Методическая разработка Классификация нестандартных уроков


Классификация нестандартных уроков
Современная педагогическая практика одарила нас интересныминестандартными уроками. Что это за уроки ? Какие разновидности уроков мы можем отнести к нестандартным ? Характерной особенностью этих уроков является их оригинальность по замыслу, структуре, сюжету – по тем педагогическим находкам, которые позволяют говорить об этих уроках как нетрадиционных, творческих, авторских.
К настоящему времени зафиксировано в практике учителей более ста двадцати разновидностей нестандартных уроков. Можно представить, что если какой-нибудь учитель-энтузиаст, имеющий по учебному плану два урока в неделю в конкретном классе, пожелал бы каждый урок проводить как нестандартный, то за целый учебный год ни один его урок не повторился бы. Однако это было бы крайностью, так как готовить нестандартные уроки непросто, а иногда и очень трудно.
Уроков такого характера уже столь много, что требуется определенная систематизация их. Основания для систематизации порой неоднородные, некоторые уроки могут быть отнесены благодаря своим особенностям не к одной группе, а к двум и, может быть, к нескольким.
Но уже сейчас следует выделить характерные группы :
Уроки с игровой и состязательной основой (урок-конкурс, урок-турнир, урок-эстафета, урок-дуэль, урок - деловая игра, урок – ролевая игра, урок-кроссворд, урок-викторина и так далее).Видоизменения традиционных способов организации урока (урок-лекция «парадокс», урок - парный опрос, урок – «экспресс-опрос», урок-практикум и другие)Уроки с игровой и состязательной основой (урок-конкурс, урок-турнир, урок-эстафета, урок-дуэль, урок - деловая игра, урок – ролевая игра, урок-кроссворд, урок-викторина и так далее).Видоизменения традиционных способов организации урока (урок-лекция «парадокс», урок - парный опрос, урок – «экспресс-опрос», урок-практикум и другие)Привлечение известных в общественной практике форм, жанров, методов работы (урок - исследование, урок-интервью, урок-репортаж, урок-отчет, урок-рецензия, урок - мозговая атака и прочие).Уроки, имитирующие деятельность различных учреждений и организаций ( урок-суд, урок-цирк, урок-заседание ученого совета, урок-работа патентного бюро и так далее).
Уроки, имитирующие какие – либо занятия или мероприятия ( урок- заочная экскурсия, урок -литературная прогулка, урок -литературная гостиная, урок- путешествие в прошлое и так далее).
Уроки основанные на фантазии (урок - сказка, урок – сюрприз, урок – подарок от Хоттабыча).
Уроки, напоминающие различные общественные явления (урок-пресс-конференция, урок – аукцион, урок-бенефис, урок-митинг, урок-дискуссия, урок-телепередача, урок-телемост, урок-рапорт, урок-диспут, урок-выставка и другие).Уроки, основанные на оригинальной организации учебного материала (урок - мудрости, урок - откровения, урок – «дублер начинает действовать» и прочие).Перенесение в рамки урока форм внеклассной работы (урок – КВН, урок – «следствие ведут знатоки», урок – утренник, урок – концерт, урок – посиделки, урок – «клуб знатоков» и прочие)