Рабочая программа по географии по учебнику В.П. Дронов, Л.Е. Савельева


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Основная общеобразовательная школа имени З.Н.Нуриева села Верхнелачентау муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
СОГЛАСОВАНО
Руководитель РМО учителей географии
______________ /Цирульникова В.Н./
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________ /Саетгалиева М.Ф./
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ ООШим.З.Н.Нуриева
с.Верхнелачентау
______________ /БахтыгариеваА.Х../
Приказ № 54_от «21» августа 2015 г.
(МП)
Рабочая программа
по географии для 5 класса
на 2015-2016 учебный год
Составила учитель географии
Саетгалиева Миляуша Фахразеевна
Рассмотрено на заседании ШМО учителей естественно-математического цикла МКОУ ООШ
им.З.Н.Нуриевас.Верхнелачентау
Протокол № __1____ от
«_21__» ___08____ 2015 года
Руководитель ШМО_________/Муллаянова Л.Р./
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа
- Федеральный закон от 29декабря №273-Ф3 «Об образовании в Российской федерации»;
- Федеральный государственный образовательный Стандарт (Приказ МОиН РФ № 1897 от «17» декабря 2010 года);
- Изменения в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», (Приказ МОиН РФ от 29.12.2014 № 1644);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
-Приказ МКОУ ООШим.З.Н.Нуриевас.Верхнелачентауот _21.08.2015 г. №_54-а__ о перечне учебников, используемых в образовательном процессе в 2015-2016 учебном году;
-Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 – 10;
-Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ ООШим.З.Н.Нуриева
с.Верхнелачентау
-Учебный план МКОУ ООШ им.З.Н.Нуриевас.Верхнелачентауна 2015-2016 учебный год;
-Годовой учебный календарный график МКОУ ООШим.З.Н.Нуриевас.Верхнелачентауна 2015-2016 учебный год;
-Положение МКОУ ООШим.З.Н.Нуриевас.Верхнелачентау«О рабочей программе по предмету (курсу) педагога»
Сведения о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания Рабочая программа составлена на основе:
1) Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
2) Примерной программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект.- 2-е изд. перераб.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
3) Рабочей программы «Программы основного общего образования 5-9 классы по географии». Авторы: И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева, учебно-методическое пособие/ сост. С.В. Курчина - М.: Дрофа, 2012.
Сведения об УМК Дронов В.П. География. Землеведение. 5 – 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. – М.: Дрофа, 2012.
Атлас. География: Земелеведение. 5-6 класс. – М.: Дрофа, 2012.
Контурные карты. География: Землеведение. 5-6 класс. – М.: Дрофа, 2012.
Цель и задачи учебного предмета развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценостнного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.
При изучении курса решаются следующие задачи:
формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном, и локальном уровнях;
развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;
развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;
развитие специфических географических и общеучебных умений;
развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека.
Общая характеристика учебного предмета В свою очередь, содержание курса географии в 5 классе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в основной и старшей школе. Таким образом, содержание курса в 5 классе основной школы представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации
Традиционные подходы к структуре и содержанию курса в программе актуализированы с учётом требований ФГОС.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета В системе основного общего образования география – единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:
• целостное восприятие мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;
• комплексное представление о географической среде как среде обитания человечества посредством знакомства с особенностями природы, жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
• социально-значимые качества личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.
Место учебного предмета в учебном плане в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования В свою очередь, содержание курса географии в 5 классе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в основной и старшей школе. Таким образом, содержание курса в 5 классе основной школы представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 1-го учебного часа в неделю.
Программа содержит практический компонент (20%) около 1/3 содержания.
Результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные) Личностные УУД
Готовность следовать этническим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности
Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
Умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
Представление о территории и границах России, её географических особенностях; знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций.
Готовность следовать этническим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности
Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
Умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
Экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
Уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству.
Регулятивные УУД
Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;
Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Оценивать свои действия (в ретроспективе) и полученный результат; сравнивать оценку, данную учителем, и свою; адекватно воспринимать оценку учителя.
Познавательные УУД
Формирование и развитие по средствам географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации;
Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
Давать определение понятиям, устанавливать причинно-следственные связи;
Коммуникативные УУД
Самостоятельно формировать общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.
Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Предметные результаты:
формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости решения современных практических задач человечества и своей страны. В том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
формирование первичных навыков использования территориального подхода, как основы географического мышления для осознания своего места в целостном многообразном и быстро изменяющимся мире и адекватной ориентации в нем;
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизнь, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Предпочтительные формы контроля Тестовый контроль, проверочные работы, географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа
Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем Важнейшим механизмом формирования компетентности обучения является словесный метод обучения. К этому методу относится монологическая речь учителя (рассказ, объяснение, лекция, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником географической информации), работа учащихся с текстом учебника и другой дополнительной литературой. Часто используется диалогическая форма: беседа с классом, работа школьников с вопросами и заданиями учебника. Широко используется учебные картины, иллюстрированные таблицы, экранные пособия, педагогический рисунок, карты. В составе практических методов выделяются наблюдения объектов и явлений в природе и на производстве, методы работы с картами, схемами, профилями, статистическими показателями. На уроках географии сами школьники создают модели: вычерчивают план местности, строят графики и диаграммы по результатам наблюдений за погодой, работают с контурными картами, вычерчивают схемы связей.
Основное содержание учебного предмета
Содержание предмета ВВЕДЕНИЕ(1ч.)
Что изучает география. География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления.
РАЗДЕЛ 1. Накопление знаний о Земле (5 ч.)
Познание Земли в древности. Древняя география и географы. География в Средние века.
Великие географические открытия.Что такое Великие географические открытия. Экспедиция Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание.
Открытие Австралии и Антарктиды. Открытие и исследование Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание.
Современная география. Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира.
Практическая работа 1. Работа с электронными картами.
РАЗДЕЛ 2. Земля во Вселенной (7ч.)
Земля и космос. Земля- часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам.
Земля-часть Солнечной системы. Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля – уникальная планета.
Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Земля и космос. Земля и Луна.
Осевое вращение Земли.Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси.
Обращение Земли вокруг Солнца. Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле.
Форма и размеры Земли. Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты.
Практическая работа 2. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.
РАЗДЕЛ 3. Географические модели Земли (10ч.)
Ориентирование на земной поверхности. Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут.
Изображение земной поверхности. Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта.
Масштаб и его виды. Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу.
Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах.
Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями.
Планы местности и их чтение. План местности – крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений.
Параллели и меридианы. Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на картах.
Градусная сеть. Географические координаты. Градусная сеть. Географическая широта. Географическая долгота. Определение расстояний на градусной сетке.
Географические карты. Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Использование планов и карт.
Практическая работа 3. Составление плана местности способом глазомерной, полярной съемки. Практическая работа 4. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.
РАЗДЕЛ 4. Земная кора.(11ч.)
Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры. Строение Земли. Из чего состоит земная кора.
Разнообразие горных пород.Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.
Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли. Земная кора и ее устройство. Литосфера.
Разнообразие форм рельефа земли. Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа.
Движение земной коры. Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород.
Землетрясения. Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения.
Вулканизм. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм.
Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание.
Работа текучих вод, ледников и ветра. Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека.
Главные формы рельефа суши. Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши.
Рельеф дна океанов. Неровности океанического дна.
Человек и земная кора. Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры.
Практическая работа. 5. Определение горных пород и описание их свойств.
Практическая работа. 6. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, график контрольных и лабораторных работ Четверть Кол-во недель в четверти Кол-во часов в неделю Количество часов в четверти Количество практических работ
I четверть 9 1 9 1
II четверть 8 1 8 1
III четверть 9 1 9 3
IV четверть 9 1 9 1
Итого в год 35 1 35 6
Особенности класса По программе ФГОС
Внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование 5-й класс (1ч в неделю, всего 35 ч, из них 1 ч. – резервное время)
Требования к уровню подготовки учащихся

п/п Содержательные линии программы. Планируемые результаты. Требования ФГОС
Базовый уровень
Повышенный уровень
1 Источники географической информации
Учащийся должен уметь: использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач; анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию; находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания; выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;  составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации; представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач. Выпускник получит возможность научиться:ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;строить простые планы местности;создавать простейшие географические карты различного содержания;
моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
2
Природа Земли и человек
Учащийся должен уметь: различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;  использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий; проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков; оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Выпускник получит возможность научиться использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде; приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы
Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе. Исходя из поставленных целей, учитывается: Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов. Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений. Самостоятельность ответа. Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответсамостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» -
правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» -
правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» -
правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» -
неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов. Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов. Время выполнения работы: 30-40 мин. Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Календарно – поурочное планирование 5 класса

п/п Тема урока дата Содержание урока Виды деятельности
ученика Методы
оценки Д/з
план факт ВВЕДЕНИЕ (1 ЧАС)
1 Что изучает
география География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления.
