Классный час Праздник белых журавлей

Праздник белых журавлей
Цели и задачи: познакомить учащихся школы с бессмертным образом белых журавлей Расула Гамзатова; сформировать у обучающихся высокое патриотическое сознание, чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
3. Материалы и оборудование: мультемидийный проектор, презентация «Белые журавли», белые шары, модели бумажных журавликов.
4. Форма проведения: открытый классный час
5. Место проведения: актовый зал
6. План проведения: - вступительное слово учителя;
- литературно-патриотический праздник;
- минута молчания;
- дети отпускают воздушные шаров в небо, в знак памяти всех павших.
7. Практическая реализация
а) возрастная группа 13-14 лет (7-8 классы),
б) проведение в рамках внутришкольного мероприятия, проведение в рамках кустового мероприятии,
в) время проведения 45 минут,
г) количество участвующих детей 14 человек
8. Анализ итогов мероприятия.
Тема мероприятия актуальна и целесообразно подобрана для данной возрастной группы учащихся. Патриотизм формируется именно на примерах высокой гражданской позиции, раскрытой в ходе мероприятия. Каждая из задач реализована в соответствии с направлением воспитательной деятельности. Примечательно и то, что постановка задач тесно связана с интеллектуальными и личностными способностями детей класса.
Умело подобранное техническое оснащение способствовало не только активизации внимания зрителей, но и являлось действенной поддержки для выступающих. Использовались различные методы при раскрытии содержания мероприятия: устные выступления, исполнение песен, чтение стихов.
Заслуживает внимания общий эмоциональный фон, созданный организаторами и участниками мероприятия. Зрители заворожено смотрели на сцену, в напряженной тишине необычайное воздействие имело музыкальное сопровождение. Каждый из присутствующих проникся глубоким состраданием к детским жизням, погубленным «сильными» взрослыми. Редко удается создать такую атмосферу в подростковой аудитории.
В процессе подготовки и проведения мероприятия обнаружилась осознанная целеустремленность и высокая активность детей, что говорит об их заинтересованности в теме и в проявлении себя через разные виды деятельности.
Педагогическая ценность мероприятия несомненна: она заключается в формировании чувства патриотизма, гуманности. Это то, чего сейчас так не хватает современному школьнику, то, без чего не бывает полноценного общества в целом и коллектива в частности.
 
Праздник белых журавлей
  праздник поэзии и памяти павших на полях сражений во всех войнах.
Появился по инициативе поэта Расула Гамзатова. По задумке поэта праздник должен способствовать укреплению традиций дружбы народов и культур России.
Название праздника происходит от стихотворения Гамзатова «ЖУРАВЛИ», на которое появилась знаменитая песня в исполнении Марка Бернеса. На родине Гамзатова в Дагестане, праздник отмечается уже несколько десятилетий, последние годы праздник приобрёл всероссийский масштаб.

Слова из песни Расула Гамзатова: «Мне кажется порою, что солдаты,
                                                   С кровавых не пришедшие полей,
                                                      Не в землю нашу полегли когда-то,
                                                      А превратились в белых журавлей»
(Слайд 1)
·Вступление. 22 октября в России отмечают литературный праздник «Белые журавли», учрежденный народным поэтом Дагестана Расулом Гамзатовым как праздник духовности, поэзии и как светлая память о павших на полях сражений во всех войнах. (Слайд 2)
 Расул Гамзатов – особая станица многонациональной советской поэзии, да и всей отечественной культуры XX века. За выдающиеся достижения в области литературы он отмечен многими званиями и премиями Дагестана, России, Советского Союза и мира: народный поэт Дагестана, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии, Государственных премий РСФСР и СССР, международной премии «Лучший поэт ХХ века» (Рим), лауреат премии писателей Азии и Африки «Лотос», премий Джавахарлала Неру, Фирдуоси, Христо Ботева, а также премий Шолохова, Лермонтова, Фадеева, Батырая, Махмуда, Сулеймана Стальского, Гамзата Цадасы Его поэзия и сегодня объединяет людей разных национальностей, учит добру, мудрости и любви. Она давно перешагнула границы родного государства и стала мировым достоянием. (Слайды 3-4)
 А литературно-патриотический праздник «Белых Журавлей» обрел международное значение.

