Доклад на тему: Особенности личностного и профориентационного самоопределения старшеклассников


Особенности личностного и профессионального самоопределения старшеклассников
Особенности профессионального самоопределения в разных этапах развития личности
В дошкольном возрасте особое место занимают сюжетно-ролевые игры, имеющие профессионально ориентированный характер. Дети в своих играх повторяют действия своих родителей, других взрослых людей, а также проигрывают те ситуации, которые они когда-либо видели. Происходят первоначальные трудовые пробы, такие как уход за одеждой, растениями, уборки помещений и так далее.
Младший школьный возраст – начало школьной жизни. Учебная деятельность становится ведущей, на протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление, он получает новые знания, умения, навыки – создает необходимую базу для всего своего последующего обучения. Возросшие возможности младшего школьника приводят к следующему:
Более разнообразными могут быть работы по самообслуживанию.
Представления младшего школьника о труде взрослых могут теперь расширяться не только за счет наблюдений, но и за счет чтения. Это ценно в перспективе, так как в мире труда как раз многие важные вещи являются умопостигаемыми через слово.
В подростковом возрасте детские мечты о профессии сменяются размышлениями о ней с учетом собственных возможностей и обстоятельств жизни, появляется стремление реализовать намерения в практических действиях. Однако некоторые подростки полностью живут настоящим, о будущей профессии размышляют мало.
По мнению Е. А. Климова, существует восемь углов ситуации выбора профессии:
Позиция старших членов семьи. 
Позиция сверстников. 
Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя. 
Личные профессиональные планы. 
Способности
Уровень притязаний на общественное признание
Информированность. 
Склонности. 
Процесс профессионального самоопределения включает развитие самопознания и самооценки – одних из необходимых условий осуществления личностного подхода к выбору профессии. Без самопознания и самооценки нельзя правильно наметить программу самовоспитания и саморазвития, трудно выбрать работу по душе. Объективно и полно оценить себя старшеклассники не в состоянии. В самооценке у них нет единой тенденции: одни склонны переоценивать себя, другие наоборот.
Выбирая профессию, старшие школьники в большинстве случаев ориентируются на уровень выраженности у себя в первую очередь нравственно-волевых, затем интеллектуальных и только потом организаторских качеств.
Факторы, влияющие на выбор профессии

Типичные ошибки при выборе своего профессионального пути
1. Недостаточный объем знаний о существующих профессиях. Круг профессий, известный учащимся, ограничен и составляет всего 10–15. Не учитывается потребность в данной профессии в своем регионе.
2. «Гипноз агитации» – попадание под влияние мнения знакомых, друзей или подруг, кумира или яркой личности, общественного мнения или моды.
3. «Дорога вместо цели» – концентрация усилий исключительно на выборе вуза, а не специальности, то есть институт стал самоцелью, а не средством (иногда аргументом в пользу избранной деятельности является местоположение учебного заведения).
4. «Инерция движения» – поступление в вуз для того, чтобы отложить принятие решения по выбору специальности или избежать призыва в армию.
5. «Звездная болезнь» – автоматический перенос престижа специальности непосредственно на себя и подсознательный расчет на широкую известность.
6. «Близорукость» – уверенность в неизменной востребованности выбранной специальности.
7. «Парадный вход» – оценка престижной работы только с внешней стороны (романтический ореол), недооценка трудностей и тонкостей выбранной специальности; происходит обычно от недостаточного знания об основном содержании работы.
8. Неуважение к одним и преклонение перед другими видами труда. Некоторые профессии считаются важными, другие – недостойными и даже "неприличными".
9. «Вуз – локомотив» – данная позиция заключается в том, что главное – поступить, а там пойдет само собой.
 10. «Школьный успех» – часто встречающееся мнение о том, что лидирование по школьному предмету является единственным и достаточным условием выбора специальности.
11. Перенос своего отношения к человеку на профессию, которую он представляет. 
12. Неумение разбираться в себе, в своих действительных склонностях, способностях. 
13. Выбор профессии без учета своих физических возможностей и реального состояния здоровья. 
