Презентация для выступления на методической комиссии на тему Установка правильного и осознанного усвоения нового учебного материала. Выявление пробелов и их коррекция


УСТАНОВКА ПРАВИЛЬНОГО И ОСОЗНАННОГО УСВОЕНИЯ НОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА. ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЕЛОВ И ИХ КОРРЕКЦИЯ. Цель: Определить составляющие успешного усвоения учебного материала. Выявить взаимозависимость эффективности урока и качества образования и наметить направления повышения эффективности урока как основы качества образования Задачи:1. Раскрытие закономерностей процесса усвоения, понимания материала и учета их в практической деятельности учителя.2. Выявить направления работы мастера как руководителя процесса обучения – правильно направлять умственную деятельность ученика, оперативно управлять ею. При правильной организации обучения, особенно при снятии ограничений во времени, абсолютное большинство учащихся в состоянии полностью усвоить обязательный учебный материал. 40 минут урока – это спрессованный, насыщенный мыслями и чувствами отрезок совместного труда и того, кто учит, и тех, кого учат самостоятельно шагать по пути знаний, искать, запоминать и применять усвоенное. Обучение, в котором взаимодействуют два фактора – деятельность учителя и деятельность ученика, представляет собой процесс оперативного управления познавательной деятельностью учащихся, связанный с усвоением знаний, выработкой практических умений и навыков. Этот процесс управления принимает форму прямой и обратной связи.Информация учителя, подается в форме объяснения, рассказы, вопросов, составляет прямую связь. Информация, идущая от ученика к учителю в форме ответов на вопросы, контроль за выполнением учебных и практических задач, составляет обратную связь. Наличие прямой и обратной связи дает возможность рационально, оперативно управлять процессом обучения. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ ФУНКЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯОбъяснение учебного материала; Осознание учебного материала; Усвоение учебного материала;Закрепление учебного материала; Выявление пробелов; Коррекция пробелов в знаниях; Применение полученных результатов. ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА ЗАВИСИТ ОТ: Результа-тивность ТСО Эмоциональная атмосфера Конкретностьцели Активная работаучащихся Умение общаться Доступность Мастерство Разнообра-зие методов Формирова-ние уменийи навыков Урок При постановке целей урока следует обращать внимание на: Проблемность материала;Наглядность;Стиль общения;Применение учащимися знаний на практике;Развитие способностей учащихся;Содержание материала;Интеллектуальные способности учащихся;Совокупность решений множества задач;Ожидание результата. Степень эффективности применяемых методов и приемов в обучении Расскажи – и я забудуПокажи – и я запомнюДай мне действовать самому – и я научусь. ФОРМЫ И ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ. КонспектированиеГрупповая работаТворческие заданияСамостоятельная работаСоставление конспекта, рецензии, отзыва, рефератаЭкспериментВзаимопроверка, самопроверкаТестирование Урок всему начало, всему и итог РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УРОКА – УРОВЕНЬ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Уровни усвоения знаний – 1. усвоение на уровне восприятия, понимания, запоминания;2. применение в аналогичной и сходной ситуации;3. применение в новой ситуации, творческий. Знания не могут быть усвоены, пока они не пройдут через умственную деятельность, то есть пока не будут осознаны, пока у учащихся не выработано правильных представлений и понятий. Источником усвоения знаний является умственное действие, в процессе которой ученик осознает, закрепляет, овладевает учебный материал.Задача мастера, как руководителя процесса обучения, – правильно направлять умственную деятельность ученика, оперативно управлять ею. ПОДАЧА НОВОГО МАТЕРИАЛА Изложение нового материала и его проработка учащимися происходят традиционно. Однако вся учебная деятельность проходит на основе ориентиров, которые представляют собой точно, конкретно сформулированные учебные цели (их перечень уже объявлен учащимся как эталон, на основе которого будут оцениваться их учебные результаты). После изучения и проработки учащимися данной учебной единицы проводится проверочная работа («диагностический тест»), результаты которого объявляются учащимся сразу же после его выполнения. Единственным критерием оценки является эталон полного усвоения знаний и умений. При подаче нового материала мастер должен: установить осознанность усвоения учащимися нового учебного материала, установить выявленные пробелы и на этой основе решить, можно ли переходить к следующей теме занятий;проверить, поняли ли учащиеся, что является основным содержанием занятия, которое нужно освоить;проверить полноту и осознанность усвоения новых знаний;использовать вопросы, требующие мыслительной и практической активности учащихся;при опросе выявить понимание основного содержания усвояемых знаний сильными и слабыми учащимися;устранить выявленные пробелы или нацелить учащихся на их устранение на последующих этапах занятия.установить правильность и осознанность усвоения нового материала, выявить пробелы и скорректировать их. ПРОВЕРКА УСВОЕННОГО МАТЕРИАЛА Глубокая всесторонняя проверка знаний, умений и навыков учащихся, выявление недостатков и причин их появления является одной из основных задач преподавателя. Для этого преподаватель должен использовать в своей педагогической практике как традиционные так и нетрадиционные методы обучения. Коррекция выявленных пробелов в знаниях и способах действий учащихся в рамках изученной темы позволит преподавателю использовать способы и приемы, позволяющие учащимся переходить с наименьшего на более высокие уровни планируемого результата обучения. ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЕЛОВ В ЗНАНИЯХ И ИХ КОРРЕКЦИЯ После выполнения проверочной работы ученики разделяются на две группы: достигших и не достигших полного усвоения знаний и умений. Достигшие полного усвоения на требуемом уровне могут изучать дополнительный материал, помогать отстающим. Основное же внимание мастер уделяет тем учащимся, которые не смогли продемонстрировать полное усвоение материала. С ними организуется вспомогательная (коррективная) учебная деятельность.При устранении частных пробелов и затруднений нередко применяется индивидуальная работа мастера с учеником. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОБЕЛОВ В ЗНАНИЯХ 1. Использование постановки дополнительных вопросов для проверки осознанности, действенности знаний.2. Проведение разноуровневых контрольных работ, тестовых заданий и др. 3. Построение структурно-логических схем изученной темы.4. Использование разнообразных методов оценки, «мозговой штурм».5. Использование вопросов, требующих классификации познавательных объектов по определенным признакам.