Урок по математике на тему Число и цифра 3. Числовой ряд 1, 2, 3.


Урок математики. 1 класс
Тема: Число и цифра 3. Числовой ряд 1, 2, 3.
Цель: познакомить учащихся с числом и цифрой 3: соотносить число и цифру, определять состав числа 3, место в числовом ряду, научить писать цифру 3, находить  число 3 в окружающем мире.
Задачи:
закрепить значение  о числах 1,2;
развивать логическое мышление, воображение,  умение сравнивать, анализировать, классифицировать;
развивать познавательный интерес к математике, математический кругозор, первичные навыки самооценки и самоконтроля;
дать возможность детям быть активными участниками целеполагания;
развивать речь учащихся через организацию диалогического общения;
включать детей в разрешение учебных проблемных ситуаций для развития их логического мышления;
Класс разделен на 3 группы:
Достаточный уровень (ДУ) Минимальный уровень (МУ) СИПР
Георгий П. Александр С. Виктор И.
Антон К. Даниил З. Никита К. Арсений С. Дарья Ж. Ход урока:
Организационный момент.
Учитель здоровается с учениками. Прозвенел звонок и смолк. Начинается урок. Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Тут затеи и задачи, Игры, сказки всё для вас! Пожелаем всем удачи – За работу, в добрый час!
Актуализация знаний.
- Ребята, скажите, какой сейчас будет урок?
- Чему мы научились на прошлом уроке?
- На уроке нам будут помогать герои замечательного мультфильма. Угадайте первого: медвежонок-проказник, очень любит полакомиться сладким, особенно мёдом. (Винни-Пух)(Для учащихся МУ прилагается картинка с героем).)
- Он приготовил для вас задания.
Задание 1. Расставить числа в числовом ряду.
На доске числовой отрезок, под ним числа от 1 до 2. К доске выходит ученик (ДУ).
ДУ МУ СИПР
Пока ученик расставляет числа, посчитайте от 1 до 10 Устный счет в пределах 3. Устный счет в пределах 5.
- Оцените работу ученика.
- Назовите число, следующее за числом 1.
- Какое число идет при счете перед числом 2?
- Молодцы, с первым заданием Винни-Пуха справились.
Задание 2.
ДУ МУ СИПР
- Возьмите в руки веера. Я показываю картинку, вы считаете количество предметов, обозначаете их нужной цифрой. (Предметные картинки с количеством предметов от 1 до 2). - Покажите один палец на правой руке. Добавьте к нему ещё 1 палец на этой же руке. Сколько стало пальцев? (Учитель демонстрирует картинку с цифрой 2). Сколько машин на рисунке? (2.) Посчитай. Обозначь их нужной цифрой.
Задание 3.
ДУ МУ СИПР
- Посмотрите на доску. Какое число пропущено?
…, 2. 1, … .
Спишите, вставляя пропущенные числа.
(Один учащихся выполняет задание у доски).
- А теперь проверим, правильно ли вы выполнили задание.
- Молодцы, ребята.
- Ребята, найдите цифру, которая спряталась в строке. Раскрасьте квадрат с цифрой красным карандашом.
(А, У, 2, А, У). - Сейчас ты в своих заданиях–карточках увидишь зайчишку, который убежал.Он очень просит помочь его друзьям найти нужную цифру. Один или два? Раскрась нужную цифру. (Учащийся раскрашивает карточку с цифрой, соответствующей количеству изображённых предметов.)
- А теперь проверим, правильно ли ты выполнил задание.
- Молодец.
Физкультминутка.
а) Для глаз «Зорки глазки». Глазами напишите цифру 1. «Охота глазками». Двигайте глазами вправо-влево, вверх-вниз и наоборот.б) Для активизации мозговых центров «Глажу носик». Потереть носик ладошкой влево – 2 раза, вправо – 2 раза.
III. Постановка учебной задачи, цели урока.
ДУ МУ СИПР
- Посчитайте, сколько предметов на этой картинке (3 предмета).
- Каким числом нужно обозначить это количество предметов?
- Изучали мы это число?
- Сформулируйте, чему мы будем учиться сегодня на уроке.
- Верно, ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с числом и цифрой 3, научимся писать цифру 3.
- Посчитайте, сколько предметов на этой картинке (1 предмет).
А сегодня мы с вами познакомимся с числом и цифрой 3, научимся писать цифру 3.
- Посчитай, сколько предметов на этой картинке (2 предмета).
- Каким числом нужно обозначить это количество предметов?
- Изучали мы это число?
Сегодня мы с тобой познакомимся с числом и цифрой 3, научимся писать цифру 3.
IV. Изучение нового материала.
Знакомство с числом и цифрой 3.
- Винни-Пух доволен вашей работой и приглашает к вам свою приятельницу – мудрую птицу. Какую? (Сову.) Сова просит вас выполнить такое задание: найдите цифру 3 в кассе цифр. (Учитель помогает учащимся МУ и СИПР, учащиеся ДУ выполняют работу самостоятельно.)
