Презентация занятия для старшеклассников по профессиональной ориентации.


Ю.Н. Доронина
ГБУ ГППЦ ДО г. Москвы.
Практическое занятие с учащимися 7-х классов на уроке "Профессиональная ориентация для школьников".

Осознанный профессиональный выбор - это не одномоментное событие. В идеале для того чтобы, получив профессиональное образование, стать конкурентоспособным на рынке труда необходимо еще в средней школе, начиная с 6-7 класса, уделить особое внимание выбору профессии, началу разработки профессионального маршрута. Первичный выбор профессии учащимися строится только на основе фантазийного образа – представления.
Профессиональные и карьерные притязания и наличные ресурсы для их осуществления не соотнесены и существуют как бы сами по себе. Поэтому одной из важнейших составляющих в профессионально ориентационной работе является профпросвещение – знакомство учащихся с разнообразным миром профессий. Не всегда есть возможность посетить экскурсии, услышать и побеседовать с представителями разных профессий.
Так состоялась занятие, на котором у учащихся была возможность по исследовать мир профессий, относящихся к разным сферам профессионального труда, с помощью так называемых интервью.
ЗАНЯТИЕ № «МИР ПРОФЕССИЙ».
Цели:1.Включение учащихся в проблему выбора профессии.
2.Выявление содержания, особенностей различных профессий.
3.Знакомство со схемой анализа профессий.
Материалы: листы А4, с написанным интервью специалистами , ручка.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Предварительная беседа о многообразии профессий, подразделяющихся по основному предмету труда и виду деятельности на профессиональные сферы.
2.Учащиеся получают материалы, так называемый «Портрет Профессии», каждый и задание: в течении определённого времени самостоятельно изучить текст, написанный специалистом. После прочтения готовятся устные презентации:
- название профессии
- содержание работы специалиста, его обязанности
- образование, необходимое для данной профессии
3.Обзор устных выступлений, каждого из учащихся.
4.Подведение итогов занятия: заполнение таблицы и игра «плюс-минус-интересно».
Заполнение таблицы на доске, с помощью примеров, которые называют участники занятия.
Человек - Знак
Человек - Техника
Человек - Природа
Человек - Человек
Человек – Художественный образ
