Учебник – с.3-4,6
Рабочая тетрадь-с 4-5, задание – 1,2,3,4 Определять понятие « география». Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций. Различать природные и антропогенные географически объекты. Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками. Работают с текстом, выделяют в нем главное. Создадут историко-географический образ объектов Земли. Осознают ценности географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира. Актуализируют знания о науке географии, полученные в начальной школе.
Работают с текстом учебника, картами атласа, контурными картами.
§1
Раб.тетрадь
(стр. 5
Упр.5)
НАКОПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ О ЗЕМЛЕ (5 ЧАСОВ)
2 Познание Земли в древности Древняя география и географы. География в Средние века.
Учебник – с.11,в.5
Рабочая тетрадь-с 6, задание – 1,2,3,5,6 Определять по картам территории древних государств Европы и Востока, маршруты путешествий арабских мореплавателей: А. Никитина, М. Поло. Обозначать маршруты путешествий на контурной карте. Структурировать учебный материал.
Находить информацию (В Интернете и других источниках) о накоплении географических знаниях в древних государствах.
Самостоятельно организовывают учебное взаимодействие в группе.
Создавать историко-географические образы, о территориях и границах.
Работают с текстом учебника, картами атласа, контурными картами.
§2
стр.11
В.6
Раб.тетрадь
стр.6
упр.4
3 Великие географические открытия. Что такое Великие географические открытия. Экспедиция Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание.
Учебник – с.11-13
Рабочая тетрадь-с 7-8, задание – 7,8,10,11,12 Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах. Называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий. Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Находить информацию (в Интернете и других источниках) о путешествиях и путешественниках эпохи Великих географических открытий.Анализировать, обобщать и использовать географическую информацию. Овладение основами картографической грамотности.Обсуждать значение открытий Нового Света и всей эпохи Великих географических открытий. Создавать историко-географические образы, о территориях и границах.Работают с текстом учебника, картами атласа, контурными картами.
§3
стр.13
в.5
Раб.тетрадь
стр.7
упр.9
4. Открытие Австралии и Антарктиды. Открытие и исследование Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание.
Учебник – с.14-16
Рабочая тетрадь-с 8-9, задание -13-17 Прослеживать по картам маршруты путешествий Дж. Кука, Ф.Ф. Беллинсгаузена, М.П. Лазарева, И.Ф. Крузенштерна, Ю.Ф. Лисянского. Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Находить информацию (в Интернете и других источниках). Обсуждать значения путешествий.Создавать историко-географические образы, о территориях и границах. Выполнять задания в рабочей тетради, контурных картах.
§4
стр.17
в.5
Раб.тетрадь
стр.9
упр.18
5 Современная
география Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира.
Учебник – с.17-20
Работа с электронным приложением к учебнику. Выявлять особенности изучения географии на современном этапе.Поиск в Интернете космических снимков, электронных карт.Использовать различные источники географической информации для поиска и извлечения информации. Обсуждение значения географической науки. Осознание целостности географического знания. Работать с электронными картами. Пр.№1
Работа с электронными картами §5
стр.20
В.5
6 Итоговый урок по разделу «Накопление знаний о Земле» Обобщение знаний по разделу «Накопление знаний о Земле» Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом. Тест
ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ (7 ЧАСОВ)
7 Земля и космос Земля – часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам.
Учебник – с.22-25
Рабочая тетрадь-с.13, задание -1-5.
Работа с электронным приложением к учебнику. Определять стороны горизонта по Полярной звезде. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников. Анализировать иллюстративный материал. Выяснять навигационные звезды. Оценивать уровень своего интереса к изучаемой теме. Работают с текстом учебника, картами атласа. Работают с картой звездного неба, находят и описывают важнейшие навигационные звезды и созвездия.
