжетом своего сочинения:
И долго трудился мой разум
Над тем незабвенным рассказом.
Перекати - поле, «бесшабашный бродяга и чудак», тоже «занят важным делом - Он сеет семена». Пузырь и тот рад доказать, что он совсем «не пустота»:
Нужен всем, на всё гожусь,
Потому что я тружусь!


Читая эти строки, ребёнок осознаёт важность труда, необходимость трудиться, приносить пользу себе и окружающим.
Школьная жизнь - другая не менее важная тема стихов Берестова. Стихи этой тематики я использую на различных уроках в своих классах. На уроке математики при изучении темы « Вверх, вниз, налево, направо» - «Где право, где лево», на уроке русского языка при проведении словарной работы - «У меня в портфеле», на уроке развития речи - «Урок листопада», на уроке литературного чтения - «Читалочка», на уроке обучения грамоте - азбука-игра по цирковым мотивам «Парад-алле!».
Для маленьких детей Берестов создал ряд сказок в прозе, в том числе «Как найти дорожку», «Змей - хвастунишка», «Честное гусеничное», «Аист и соло-вей». Эти сказки с удовольствием читаем с детьми на уроках внеклассного чтения. Пожалуй, самым пленительным чудом является история, изложенная в короткой сказке «Злое утро». Сердитые волки - родители учат волчат говорить «Злое утро» вместо понятного и приятного всем «Доброе утро».
- Злое утро, папочка! Злое утро, мамочка! - радостно подхватывают волчата.
И так они весело визжат при этом, крича эти страшные слова, что родители не выдерживают:
-Доброе утро, малыши! Доброе утро!
Добро победило над злом. Какой замечательный урок получают дети, прочитав эту сказку.
А как актуальны в этом 2008 году, объявленном Годом семьи, строки
В.Д. Берестова:
Любим тебя без особых причин,
За то, что ты внук, за то, что ты сын,
За то, что малыш, за то, что растёшь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Если спросить родителей, что является самым главным в их жизни, ответ будет один - вырастить и воспитать своих детей достойными людьми.











13PAGE 15


13PAGE 14115




15