Сфера : человек-природа
"Моя специальность – остра и актуальна, хотя для многих и звучит немного размыто. Я – эколог, вернее сказать, инженер по охране окружающей природной среды. В спектр моих должностных обязанностей, входит разработка документации разрешающего характера для различных предприятий и учреждений, деятельность которых связана с влиянием на окружающую среду.
Я подготавливаю пакеты документов, на основании которых предприятия получают разрешения на выбросы в атмосферный воздух, сбросы сточных вод и размещение отходов.
Для того чтобы стать полноправным специалистом-экологом мало общепринятых знаний, поэтому в нашей фирме все сотрудники имеют высшее образование. Условия труда довольно хорошие: офис – у нас уютно и комфортно, во многом благодаря дружественной атмосфере в коллективе.
Работа по большей части бумажная, хотя перед началом работ мы всегда выезжаем на объекты для проведения визуального обследования и выявления источников влияния на нашу природу.
Своей работой я довольна, потому что всегда хотела найти свое призвание именно в этой области. Единственный негативный момент – общение с представителями заказчиков, которые, которые, к сожалению, не всегда бывают заинтересованными в плодотворной и перспективной работе, а иногда и вовсе не идут на контакт после подписания договоров.
Если говорить о человеческих качествах, необходимых в нашей работе, то могу смело сказать, что в нашей экологической сфере главное – любознательность и быстрота реакции. Законодательство и требования вышестоящих органов меняются почти каждый день, поэтому консерваторам в нашей профессии не место, как впрочем, и лентяям.
Помимо своего карьерного роста на должности инженера по охране окружающей среды, я получаю массу привилегий и поощрений – прохождение курсов повышение квалификации за счет фирмы. Отдельно стоит сказать и об общем расширении кругозора во время деловых поездок, потому что, спектр нашей деятельности охватывает несколько регионов нашей страны."
Сфера : человек – знак
"У меня одна из самых замечательных профессий, позволяющая постоянно получать массу новой, интересной и полезной информации, развивать логическое мышление и тренировать мозг, а также расширять свой кругозор, т.е. каждый день открывать для себя что-то неизведанное и волнующее. Я – переводчик. Занимаюсь, в основном, письменными переводами.
Моя работа заключается в переводе различных текстов (начиная с документации и заканчивая художественной литературой) и их наборе в текстовом редакторе.
В принципе, если вы изучили какой-либо язык в совершенстве и хорошо владеете родным языком, то отсутствие высшего (да и любого профильного образования) не будет помехой в работе (если, конечно, вам удастся убедить потенциального работодателя в вашей компетентности, что порой бывает сложнее, в силу моды на высшее образование). В основном же, переводчики имеют высшее образование. Но необходимо учитывать, что без постоянного и непрестанно самообразования хорошим переводчиком стать невозможно. Язык – динамическая и эволюционирующая структура, поэтому хороший переводчик должен постоянно «идти с ним в ногу».
Мой рабочий день начинается в 9.00 и заканчивается в 18.00. Но, если необходимо закончить перевод в срок, то иногда работа может занять и полночи, что, впрочем, случается крайне редко. Выглядит мой рабочий день довольно однообразно: почти все время приходится проводить перед монитором компьютера или со словарем, если лексика столь специфическая, что в онлайн-словарях ее нет. Однако, у моей работы есть и преимущества: никто меня не держит на рабочем месте «от звонка и до звонка», всегда можно устроить себе перерыв, выпить чашечку кофе и перекусить.
Почти целый день я провожу в офисе, хотя порой приходится что-то доделывать и дома. В офисе есть все необходимое для комфортной работы.
Мне нравятся несколько моментов: 1. Возможность самой задавать темп работы: работаешь с той скоростью, с какой тебе нравится (в рамках разумного, конечно). 2. Перевод – это постоянная тренировка для ума. Людям с узким мышлением в переводческом деле не место. 3. Возможность общаться с людьми из разных стран, изучать особенности их культуры, их традиции, стиль жизни.
Минус только один – многочасовое нахождение перед компьютером. Устают глаза, спина, и очень ощущается недостаток двигательной активности.
Люди, которые работают со мной, – такие же фанаты своего дела, как и я, поэтому обстановка у нас в коллективе дружная и неконфликтная.
Наиболее важны такие качества, как: усидчивость, внимательность, работоспособность, также очень важно внимание к мелочам и ответственное отношение к работе."
Сфера : человек-техника.
"Моя профессия называется длинно и страшно умно: инженер по ремонту и наладке электрооборудования и автоматики! А должность, которую я занимаю, – ведущий инженер бюро автоматизированных систем управления производством, на металлургическом комбинате, в цехе по производству толстого горячекатаного листа.
Прокат листового металла представляет собой довольно сложный полностью автоматизированный процесс. Моя задача заключается в том, чтобы оборудование автоматики, электропривода, датчики обратных связей находились в постоянной работоспособности. В общем, не допустить аварийного простоя оборудования, ведь производство непрерывное, и допущенная авария – серьезный просчет обслуживающего персонала.
Чтобы работать инженером естественно нужно высшее техническое образование. Эту должность могут занять, например, выпускники специальностей “Электронные системы” и “Автоматизированные электромеханические системы и электропривод”.
Мой рабочий день начинается в 6:45 с приемки смены у ночной дежурной бригады. Выслушав их замечания по работе оборудования и ознакомившись с записями в оперативном журнале, я раздаю рабочие задания инженерам дневной бригады. Неотъемлемой частью каждого рабочего дня является обход подшефного оборудования, а это почти 500 преобразователей постоянного и переменного тока, около двухсот датчиков и контрольно-измерительных приборов, 50-ти камер видеонаблюдения. Протяженность маршрута обхода по приблизительным подсчетам составляет 3,5 км – все нужно осмотреть и убедиться (хотя бы визуально), что все нормально. В конце дня необходимо провести анализ выполненной работы, сделать запись в оперативном журнале о том оборудовании, которое требует ремонта или повышенного внимания в эксплуатации.