1 ведущий. Сегодня мы вспоминаем тех, кто положил свои жизни на алтарь победы на всех полях сражений. И в этот праздник мы вспоминаем образ «Белых журавлей».
Созданный Расулом Гамзатовым, он до сих пор тревожит сердца, подтверждая значимость поэтического слова в нашей жизни. Во всем мире этот образ является символом трагизма войны, а песня «Журавли» стала гимном памяти погибших во всех войнах. (Слайды5-8)
А знаете ли вы, что стихотворение, на основе которого была создана известная во всем мире песня, имеет свою предысторию? В 1965 году Р. Гамзатов гостил в Японии, где принял участие в траурных мероприятиях, посвященных 20-й годовщине ядерной бомбардировки Хиросимы. Слайд 9
Тысячи женщин в белой одежде (в Японии это цвет траура) собрались в центре города у памятника девочке с белым журавлем – Садако Сасаки. (Слайд 10)
Когда на город сбросили атомную бомбу, Садако было всего два года. Семья ее проживала в нескольких километрах от места трагедии и потому не пострадала. Но через десять лет эхо ядерного взрыва достигло стен их дома. Отравленные радиацией воздух, вода, земля отняли жизненные силы Садако, и она заболела тяжелой лучевой болезнью – лейкемией или раком крови. Девочка не оставляла надежды на исцеление. В Японии существует обычай: если сделаешь тысячу белых журавликов из бумаги – исполнится твоя заветная мечта. (Слайд11)
В госпитале она вырезала из бумаги журавликов, веря в легенду, что, когда их будет тысяча штук, наступит выздоровление. Вырезать птичьи фигурки ей помогали одноклассники и многие другие люди. Мечта Садако стала мечтой тысяч людей. Но болезнь оказалась сильнее. Чуда не произошло. Садако умерла 25 октября 1955 года
До сих пор дети из разных стан мира присылают тысячи журавликов в мемориал Мира в Хиросиме с надеждой на мир. И этих журавликов складывают в большие стеклянные ящики, стоящие вокруг памятника Садако. (Слайд 12)
(Прослушивание песни «Японский журавлик»)

Слова Владимира Лазарева, музыка Серафима Туликова.
Вернувшись из Японии, пройдя немало верст,        Бумажного журавлика товарищ мне привез. С ним связана история, история одна - Про девочку, которая была облучена.

2 ведущий. Поэт был потрясен этой историей. Когда он стоял на площади среди человеческого горя, в небе над Хиросимой, невесть откуда появились настоящие журавли. (Слайд 13)
Это было неким знаком, скорбным напоминанием о погибших в жестокой войне, ведь многие в Стране восходящего солнца верят в мистическое переселение душ. У Гамзатова сразу же зародились стихи, оставалось лишь записать их в блокнот. Но тут ему прямо на площади передали из посольства телеграмму, где сообщалось о смерти матери. Поэт срочно вылетел на родину.  Но хиросимская девочка с бумажными журавликами не уходила из памяти, поэт думал о чудесном явлении журавлей в небе над Хиросимой, о женщинах в белом одеянии, о матери, о своих погибших на фронте братьях. О девяносто тысячах дагестанцев, погибших в войне с фашизмом. Он написал стихотворение, которое начиналось строчками:
                                                Мне кажется порою, что джигиты,
                                                С кровавых не пришедшие полей,
                                                В могилах братских не были зарыты,
                                               А превратились в белых журавлей
 Журавли - символ чистоты и красоты, к которым стремится человек
1 ведущий. Марк Бернес увидел стихотворение в журнале «Новый мир». (Слайд 14)
Переработав его с помощью переводчика Наума Гребнева, Бернес попросил композитора Яна Френкеля написать к нему музыку ". С согласия Гамзатова решено было заменить слово "джигиты" в первой строфе на "солдаты", что превратило песню из узконациональной в общечеловеческую. Из первоначального текста оставили 16 из 24 строк, что только усилило ее эмоциональность. Зазвучавшая песня «Журавли» стала песней-реквиемом, гимном памяти погибшим во время ВОВ солдатам, которых авторы сравнивали с клином летящих журавлей, а в последствии - и жертвам терроризма, Чернобыльской катастрофы, военных конфликтов. И в сегодняшние драматические времена песня, как никогда, значима для всего мира.  Ее мелодия обладает особым секретом воздействия на слушателей: сколько бы она ни звучала в эфире, ее невозможно воспринимать без волнения.  Не случайно во многих концертных залах при исполнении "Журавлей" люди встают.         
                                                                                                