§6
Раб.тетрадь
стр.14
упр.6
8 Земля – часть Солнечной системы. Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля – уникальная планета. Понятие Вселенная, космос. Типы Галактики.
Учебник – с.25-29
Рабочая тетрадь-с.14-17, задание -7,8,9,10
Работа с электронным приложением к учебнику Описывать уникальные особенности Земли как планеты. Называть и показывать планеты Солнечной системы. Анализировать иллюстративно- справочный материал и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам. Составлять «космический адрес» планеты Земля. Вычислять площадь материков и океанов. Работают с текстом учебника, статистическим материалом. §7
Раб.тетрадь
стр.16
упр.11
9 Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Земля и космос. Земля и Луна. Солнечная активность и жизнь людей. Метеориты и метеоры. Кометы их особенности.
Учебник – с.30-33
Рабочая тетрадь-с.17, задание -12-13
Работа с электронным приложением к учебнику Составлять описание очевидных проявлений воздействия на Землю Солнца и ближнего космоса в целом. Описывать воздействия на Землю ее единственного естественного спутника- Луны.Объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», комета, астероид.
Умение работать с текстом и другими источниками знаний. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.Находить дополнительные сведения о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю, о проблемах, с которыми может столкнуться человечество при освоении космического пространства. Обсуждают значение влияния Луны на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
§8
Раб.тетрадь
стр.18
упр.14
10 Осевое вращение
Земли Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси.
Учебник – с.33-35
Рабочая тетрадь-с.19, задание -15-18
Работа с электронным приложением к учебнику Наблюдать действующую модель (теллурия, электронной модели) движения Земли и описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси. Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Составлять и анализировать схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Решают познавательные и практически задачи на определение разницы во времени часовых поясов. Выявлять географическое следствие движения Земли.
§9
11 Обращение Земли вокруг Солнца Движение Земли вокруг Солнца. Времена года на Земле. Високосный год.
Учебник – с.36-38
Рабочая тетрадь-с.20-21, задание -21,22.
Работа с электронным приложением к учебнику Наблюдать действующую модель (теллурия, электронной модели) движений Земли и описывать особенности вращения Земли вокруг Солнца. Показывать на схеме и картах тропики, Полярные круги, пояса освещенности. Анализировать положения Земли в определенных точках орбиты на действующей модели ее движений (схеме вращения Земли вокруг Солнца) и объяснять смену времен года. Составлять и анализировать схемы (таблицы) «Географические следствия движения Земли вокруг Солнца». Выявлять географическое следствие движения Земли.Работают с текстом учебника, картами атласа, контурными картами. §10
12 Форма и размеры Земли. Как люди определяли форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты.
Учебник – с.39-41
Рабочая тетрадь-с.21, задание -23
Работа с электронным приложением к учебнику Приводить примеры шарообразности Земли, объемной модели Земли. Составлять ианализировать схему « Географические следствия размеров и формы Земли». Находить (в Интернете и других источниках) и подготавливать сообщения на тему « представления о форме и размерах Земли в древности. Слушать и визуально воспринимать информацию, уметь выделять в них главное.Объяснять, в каких видах движения участвует Земля, и каковы географические следствия этих движений, почему в сутках 24 часа и почему бывает високосный год. С помощью простых опытов убеждаются в шарообразности Земли; отвечают на вопросы, выполняют задания в рабочей тетради. §11
подготовить
доклады, рисунки, презентации
о том ,как менялись представления людей о форме нашей планеты.
13 Итоговый урок по разделу «Земля во Вселенной» Учебник – с.42
Рабочая тетрадь-с.22-24
Работают с итоговыми вопросами по разделу в учебнике. Выполняют практическую работу. Подготавливают на основе дополнительных источников информации и обсуждают проблемы современных космических исследований Земли или других планет Солнечной системы. Пр.№2
Характеристика видов движений Земли и их географических следствий. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗЕМЛИ (10 часов)
14 Ориентирование на земной поверхности Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут.
Учебник – с.44-47. В.4
Рабочая тетрадь-с.25-26, задание -1,2,4,5,6
Работа с электронным приложением к учебнику Объяснять значение понятий «горизонт, стороны горизонта, ориентирование, азимут». Ориентироваться по компасу и местным признакам. Уметь работать с измерительными приборами. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Работают с индивидуальнымизаданиями. §12
Раб.тетрадь
стр.25
упр.3
15 Изображение земной поверхности. Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта.