Условия работы разнообразны. Например, в дежурном помещении (там я провожу где-то треть рабочего времени) комфортно, но большая часть времени все же проходит возле обслуживаемого оборудования в машинных залах и возле прокатываемого металла. В течение дня успеваю и свежего воздуха глотнуть, переходя от одного производственного участка к другому :).
Моя работа – это постоянное разгадывание ребусов оборудования: датчик не хочет работать, преобразователь только делает вид, что исправно работает, чем доставляет еще больше хлопот! Но мне нравится быть в постоянном напряжении мыслей, искать новую информацию, познавать глубже то, что, казалось, уже невозможно познать глубже.
Моя работа – это большой плюс, и лишь изредка появляются маленькие минусы, которые с лихвой компенсируются положительными моментами. Отрицательная сторона мизерна и быстротечна, чтобы концентрироваться на ней.
Наш коллектив еще молодой, он сформировался 2 года назад из молодых выпускников ВУЗов.
Чтобы оставаться профессионалом своего дела, нужно постоянно быть в курсе новейших технологий и разработок отрасли, знать азы эксплуатируемой техники и ее скрытые возможности, постоянно заниматься самообразованием.
Благодаря своей работе я имею возможность общения с коллегами, которые приезжают к нам для наладки нового оборудования. Я могу делиться опытом не только с украинцами и россиянами, но и с немцами, англичанами, итальянцами."
Сфера : человек-человек.
"Есть разные виды фитнеса: аэробика, акробатика, гимнастика, силовая тренировка, стреч, йога, пилатус, степ. Тренер разрабатывает индивидуальный комплекс для каждого клиента в зависимости от проблем со здоровьем или поставленной целью. Опытный тренер знает множество направлений в тренировке, цель которых одна – здоровье и красота человека.
Надо самому с детства обязательно заниматься спортом, учится в спортивной школе, закончить спортивный институт, чтобы иметь высшее образование, далее постоянно повышать квалификацию на спортивных курсах, получать сертификаты и дипломы, доказывающие, что вы готовы тренировать людей по любому направлению фитнеса.
День начинается очень рано, а заканчивается поздно, многие люди перед работой и после занимаются в тренажерном зале или посещают групповые занятия. Середина дня обычно не очень загружена, хотя день на дань не приходится. Иногда приходится выезжать и проводить тренировки там, где хотят клиенты.
Целый день нахожусь в тренажерном зале или выезжаю на дополнительные тренировки, хотя постоянный круг клиентов позволяет создавать гибкий график. У меня получается разбитый график работы, а еще каждый раз переживаешь за людей, которые бросают заниматься спортом.
Тренировка людей – это зачастую решение многих проблем со здоровьем. Мне нравится, что нужно постоянно совершенствоваться, изучать возможности человека, быть в курсе новых методик, а так же, есть постоянный стимул работать над собой и развивать в себе общительность, доброжелательность, сострадание, стремление помочь.
Вместе со мной работают люди, которым интересны особенности и возможности человеческого организма, действующие спортсмены, массажисты. Мне всегда интересно с ними общаться.
Организм человека еще не изучен, его возможности – безграничны, возможность изучать эту непознанную область, помогать людям приносит мне радость и удовлетворение."
Сфера : человек-художественный образ.
"Моя профессия  - актер!! (звучит хорошо, но пока еще только Молодежного театра).
Работа моя очень творческая и увлекательная- постоянные репетиции, выступления, гастроли, если есть стремление – внесение новых тенденций (в постановки, в декорации). Иногда я могу импровизировать (из лучших побуждений).
Я считаю, что человек должен родиться с актерским талантом, это призвание. Выдающимся актером нужно родиться. Но для среднего уровня актерское образование будет полезно  для развития навыков – и неважно, среднее образование или высшее.
Рабочий день начинается не рано и заканчивается довольно поздно. В 12.00 – репетиции (продолжаются около 4- х часов), в 18.00 либо 19.00 – спектакль. В тетр нужно придти заранее перед спектаклем – решить возникшие вопросы, загримироваться , после выступления тоже задерживаешься. Дома появляешься около 22.00. Однако актер участвует не во всех спектаклях, и не каждый день- есть свободные дни.
Актер может гастролировать по миру, узнавая народы и страны. Да и есть огромное удовлетворение от работы – благодарные за игру зрители. Есть возможность перевоплощения  - сегодня  я добрый, а завтра -ужасно злой образ!
Достатков больше, чем достоинств. Но не нравится иногда значительный грим на лице – кожа ужасно портится. Да и график определенный – если очень нужно, уйти с работы просто не сможешь.
Чтобы стать хорошим актером нужно много терпения и трудолюбия, еще немного удачи и везения.
Я постоянно развиваюсь, изучаю своих героев, историю и философию жизненных ситуаций. Изучаю иностранные языки для спектаклей зарубежной аудитории.
Я хочу стать ведущим актером главного театра страны. Уже сейчас я пробую сниматься в кино – можно пойти и в эту сторону развиваться."
Игра «плюс-минус интересно».
Цель: познакомить участников со схемой анализа профессий.
Задание: ведущий фиксирует анализируемые профессии в таблице .
.
Название профессии

Что в профессии интересного(плюс)
Какие недостатки в профессии(минус)
Что привлекательно для меня



























Возможна работа в парах.

Литература и источники:
1. Н.С. Пряжников. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения [Текст] / Н.С. Пряжников – М.: НПО «Модэк», 2002.– 392 с.
2. Павличенко, Е. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса [Текст] // Воспитание школьников. – 2006. – №1. – С. 33-36.
3. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации [Текст] / Е.А. Климов – М.: Знание, 1983.– 96 с.– (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; №2).
4. www.rabochee-mesto.ru



15