14. Ориентация сразу на профессии высшей квалификации (ученый, дипломат, летчик-испытатель и т. п.).
15. Отношение к профессии как к неизменной. В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются всё новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности.
16. Неумение извлекать информацию о профессиях и путях их получения (например, из книг и кинофильмов берутся только привлекательные стороны профессии, часто носящие рекламный характер).
Знание  типичных ошибок будет способствовать более осознанному подходу к выбору трудового, профессионального пути.
Основные формы профориентационной работы с подростками
1) Профессиограммы – краткие описания профессий;
2) Справочная литература;
3)Информационно-поисковые системы;
4) Профессиональная реклама и агитация;
5) Экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения;
6) Встречи школьников со специалистами по различным профессиям;
7) Познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения;
8) Профориентационные уроки со школьниками как система занятий (а не как отдельные мероприятия);
9) Учебные фильмы и видеофильмы.
10) Использование средств массовой информации;
11) Различные «Ярмарки профессий» и их модификации. Такая форма работы позволяет экономить много времени, поскольку не нужно каждый раз куда-то идти, договариваться и т.п., ведь гораздо проще просто переходить от одного стола к другому и быстро завязывать контакты с представителями организаций.
12) Учебные олимпиады, конференции, круглые столы, где школьники приобретают важный опыт общения с единомышленниками и с авторитетными специалистами в данной области.
Профориентационные мероприятия для воспитанников детского дома
Для проведения мероприятий по развитию личностного и профессионального самоопределения воспитанников детского дома педагогами группы сначала был проведен анализ научной, методической литературы по данной теме.
Затем была разработана воспитательно-образовательная программа «Я взрослею», целью которой было оказание помощи воспитанникам Д.д. в жизненном и профессиональном самоопределении.
Процесс профессионального самоопределения включает в себя развитие самопознания и самооценки – одних из необходимых условий осуществления личностного подхода к выбору профессии. Без самопознания и самооценки нельзя правильно наметить программу самовоспитания и саморазвития, трудно выбрать работу по душе. Объективно и полно оценить себя старшеклассники не в состоянии. В самооценке у них нет единой тенденции: одни склонны переоценивать себя, другие наоборот.
Для определения личностных качеств с воспитанниками группы мы проводили тестирование, анкетирование. На каждого воспитанника была заведена тетрадь, где фиксировался ход анкетирования и записывался результат. Дети с интересом просматривали наглядные результаты обследования, стремились их улучшить.
Для активизации процесса самопознания проводили игры и упражнения на развитие коммуникабельности, уверенности в себе, внимания, памяти, мышления.
Повышению личностного и профессионального самоопределения подростков способствует правильный выбор досуговой деятельности, успешность в выбранном кружке. Поэтому особое внимание уделяли занятости воспитанников группы.
Чтобы избежать ошибок в выборе профессии, необходима правильная, реальная информация о мире профессий. Такую информацию дети получали во время экскурсий на предприятия города, на встречах с представителями учебных заведений, выпускниками детского дома, при просмотре учебных фильмов, чтении литературы, городских газет, проведении групповых занятий о путях решения проблем самоопределения.
Педагогами группы был оформлен дидактический материал в виде карточек с описанием конкретной профессии, выпускались презентации, буклеты «В помощь выпускнику». Для профессионального самоопределения воспитанников группы активно использовали поисковую систему интернета.
При выборе профессии следует учитывать состояние здоровья, дети познакомились с понятием профпригодность. Педагоги проводили занятия по формированию навыков ведения ЗОЖ.
Изучили рынок востребованных профессий в городе, области, его потребностях и перспективах развития. Дети наглядно смогли сопоставить реальные современные требования к работнику со своими возможностями и умениями. Дети получили знания о правилах приема работника на предприятие, о проведении собеседования при приеме, оформлении резюме при трудоустройстве. Получили знания о законодательной системе государства – Конституция РФ, Трудовой кодекс.
Программа «Я взрослею» позволила более широко и полно провести профориентационную работу в группе, так как именно системность занятий и их логичная последовательность дали воспитанникам более полное представление о выборе будущей профессии.