Учебник – с.48-51
Рабочая тетрадь-с.26, задание -7,8
Работа с электронным приложением к учебнику Объяснять значение понятий «план местности, географическая карта». Изучать различные виды изображения земной поверхности: карт, планов, глобуса, аэрофотоснимков. Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности. Использовать различные источники географической информации. Находить  информацию в Интернете. Работают с текстом учебника, картами атласа, контурными картами. §13 в. 7
Раб.тетрадь
стр.25
упр.3
16 Масштаб и его виды Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу.
Учебник – с.52-54
Рабочая тетрадь-с.27-29, задание -9,10,11,12,13,14,15,16,18,19
Работа с электронным приложением к учебнику Объяснять значение понятий «масштаб, его виды, условные знаки». Уметь применять практические навыки в жизни. Определять по топографической карте (или плану местности) расстояний между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба.Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный.Работать в соответствии с предложенным планом;способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений. Работают с индивидуальными заданиями, в рабочей тетради.
§14
в. 6,7
Раб.тетрадь
стр.28,29
упр.17,21
17 Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах. Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями.
Учебник – с.55-57, в. 4,5
Рабочая тетрадь-с.30, задание -23,25,27
Работа с электронным приложением к учебнику Знакомятся с условными знаками, изображающими неровности земной поверхности. Работают с картой и планом местности.Решают задачи по определению абсолютной и относительной высоты. Анализировать выпуклые и вогнутые формы рельефа, способов их изображения. Поиск на физических картах глубоких морских впадин, равнин суш, гор и их вершин. Способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений. Обозначают на контурной карте самых высоких точек материков и самой глубокой впадины Мирового океана.
§15
Раб.тетрадь
стр.30,32
упр.24,29,28
18 Планы местности и их чтение План местности – крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений.
Учебник –58-60, в. 1,2
Рабочая тетрадь-с.33, задание -30,31,32
Работа с электронным приложением к учебнику Объяснять значение понятий «план местности, условные знаки». Описывать маршрут по топографической карте (или плану местности) с помощью условных знаков и определять направление по сторонам горизонта. Поиск на плане местности, топографической карте условных знаков разных видов, пояснительных подписей. Оценивать личное отношение к географическому знанию. Ставят познавательную задачу и решают ее.Работают с текстом учебника, контурной картой, рабочей тетрадью.
Топографический диктант §16
в. 3
19 Составление плана местности. Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки.
Учебник -61 Уметь ориентироваться на местности по сторонам горизонта и относительно предметов и объектов. Составлять простейшие планы небольшого участка местности. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.Формировать и развивать по средствам географических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов. Выполняют практическую работу.
Пр.№3
Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки. 20 Параллели и меридианы. Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на картах.
Учебник –62-66,
Рабочая тетрадь-с.35-39, задание -35,3642,43,44,45
Работа с электронным приложением к учебнику Объяснять значение понятий «параллели, меридианы, экватор». Определять по картам стороны горизонта и направления движения. Сравнивать глобусы и карты, выполненных в разных проекциях, для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов. Поиск на глобусе и картах экватора, параллелей, меридианов, начального меридиана, географических полюсов. Высказывать мнения о том, по какой из параллелей кругосветное путешествие будет самым протяженным (коротким). Работают с текстом учебника, контурной картой, рабочей тетрадью. §17, в5,
Раб.тетрадь
стр.36
упр.39,40,41
21 Градусная сетка. Географические координаты. Градусная сеть. Географическая широта. Географическая долгота. Определение расстояний на градусной сетке.
Учебник –66-69, в.
Рабочая тетрадь-с.39-40, задание -47,49,50,51,52,53
Работа с электронным приложением к учебнику Определять по картам географическую широту и долготу объектов; расстояния с помощью градусной сети, используя длину дуг одного градуса меридианов и параллелей. Поиск объектов на карте и глобусе по географическим координатам.
Сравнивать местоположения объектов с разными географическими координатами. Уметьработать в соответствиизаданного плана.Работают с индивидуальными заданиями, в рабочей тетради, текстом учебника.