Видео Журавли
2 ведущий. Упоминания о прекрасной птице журавле встречаются в культурах многих народов мира. Практически везде журавль олицетворяет положительное и светлое начало. (Слайд 15)        Сегодня уже ясно, что «Белые журавли» Гамзатова переросли границы республики Дагестан и летают по всему миру Дни Белых журавлей были основаны по инициативе Гамзатова еще в 1986 г., отмечаются в высокогорном дагестанском селении Гуниб и стали не только всероссийским национальным Днем памяти, но и международным праздником поэзии. Сюда собираются представители многочисленных дагестанских народов и народов других республик, чтобы вспомнить погибших воинов. С годами этот праздник стал символом общей судьбы русского народа и многочисленных народов Кавказа.

1 ведущий. Легендарной песне уготовлена долгая жизнь. По ее мотивам сняты фильмы и воздвигнуты десятки памятников, она переведена на многие языки мира. Мы предлагаем вспомнить кадры фильма «Летят журавли». Лента наполнена дыханием суровой правды очевидцев событий тех лет. О ленте режиссёра Михаила Калатозова «Летят журавли» (который дал название проекту) знаменитый режиссёр Эмир Кустурица сказал: «Если бы такие фильмы были сегодня в кино, мир был бы лучше». Он отметил это на Московском кинофестивале, где исполнителей главных ролей картины зал приветствовал стоя, как полвека назад в Каннах, где фильм «Летят журавли» получил главный приз – Золотую пальмовую ветвь .

2 ведущий. В разных уголках бывшего Советского Союза воздвигнуто 24 памятника журавлям, - целая галерея памятников, (Слайды с 16 по 34) где метафора журавлей используется для передачи скорби по воинам, не вернувшимся с войны.
Мы преклоняемся перед ратным подвигом солдат Отчизны. Низкий поклон всем, вынесшим на своих плечах тяготы и лишения военного лихолетья, превозмогавшим боль, кровь и смерть. Низкий поклон и благодарность потомков всем, кто поднял страну из руин, кто всей своей жизнью показал, каким должно быть поколение Победителей.

1 ведущий. Неумолимо движется время, не остановить, не задержать его. Но в этом неустойчивом мире должны быть вечные ценности. Ценности, которые дают нам право называть себя Человеком.    (Слайд 35)
Одна из них - готовность встать на защиту Отечества, и если потребуется, отдать за него свою жизнь. Умереть, чтобы могли жить другие.

