Эколого — краеведческая программа Сибирь — мой дом


Программа
эколого – краеведческого факультатива
«Сибирь – мой дом»
в 7 классе
Составила: Валиева Г. А.
учитель 1 квалификационной категории
Г. Стрежевой 2015г
Пояснительная записка
В 2015- 2016 учебном году реализуется авторская программа эколого – краеведческого факультатива «Сибирь – мой дом» в 7 классе.
Программа предназначена для учащихся коррекционной школы VIII вида и рассчитана на 1 год, по 1 часу в неделю.
Целью создания данной программы является воспитание патриотизма, развитие основных ключевых компетентностей учащихся, способствующих духовно – ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации воспитанников с ОВЗ.
Задачи:
-гуманное отношение к окружающему миру;
-формирование важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей, а также социально значимых качеств;
-осознание школьниками проблем окружающего микромира;
-воспитание у учащихся чувства уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков;
-формирование познавательного интереса к процессу обучения;
-развитие умения самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте;
-повышение качества обученности по циклу естественных предметов (биологии, географии, истории).
Программа «Сибирь – мой дом» состоит из 6 блоков. Каждый блок предполагает изучение определенной темы:
Общие сведения о городе.
Национальности, проживающие в Стрежевом.
Растительный мир.
Животный мир.
Пернатые жители нашего края.
Вода и ее обитатели.
В первом блоке учащиеся получают подробную информацию о свое малой Родине, о достопримечательностях города, учатся культуре поведения в общественных местах. Кроме того предполагается, что школьники будут черпать информацию из других источников – СМИ, видеофильмы, информационная программа «Факт», книги о городе, интернет-т ресурсы, справочная литература, помощь родителей.
Изучение 2 блока учит толерантности, помогает учащимся понять и принять людей разной национальности, относиться друг к другу гуманно, вне зависимости от его социального и материального положения, образования, религии и цвета кожи.
Остальные 4 блока посвящены изучению растительного и животного мира с акцентом на экологию.
Дети должны понимать, что все живое на свете имеет право на жизнь, поэтому люди как разумные существа должны не только изучать родной край, но и беречь его обитателей, оказывать посильную помощь – это изготовление кормушек и подкормка птиц и животных нашего парка (бурундук, белка) зимой.
Завершающим занятием каждого блока является урок – обобщение, способствующий закреплению знаний и проходящий в разных формах – это анкетирование, создание коллажа, защита мини проектов, конкурс, мини сочинения, викторина, урок – путешествие и т.д.Особая роль отводится сотрудничеству с родителями, которые привлекаются в качестве сопровождающих на экскурсии, помогают детям в опытнической деятельности, вместе с детьми проводят осеннюю ярмарку, КВН, оказывают различную помощь.
Ожидаемые результаты.
Учащиеся должны знать:
Основные достопримечательности города, цели их образования.
Памятники. Их местонахождение и кому они посвящены.
Национальный состав города.
Растения родного края: деревья, травы, ягоды, грибы (по 3-5 разновидностей).
Животных, населяющих Томскую область (4 -6 разновидностей).
Название 2- 3 водоёмов близ города.
Уметь:
Ориентироваться в городе.
Изготавливать кормушки для птиц.
Собирать макулатуру.
Извлекать информацию из любых источников.
Составлять коллажи, стенгазеты на заданную тему.
Тематическое планирование эколого – краеведческого факультатива «Сибирь – мой дом».
№ п/пДата Тема Часы
1 Вводное тестирование 1
1 блок Этот город наш, этот город мой, этот город твой - Стрежевой 2 История возникновения города 1
3 Транспорт. Безопасное поведение на улице. 1
4 Памятники города. Экскурсия в краеведческий музей. 1
5 Основные достопримечательности города (ЦЭВД, ДК «Современник», ЦДОД, БИС (библиотека), Краеведческий музей, ДШИ, ДЮСШ, «Планета»1
6 «Сорок пять кадров» . Слайдовая презентация о Стрежевом. 1
7 Урок – обобщение по пройденному материалу. Анкетирование. 1
2 блок Национальный состав города 1 Стрежевой – многонациональный город. Рассказы детей о своей национальности. 1
2 Обычаи, традиции, национальные праздники.
Рефераты о семейных традициях. 1
3 Вероисповедание. Отношение к другим национальностям. 1
4 Урок – обобщение. 1
3 блок Растительный мир 1 Деревья, кустарники. 2 Акция «Елочка – зеленая иголочка» 1
3 Травы. Лекарственные травы. Составление коллажа из рисунков лекарственных трав Стрежевого. 1
4 Ягоды. Варим компот из брусники и клюквы сами. Интегрированный урок с СБО 1
5 Полезные свойства ягод, произрастающих в нашей местности (клюква, черника, брусника) 1
6 Грибы съедобные и несъедобные (ядовитые).
Интегрированный урок с ИЗО. Рисуем грибы нашей местности. 1
7 Урок – обобщение. Защита мини проектов. 1
4 блок Животный мир 1 Общие сведения о животных, населяющих Томскую область. 1
2 Пушной зверь. Польза, охрана животных, лицензия на отстрел, браконьерство. 1
3 Красная книга. Животные, занесенные в Красную Книгу. 1
4 Урок – обобщение. Защита мини – проектов. 1
5 блок Пернатые жители нашего края 1 Птицы вокруг нас. Общие сведения. Перелетные, зимующие птицы. 1
2 Акция «Кормушка» 1
3 Декоративные птицы. Экскурсия в ЦЭВД. 4 Урок – обобщение. Мини сочинения о птицах. 1
6 блок Вода и ее обитатели. 1. Водоемы Стрежевого 1
2 Растения и животные водоемов. Просмотр видеофильма. 1
3 Охрана растительного и животного мира водоемов. 1
4 Рыбы наших водоемов. 1
5 Промысловые сорта рыб (щука, карась, окунь, налим). Экскурсия на протока Пасол. 6 Ценные сорта рыб (нельма, стерлядь, осётр, муксун). Охрана рыб. Разведение ценных пород. 1
7 Урок – обобщение. Коллаж. 1
8 Тестирование за год. 1