Читать карты различных видов. Определять зависимость подробности карты от ее масштаба. Сопоставлять карты разного содержания, поиск на них географических объектов, определение абсолютной высоты территории. Сравнивать глобус и карты полушарий для выявления искажений и изображений крупных географических объектов.
Овладеть умением читать карты различных видов, находить черты их сходства и отличия. Обсуждать значение географических карт.Работают с индивидуальными заданиями, в рабочей тетради. Анализируют и делают выводы по таблице в учебнике. Пр.№4
Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки. §18
В.4,5
22 Географические карты. Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Использование планов и карт.
Учебник –70-73, в.6
Рабочая тетрадь-с.41-42, задание -55,56,57,58
Работа с электронным приложением к учебнику §19
Раб.тетрадь
стр.42
упр.59
23 Итоговый урок по разделу «Географические модели Земли». Обобщение знаний по разделу «Географические модели Земли».
Учебник – стр.74
Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Географические модели Земли».
Тест
ЗЕМНАЯ КОРА (11 ЧАСОВ)
24 Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры. Строение Земли. Из чего состоит земная кора.
Учебник –76-79.
Рабочая тетрадь-с.49-50, задание -1,2,3,4
Работа с электронным приложением к учебнику Описывать модели строения Земли. Подготовить на основе дополнительных источников информации и обсуждать проблемы современных исследований внутреннего строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций, сравнения оболочек между собой.Работают с текстом учебника, контурной картой, рабочей тетрадью. Высказывают предположения, проверяют их по тексту учебника; обобщают полученные знания. Р.К.- горные породы и минералы Ростовской области.
§20, в.7
25 Разнообразие горных пород. Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.
Учебник –80-84,в.9
Рабочая тетрадь-с.50-52, задание -5,6,7,9,11
Работа с электронным приложением к учебнику Объяснять значение понятий «горные породы, полезные ископаемые». Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. Определять горные породы (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам. Анализируют схемы преобразования горных пород. Самостоятельно организовывают учебное взаимодействие в группе.Обсуждают значения горных пород в хозяйственной деятельности человека. Высказывают предположения, проверяют их по тексту учебника; обобщают полученные знания.
Пр.№5
Определение горных пород и описание их свойств. §21
Раб.тетрадь
стр.51,52
упр.8,10
26 Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли. Земная кора и ее устройство. Литосфера.
Учебник –84-87, в.5
Рабочая тетрадь-с.53,56 задание -13,14,9,10,15,17
Работа с электронным приложением к учебнику Объяснять значение понятий «литосфера, литосферная плита, платформа». Сравнивать типы земной коры. Анализировать схемы (моделей) строения земной коры и литосферы. Использовать различные источники географической информации для поиска и извлечения информации. Устанавливают по иллюстрациям и картам границы столкновения и расхождения литосферных плит, выявление процессов, сопровождающих взаимодействие литосферных плит. Работают с текстом учебника, контурной картой, рабочей тетрадью.
§22
Раб.тетрадь
стр.55
упр.18
27 Разнообразие рельефа Земли. Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа.
Учебник –88-89, в.5
Рабочая тетрадь-с. 56-задание -20,21,22
Работа с электронным приложением к учебнику Объяснять значение понятий «рельеф, равнины, горы, низменности, возвышенности, плоскогорья». Называть и показывать основные географические объекты, работать с контурной картой. Распознавание на физических картах в атласе разных форм рельефа. Определять на картах средней и максимальной абсолютной высоты форм рельефа; по географическим картам количественных и качественных характеристик крупнейших гор и вершин, их географического положения. Использовать различные источники географической информации. Находить   информацию в интернете. Работают с текстом учебника, контурной картой, рабочей тетрадью. Р.К.- разнообразие форм рельефа Ростовской области.
§23, в.7
Найти в произведениях литературы описание основных форм рельефа.
28 Движения земной коры. Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород.
Учебник –90-94, в.5,6
Рабочая тетрадь-с.57 задание -24,25,26
Работа с электронным приложением к учебнику Устанавливать с помощью географических карт крупнейшие горные области мира. Выявлять закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит. Описывать изменения в залегании горных пород под воздействием движений земной коры. Анализировать и обобщать географическую информацию. Поиск информации (в Интернете и других источниках). Работают с текстом учебника, контурной картой, рабочей тетрадью.
