Анализ школьного этапа предметных олимпиад

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16
г. Екатеринбург, ул. П. Шаманова, 24
_________________________________________________________________________________

« 31» октября 2013 г


Анализ школьного этапа предметных олимпиад
фестиваля «Юные интеллектуалы Екатеринбурга» в МАОУ СОШ № 16
в 2013-2014 учебном году

1.Основания для анализа результатов проведения школьного этапа предметных олимпиад
Анализ работы ШМО с одаренными детьми:
возможность осуществления инновационной деятельности педагогов, направленной на творческий поиск эффективных способов реализации стандарта в ОУ;
выявление одаренных учащихся по предмету с целью их дальнейшего развития и личностного роста;
выявление критериев оценивания достижений обучающихся в единстве предметной, деятельной и ценностной составляющей образования.
Сроки проведения школьного этапа предметных олимпиад с 11 октября по 26 октября 2013г.
В школьном этапе предметных олимпиад приняли участие обучающиеся 5-11 классов.
Для учащихся 5-6 классов школьный этап проводился по олимпиадным задания, разработанным педагогами ШМО, исключением стала олимпиада по математике. Олимпиадные задания были разработаны районным методическим объединением математиков.
Для учащихся 7-11 классов школьный этап предметных олимпиад проводился по заданиям, разработанным районными методическими объединениями учителей-предметников, в соответствии с предложенным графиком, в единые сроки для ОУ Ленинского района.
2. Цель и задачи проведения школьного этапа:
Целями проведения школьного этапа предметных олимпиад являются:
- создание благоприятных условий для поддержки и развития одаренных детей, проявления детской инициативы, реализации обучающимися их интеллектуальных способностей и интересов;
- выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности;
- формирование школьной команды для участия в муниципальном этапе олимпиады.
Задачи проведения школьного этапа предметных олимпиад:
создание комплекса условий для организации интеллектуальной деятельности обучающихся с учетом их возрастных особенностей на основе личностно-ориентированного подхода в образовании, свободы выбора сферы интересов;
выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научной деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей;
пропаганда научных знаний;
развитие потребности к интеллектуальной и творческой деятельности у обучающихся;
раскрытие гуманитарной направленности обучения (формирование себя) всего познавательного процесса, осуществляемого в рамках учебной и внеучебной деятельности;
выявление наиболее способных, творчески мыслящих учащихся.
3. Анализ организации и проведения школьного этапа предметных олимпиад:
Информационное обеспечение мероприятия: на оперативном совещании педагогического коллектива руководители ШМО и учителя–предметники ознакомились с приказом «О проведении школьного этапа предметных олимпиад», на НМС был представлен план проведения предметных олимпиад. Руководителям школьных МО и педагогам-предметникам предложено разработать олимпиадные задания и подготовить критерии оценивания для учащихся 5-6 классов, определить время проведения консультаций по подготовке обучающихся к участию в предметных олимпиадах. Учащиеся ознакомлены с Положением о проведении предметных олимпиад и графиком их проведения, процедурой подачи апелляции через информационный стенд, объявления с помощью школьного радиоузла, через сайт школы, на классных часах. Для информирования учащихся, педагогов, родителей обучающихся оформлен информационный стенд: положение, график проведения олимпиад, расписание проведения олимпиады по каждому предмету, протоколы, результаты.
Согласно Положению в школьном этапе олимпиад могли принять участие все желающие учащиеся 5-11 классов. Согласно утвержденного графика все предметные олимпиады проводились по графику с 11 по 26 октября с 10.00 до 13.00 для учащихся первой смены, с 13.00 до 15.30 для учащихся второй смены в читальном зале библиотечно-информационного центра. Для каждого участника были подготовлены задания, бланки ответов, листы бумаги. Проверка результатов проводилась в тот же день учителями ШМО, входящими в состав жюри. На следующий день были сообщены результаты через объявления на стенде, через школьный сайт. Итоги подвели на общешкольной линейке 30 октября. Призеры и победители Фестиваля награждены почетными грамотами. Победители предметных олимпиад (1-3 место) заявлены на муниципальный этап олимпиад фестиваля «Юные интеллектуалы Екатеринбурга».