- Давайте найдем место числа 3 в числовом ряду. Что надо сделать? (Сделать 1 шаг вправо по ряду, отложить еще одну мерку. Помощь учителя детям СИПР и МУ).- После какого числа мы называем число 3? На сколько 3 больше 2?
ДУ, СИПР МУ
- Считаем от 1 до 3 по числовому ряду; от 3 до 1.
- Считаем от 1 до 3 по числовому ряду.
Пальчиковая гимнастика.
- Давайте разомнем наши пальчики.
(В самом начале кулачек сжат)
Сидит белка на тележке, Продаёт она орешки:
(Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому…
- А теперь, ребята, Мудрая Сова просит вас научиться писать цифру 3.
Анализ образца
Показ образца на доске и объяснение учителя: - Посмотрите, как пишется цифра 3. Сначала пишется верхний правый полуовал, а затем нижний. Начинают писать верхний полуовал ниже середины верхней стороны клетки, ведут вверх, закругляют вниз и немного не доводя до середины клетки пишут нижний полуовал.
- Посмотрите внимательно на доску. (Учитель открывает строчку прописанных правильно и неправильно цифр.) Мудрая Сова просит вас выбрать клеточки, где цифра 3 написана правильно.
- Давайте попробуем написать цифру 3 в воздухе, на ладошке, на парте.
- Откройте тетрадь. (В тетради лежит калька.) Возьмите ручку правильно.
ДУ МУ СИПР
- Проверьте посадку. Посмотрите внимательно на образец, обведите две цифры по карандашу и две цифры по точкам. Допишите самостоятельно до конца строки. Подчеркните цифру, которая у вас получилась лучше всего.
- Проверьте посадку. Посмотрите внимательно на образец, обведите цифру 3 по карандашу и по точкам, самостоятельно напишите одну цифру 3. Используется прием «»рука в руку». - Проверь посадку. Посмотри внимательно на образец, обведи цифру 3 по карандашу три раза и два раза по точкам.
Используется прием «»рука в руку».
Работа по учебнику.
ДУ МУ СИПР
(с.71 № 38). Запишите примеры в тетрадь и решите их самостоятельно. Обводят примеры (2) по карандашу, решают с помощью учителя. (с. 71, № 38, 1,2 пример). Запиши примеры в тетрадь, реши их.
Изучение состава числа 3.
- Мы выполнили все задания Совы. А теперь нас ждет встреча с поросенком, который очень любит воздушные шарики. Кто это? (Пятачок.)
- Верно. Пятачок приготовил для вас задание в тетради. Положите перед собой красный и зелёный карандаши. (Учащимся МУ учитель сам кладет карандаши нужного цвета на парту).
Вариант 1 Вариант 2 СИПР
- Сколько кружков нарисовано в 1-й строке? (2.)
- Раскрасьте их красным карандашом.
- Сколько кружков нужно дорисовать, чтобы их стало 3? (1.)
- Нарисуйте его зелёным карандашом.
Один ученик выполняет задание у доски. Аналогично: 1 квадрат. - Давайте посчитаем, сколько кружков нарисовано? (2). Возьмите красный карандаш (учитель показывает, какого цвета карандаш нужно взять) и раскрасьте эти кружки.
- Теперь нарисуем еще один кружок. Возьмем зеленый карандаш и раскрасим его. Посчитаем, сколько кружков у нас получилось. - Сколько кружков нарисовано в 1-й строке? (2.)
- Раскрась их красным карандашом.
- Сколько кружков нужно дорисовать, чтобы их стало 3? (1.)
- Нарисуй его зелёным карандашом.
- Молодцы, ребята, давайте немного отдохнем с Пятачком.
Физкультминутка.
Раз - подняться, потянуться,Два - нагнуться, разогнуться,Три - в ладоши три хлопка,Головою три кивка.На четыре - руки шире,Пять - руками помахать,Шесть - на место тихо сесть.
V. Закрепление пройденного.
Работа в тетради.
ДУ МУ СИПР
Цифры ходили гулять и перепутали свои места (2,1,3) .
Помогите цифрам встать на свои места. Запишите правильно.
Выполняет один ученик у доски. Обведи горы карандашом коричневого цвета. Раскрась медведей. Посчитай и запиши, сколько всего медведей спряталось горах. (Показ и помощь учителя). Цифры 1, 2, 3 (показ на доске) ходили гулять и перепутали свои места (3,2,1) .
Помоги цифрам встать на свои места, используя числовой ряд. Запиши правильно.
VI. Итог урока.
- Ребята, вам понравился урок?
- Чему мы сегодня научились?
- Что было интересного?
- Кто старался?
- Какие вы молодцы, поработали на славу, за это наши герои мультфильмов приготовили для вас сюрпризики.