§24,
Раб.тетрадь
стр.60
упр.28,30
29 Землетрясения. Вулканизм. Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм.
Учебник –94-98,98-103 в.6
Рабочая тетрадь-с.60-62 задание -29,31,32,34
Работа с электронным приложением к учебнику Объяснять значение понятий «землетрясение, магма, лава, жерло, вулканические бомбы, вулкан, сейсмический пояс».Выявлятьпри сопоставлении географических карт закономерностей распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений на Земле. Участвовать в обсуждении чрезвычайных ситуаций, приводить примеры. Моделировать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей в экстремальных ситуациях. Работают с текстом учебника, наносят на контурную карту области распространения землетрясений.
Географический диктант
Номенклатура по теме. §25,26 в.6
Раб.тетрадь
стр.63
упр.36
30 Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра. Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание. Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека.
Учебник –103-106
Рабочая тетрадь-с.63-67 задание -38,40,41,42
Объяснять значение понятий «выветривание, морена, мореный рельеф, овраг, эрозия». Описывать облик создаваемых внешними силами форм рельефа. Составлять и анализировать схемы, демонстрирующие внешние силы и формирующиеся под их воздействием форм рельефа. Сравнивать антропогенные и природные формы рельефа по размерам и внешнему виду. Извлекать дополнительную информацию (в интернете и других источниках) о причинах образования оврагов, следствиях этого процесса, влиянии на хозяйственную деятельность людей, способах борьбы с оврагообразованием. Работают с текстом учебника, контурной картой, рабочей тетрадью. Высказывают мнения о мерах борьбы с ветровой и водной эрозией. Р.К.- формы рельефа, создаваемые внешними силами в Ростовской области. §27,28
Раб.тетрадь
стр.66
упр.44
31 Главные формы рельефа суши. Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши.
Работа с электронным приложением к учебнику
Учебник –109-114,в.5,6,7
Рабочая тетрадь-с.67-69 задание- 49,48,50,51
Объяснять значение понятий «рельеф, равнины, горы, низменности, возвышенности, плоскогорья». Распознавать на физических картах горы с разной абсолютной высотой. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
Обозначают на контурной карте крупнейшие горы и равнины суши, горные вершины.Составляют по картам атласа описание рельефа одного из материков. Выполняют практические задания по определению средней и максимальной абсолютной высоты горных стран и крупных равнин, их географического положения. Находят определения понятий по теме в тексте учебника, классифицируют горные вершины мира по высоте.
Пр.№6
Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт. §29,в
Подготовить презентации об
удивительных формах рельефа
«Самая… Самые…»
32 Рельеф дна океана. Неровности океанического дна.
Учебник –115-119,в.5-7
Рабочая тетрадь-с.73-75 задание-53,54,55,57
Объяснять значение понятий «материковая отмель, шельф, ложе океана, срединно-океанический хребет, глубоководный желоб. Сопоставлять расположение крупных форм рельефа дна океана, с границами литосферных плит. Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна океана.Уметь работать с различными источниками информации.Структурировать учебный материал. Работают с текстом учебника, контурной картой, рабочей тетрадью §30
Раб.тетрадь
стр.71
упр.56,59,62
33 Человек и земная кора. Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры.
Учебник –119-124,5,6
Рабочая тетрадь-с.задание- 63-66
Описывать по иллюстрациям способы добычи полезных ископаемых. Поиск дополнительной информации (в интернете и других источниках) о ценных полезных ископаемых и их значении в хозяйстве, о последствиях воздействия хозяйственной деятельности на земную кору. Выявлять антропогенное воздействие на земную поверхность.
Готовить информацию для обсуждения проблемы воздействия деятельности человека на земную кору;эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимость сохранения и рационального использования полезных ископаемых. Работают с текстом учебника, рабочей тетрадью §31,
В7.
34 Итоговый урок по разделу «Земная кора». Обобщение знаний по разделу «Земная кора». Работают с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Земная кора» в учебнике. Подготовка на основе дополнительных источников информации (в том числе сайтов интернета) .Обсуждают проблемы воздействия хозяйственной деятельности людей на земную кору. Тест 35 Повторение Обобщение знаний Перечень учебно-методического обеспечения
Учебный комплект: концепция и программа, учебник, учебное пособие, рабочая тетрадь, учебно-справочное издание, книга для учителя и т.д. Стандарт основного общего образования второго поколения
Примерные программа по географии основного общего образования
Рабочая программа «Программы основного общего образования 5-9 классы по географии». Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева, издательство «Дрофа» . 2012 г. Адрес в интернете www.drofa.ru.