4. Анализ содержания олимпиадных заданий
Олимпиадные задания для учащихся 7-11 классов были разработаны учителями РМО и соответствовали с требованиями ГОС, задания для учащихся 5-6 классов - учителями-предметниками ШМО. Задания сформированы в соответствии с требованиями ГОС, имели разноуровневое направление, целью которых ставилось выявление знаний, умений и понимание личной ответственности за качество приобретенных знаний. В олимпиадных заданиях предусмотрена реализация межпредметных связей. Задания интегрированного характера по предметам: биология-химия-математика, физика-математика, физика-химия, литература-истрия, иология-география.
Всем участникам олимпиады выдавались готовые задания. В олимпиадной работе было указано количество баллов за выполнение каждого задания, имелись теоретические, практические и творческие блоки. Тестовые задания по технологии включили все разделы программы образовательной области технология: кулинария, материаловедение, машиноведение, рукоделие, конструирование и моделирование. Олимпиада по физической культуре шла два дня: задания имели теоретический и практический материал. В олимпиаде по МХК участвовали только учащиеся 10-11 классов. Как и в прошлом году не проведены олимпиады по экологии, по праву в силу того, что в школьном учебном плане нет этих предметов, а право изучается только в школьном курсе обществознания. Желающих участвовать в олимпиадах по этим предметам не было.
5. Роль педагогов в разработке заданий школьного этапа олимпиады и подготовке учащихся
В разработке заданий школьного этапа предметных олимпиад и в их проведении приняли участие все учителя-предметники школы II и III ступени.
При взаимодействии педагогов различных образовательных областей была осуществлена подготовка учащихся к олимпиадам, а также проверка заданий.
6. Роль МО, органов школьного самоуправления, родительской общественности ОУ в организации и проведении школьного этапа Фестиваля.
Школьный этап предметных олимпиад проходил под непосредственным руководством ШМО.
7. Оценка результатов выполнения заданий учащихся.
Большинство участников школьного этапа предметных олимпиад удовлетворены результатами выполненных заданий (апелляций не было). Как и в прошлом учебном году, возникли трудности при решении олимпиадных задач по физике, химии и математике - математический расчет, неудовлетворительное знание формул. В олимпиадных заданиях по русскому языку некоторые задания требовали творческого подхода, при этом для полного ответа на большинство вопросов не требовалось знаний, выходящих за пределы школьной программы. Все задания требовали применения теоретических сведений, относящихся к основным разделам языкознания. В целом учащимся удалось продемонстрировать знания по выбранным предметам, установить причинно-следственные связи, реализовать творческие способности. Победители школьного этапа предметных олимпиад продемонстрировали достаточно высокий уровень усвоения учебного материала, применение его на творческом уровне, нестандартный подход к решению заданий, принимают участие в муниципальном туре олимпиады. Как и в прошлом учебном году в муниципальном туре олимпиады по информатике учащиеся нашей школы не участвуют.
Наиболее высокий процент выполнения олимпиадных работ участники продемонстрировали на следующих предметах: история 10 класс- 55%, 11 класс- 38%; русский язык – 5 класс-55%, 8 класс- 53%, 9 класс- 36%, 10 класс 40%, 11 класс-52 %; обществознание – 10 класс-53%, 11 класс-54%; литература – 5 класс-49% , 10 класс- 47%, 11 класс- 53 %, биология- 10 класс- 38%, 11 класс – 45%. Как и в прошлом году, низкий процент выполнения олимпиадных заданий по математике, физике, информатике.
8. Результаты предметных олимпиад.
В школьном этапе олимпиад распределение участников следующее: 5-6 классы – 235 учеников (68% от общего числа), 7 – 8 классы- 197 учеников (68,4 %), 9-11 классы – 163 ученика (48% от общего числа). Многие участвовали в нескольких олимпиадах и стали победителями и призёрами.