(Ученик) Много лет прошло, как закончилась война. Она нанесла тяжелые раны нашей стране. Фашисты разрушили и сожгли сотни тысяч городов, деревень и поселков. Трудно найти в нашей стране семью, которой не коснулось бы горе войны, кто не потерял бы отца, сына, мать или дочь. Об этом должны помнить граждане нашей страны, об этом должны помнить мы. Война стала тяжелейшим испытанием для нашей Родины. Цель Гитлера была следующей: “Уничтожить жизненную силу России. Не должно остаться никаких политических образований, способных к возрождению”. Только сам народ с его стойкостью, самоотверженностью, готовностью отдать жизнь за Родину, мог её спасти. (Слайд 36) (и пока звучат стихи)

Прислушайтесь... Слышите?
       В каждой строчке стучит сердце...
       Оно будет биться до тех пор, пока мы помним о них
Ученик 1
ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ
 Боевые знамена склоните
У священных могил дорогих.
Не забудь же, народ – победитель,
Героинь и героев своих!..
Никогда не забудьте, живые,
Об ушедших друзьях фронтовых,
Пусть не вянут цветы полевые
На холмах друзей боевых.
Знамя Отчизны святое
Будет их сон охранять
Вечная слава героям, Воевавшим за Родину-Мать!

Ученик 2
ЗАТИХЛИ НА ВОЙНЕ БОИ
О, эта боль! Она во мне.
И никуда душе не деться.
 Я прячу слезы в глубине
Стучащего тревожно сердца.
Затихли на войне бои,
Погасли трассы огневые
Ждут матери детей с войны,
Надеясь, что они живые.
Ждет мать, не верит, что пропал
Ее единственный росточек.
«Где ты, куда сейчас попал?
Где ты, сыночек?!..
А, может быть, в строю отстал,
В плену страдаешь?
Прости за горькую слезу.
Что ты глотаешь
Что предал ты, не верю я,
Не буду верить.
Я жду тебя, я жду тебя,
Открыты двери!»
А может, струсил?..
Жаждет мать
Обнять руками и такого.
Так нелегко детей терять!
И плачет снова.
Нет голоса от этих мук,
Бессонны очи.
Взрывается в ней каждый стук
Тревожной ночи.
Иль сходит медленно с ума,
На все в последний миг готова
«О, будь ты проклята, война!»
- Шепчу я снова

Ученик 3
ЖИЛА ДЕВЧОНКА НА СВЕТЕ
Жила девчонка на свете –
Брови черные, очи синие,
Взгляды легкие, словно ветер,
Косы-волосы вились красивые
В сорок первом война заставила,
И рванулась она в шинели
Бить врага.
И всего оставила
Лишь тетрадку стихов в портфеле.
Сколько раненых, сколько павших
Через руки прошли худые!
Не сломили тяготы страшные,
Только волосы стали седые.
Только взгляд стал суровей и жестче.
Губы – твердыми от мороза
Ей в атаку идти было проще,
Чем от жалости сдерживать слезы
Величава в плену была
И тогда, когда били «звери»,
И на казнь на рассвете шла
(Только маму тихо звала)
 Расстреляли у чьей-то двери.
Жила та девчонка на свете,
И ныне была б молодою,
Но, сердцем за все в ответе,
Нас заслонила собою.

Клип ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ
1 ведущий. Сложно представить, что пережили люди на войне, в период восстановления страны (Слайд 37)
– разруху, голод!
После этого – локальные конфликты в Азии и на Востоке, в Африке и Афганистане, и, к сожалению, война в Приднестровье
Мы должны делать выводы, - наши погибшие ожидают того, чтобы мы не допустили повторения войн. Они выполняли свой долг. У тех, кто прошел Афганистан, есть такие слова: Мы станем старше, проще и грубей, Все будем знать и многое уметь, Но, жизнь, прошу: «Дай крылья - улететь с прозрачной стаей белых журавлей!»

2 ведущий.
(слайд 38) Как правило, парни, прошедшие Афганистан, немногословны. Считают, что не совершили ничего особенного. И наперечет помнят имена своих погибших товарищей, до сих пор свято хранят солдатское братство, до сих пор им снятся афганские сны
Они вспоминают о войне не только тогда, когда о ней вспоминает Россия, - 15 февраля, в День вывода советских войск из Афганистана, они с ней живут. И как бы им не хотелось оставить многое в прошлом, память об Афганистане они пронесут через всю свою жизнь.