«География. Землеведение. 5-6 классы».Учебник (авторы В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. Изд.: М. «Дрофа» - 2012г.
«География. Землеведение. 5-6 классы».Методическое пособие (авторы Л.Е. Савельева, В.П. Дронов)
«География. Землеведение. 5- класс».Рабочая тетрадь(авторы В.П. Дронов, Л.Е. Савельева.Изд.: М. «Дрофа» - 2013г.)
«География. Землеведение. 5-6 классы».Электронное приложение
Атлас, контурная карта для 5-6 класса. Изд. «Дрофа»
Учебно-практические издания Глобусы, нивелиры, компасы, визирные линейки,
Наборы минералов и горных пород, гербарии растений.
Барометр, флюгер, термометры
Контрольно-диагностические материалы, тесты и т.д В.И. Сиротин. Сборник заданий и упражнений 6-11 классы. – М.: Дрофа,2007
Т.К. Торопова. В помощь преподавателю. Тесты. Викторины. 6-9 классы- Волгоград, 2008
Н.М. Колюшникова. Внеклассная работа по географии 6 класс. – Волгоград,2007
Л.Д. Назарова. Нетрадиционные уроки по физической географии. 6 класс- М.: «Творческий центр «Сфера»»,2008
В.В. Барабанов. «36 диагностических вариантов по географии».
Учебно-наглядные издания и пособия Карты по физической географии: физическая карта мира и России, физическая карта полушарий, физическая карта России, тектоническая карта мира и России, карта звездного неба.
Таблицы: происхождение горных пород и минералов, землетрясение, вулканизм, мир звезд, внутреннего строения Земли. Строение Вселенной.
Портреты выдающихся исследователей и путешественников
Учебно-методические пособия В.И. Сиротин. Сборник заданий и упражнений 6-11 классы. – М.: Дрофа,2007
Т.К. Торопова. В помощь преподавателю. Тесты. Викторины. 6-9 классы- Волгоград, 2008
Н.М. Колюшникова. Внеклассная работа по географии . – Волгоград,2007
Л.Д. Назарова. Нетрадиционные уроки по физической географии. - М.: «Творческий центр «Сфера»»,2008
В.В. Барабанов. «36 диагностических вариантов по географии».
Научно-популярная литература, словари и справочники, атласы, развивающие и дидактические игры и т.д. Энциклопедический справочник по географии, детские энциклопедии. Иллюстрированный атлас мира.
Аудио- и видеоприложения цифровые образовательные ресурсы: Интернет-поддержка, электронные приложения и т.д.) http://www.geo2000.nm.ru – Географический портал.
http://geographer.ru – Географический портал.
http://geotest.nm.ru – Сборник тестов по географии.
http://geo.metodist.ru – Методическая лаборатория географии
http://www.1september.ru/
Сообщества учителейhttp://it-n.ru/Сеть творческих учителей http://www.proshkolu.ru/; http://infourok.ru/
Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса
Библиотечный фонд, печатные пособия Энциклопедический справочник по географии, детские энциклопедии. Иллюстрированный атлас мира.
Компьютерные и ИКТ средства Технические средства обучения Компьютер
Демонстрационные пособия выход в Интернет
Экранно-звуковые пособия Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование Учебные игры Список литературы
Литература, рекомендованная для учителя В.В. Барабанов. «36 диагностических вариантов по географии».
Сообщества учителейhttp://it-n.ru/Сеть творческих учителейhttp://www.proshkolu.ru/; http://infourok.ru/
Литература, рекомендованная для учащихся
Дополнительная литература 1. Баранчиков Е.В. Сборник заданий и упражнений по географии: -М.: Экзамен, 2006.
2. Касаткина Н.А. География: Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах.- Волгоград: Учитель, 2005.
4. Максимов Н.А. За страницами учебника географии. – М.: Просвещение,1988.
5. Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. – М.: Просвещение, 1983
Приложения к программе
Приложения к программе
КИМЫ, темы проектов и творческих работ, основные понятия и термины по разделам учебного предмета и т.д.