 
Предмет
Дата проведения
Участники олимпиады
2012-2013 уч.год.




5 кл.
6 кл.
7 кл.
8 кл.
9 кл.
10 кл.
11 кл.
Кол-во участников муниц.этапа


1
Английский язык
23октября
 
12
28
20
19
12
15
16 (15%)
14%

3
Биология
14 октября
 
 
10
20
11
10
3
17(31,4%)
14%

4
География
22 октября
 
 
12
13
39
4
7
12 (16%)
9%

5
Информатика
21 октября
29
185
133
46
8
4
 
0
0

6
Искусство (МХК)
23 октября
 
 
 
 
16
10
7
10 (30%)
4%

7
История
17 октября
 
 
26
17
28
10
9
16 (17,7%)
16%

8
Литература
25 октября
40
30
22
10
20
23
13
17 (10,7%)
18%

9
Математика
15 октября
30
36
21
36
24
14
8
15 (8,8%)
15%

11
ОБЖ
22 октября
 
 
15
11
25
13
3
10 (14,9%)
9%

12
Обществознание
24 октября
 
 
17
18
24
11
20
15 (16,6%)
18%

14
Русский язык
18 октября
40
53
30
26
33
32
16
18 (7,8%)
10%

15
Технология
24 октября
10
110
43
35
 
 
 
12 (6%)
10%

16
Физика
24 октября
 
 
25
13
20
8
9
13 (17,3%)
19%

17
Физическая культура
16 октября
 
 
9
8
8
7
6
16 (42,1%)
14%

19
Химия
11 октября
 
 
 
21
18
7
4
12 (24%)
21

 
итого
 
149
426
391
294
293
165
120
199 (20,4%)



О достаточно высоком уровне образовательного процесса в нашей школе говорят результаты школьного тура олимпиады. По сравнению с прошлым учебным годом возросло количество участников муниципального тура предметных олимпиад: 7 – 8 класс: 41 – 56, 9-11 класс – 60-69 учащихся.
Ряд участников вышли на муниципальный тур по нескольким предметам:
Разгильдяева Елизавета, Ивонина Наталья – вышли на муниципальный тур по пяти предметам;
Григорьева Татьяна, Погребняк Татьяна, Куликова Анна вышли на муниципальный тур – по четырем предметам.
Яковина Екатерина, Пасечниу Дарья, Смолий Яна, Чернийчук Дарья, Ещерякова Карина, Константинова Наталья, Пьянкова Анна, Черемисов Дмитрий, Волков Даниил вышли на муниципальный тур по трем предметам.
Воробьев Александр, Коробко Сергей, Савичева Дарья, Миронов Егор, Нематова Наргиза, Губанова Дарья, Каритун Даниил – вышли на муниципальный тур по двум предметам.
9. Уровень реализации задач школьного этапа предметных олимпиад.
Проведение школьного этапа предметных олимпиад способствует формированию и развитию потребности у обучающихся к интеллектуальной, научно-исследовательской деятельности, при этом учитываются их возрастные особенности, сфера интересов. Учащимся удалось продемонстрировать при выполнении заданий предметных олимпиад расширенный и оптимальный уровни усвоения учебного материала. По итогам проведения школьного этапа сформирована команда учащихся для участия в муниципальном этапе предметных олимпиад.
10. Проблемы, возникшие при организации и проведении школьного этапа предметных олимпиад.
Многие учащиеся принимали участие в олимпиадах по нескольким предметам, что ведет к перегрузке обучающихся, т.к. требуется дополнительное время на качественную подготовку.
Возникли сложности с размещением учащихся при проведении 2-х олимпиад в один день, т.к. много желающих участвовать. Наблюдается низкая мотивация у некоторой части учащихся к участию в предметных олимпиадах.
11. Выводы и рекомендации.
Учителям – предметникам
учесть интересы детей, желающих принять участие в олимпиадах по нескольким предметам,
учесть уровень сложности олимпиадных заданий 2013-2014 уч. года и отработать наиболее типичные ошибки обучающихся через урочные и внеурочные занятия с целью создания ситуации успеха при проведении последующих олимпиад;
руководителям ШМО создавать банк данных по материалам предметных олимпиад школьного и муниципального уровня;
взять под контроль подготовку учащихся к участию в предметных олимпиадах. Особое внимание обратить на такие предметы как: математика, информатика, физика, химия;
организовать педагогическое сопровождение учащихся, проявляющих интерес к изучению различных предметов;
использовать при подготовке к олимпиадам различного уровня сотрудничество с молодыми учеными УрО РАН.



Зам.директора по УВР Т.Л. Ермакова