(ВИДЕО ВЫВОДА ВОЙСК ИЗ АФГАНА)
Предоставляется слово заведующему краеведческим музеем
Ученик 4
ПРИСВОЕНА МЕДАЛЬ ПОСМЕРТНО
Горит свеча в честь тех,
Кто жизнь отдал в краю чужом,
Кто звонкий смех сменил на пули,
Кто не вернулся в отчий дом,
Кто был мальчишкой – стал героем,
В час роковой не дрогнув перед смертью.
Медаль вручили матери посмертно
За сына, за солдата- молодца.
Она воспитывала сына,
Теперь хоронит своего бойца.
Играет похоронный марш,
Рекою льются слезы,
И на лице прибавилось морщин.
Гроб цинковый, усыпанный цветами
Сын был у матери один!
Сын не увидит больше белый свет,
Не испытает радость жизни,

Ведущий 1 Чтобы стать мужчиной, мало им родиться
Чтобы стать железом, мало быть – рудой,
Ты должен переплавиться, разбиться!
И, как руда, пожертвовать собой.
(Слайд 39) Чеченская война 1994-96 гг. – это широкомасштабные военные действия между федеральными войсками Российской Федерации и чеченскими вооруженными формированиями. 11 декабря 1994 года российские войска пересекли границу Чечни, начались кровопролитные бои за Грозный. Лишь к марту 1995 года удалось вытеснить из него чеченских ополченцев. 30 августа 1996 года в Дагестане были подписаны мирные соглашения, по которым предусматривались полный вывод российских войск с территории Чечни. Число погибших составило 80 тысяч человек, раненых – 240 тысяч.
(слайд 40) В августе 1999 года в юго-западные районы Дагестана вторглись чеченские банд формирования под командованием Басаева и Хаттаба под предлогом создания Исламского государства Дагестан. Конфликт стал разрастаться. Дальнейшие события подхлестнули сентябрьские взрывы жилых домов в Буйнакске, Москве и Волгодонске, унесшие жизни 299 людей. Было принято решение о начале проведения войсковой антитеррористической операции в Чечне, которая началась 1 октября 1999 года.К марту – апрелю 2000 года завершились полномасштабные действия, и территория Чечни в основном стала контролироваться федеральными войсками.
У этой войны еще нет истории. Она не написана. Наше мероприятие - «живая память». Именно живая память, потому что живы те, кто воевал в Чечне. Живая, потому что память о погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие. И память эта жива, пока об этом помнят невесты, жены и дети, пока мы об этом говорим и поем.

Клип на песню ВДОВЫ либо исполнение учищимися

1 ведущий.
Боль утраты не отпускает и не утихает с годами.
Память о защитниках Отечества передается и будет передаваться из поколения в поколение. Память о погибших за Родину объединяет все народы России, все народы бывшего СССР, вновь и вновь призывая всех к единству. Праздник Белых Журавлей уже несколько лет отмечают во многих странах мира
Сохраним эту традицию, пусть Белый Журавль собирает своих друзей еще многие и многие годы! Будем помнить
Видео «Письмо к Богу»

Объявляется минута молчания.












      Ученик 5
Стихотворение «Я голосую за мир».
Я голосую за мир голосом миллионов.
Я голосую за мир - воля моя законна!
Я голосую за мир сердцем всего народа
Я голосую за мир равенства и свободы.
Я голосую за мир памятью всех Хатыней
Я голосую за мир, чтобы земля в пустыню
Не превратилась вдруг, чтобы на целом свете
Лишь с добротою рук были знакомы дети.
Разве нужны земле шрамы войны на теле?
Дайте ей журавлей - тех, что взлететь не успели.
Дайте ей синеву моря и чистого неба.
И не во сне - наяву чтоб люди наелись хлеба.
Чтобы цвела заря добрым и ясным светом.
Мир тебе, мать-земля!
Я голосую за это!