Выступление Пути эффективности воспитательной работы в детском доме

Заместитель директора по воспитательной работе,
детский дом «^міт», г. Экибастуза
Абдуллина Г.Н.
1 слайд: тема выступления

Пути обеспечения эффективности воспитательной работы
в ГУ «Детский дом «^міт»
Добрый день, уважаемые коллеги, думаю, многие со мной согласятся, что путь обеспечения эффективности воспитательной работы у каждого образовательного учреждения, конечно же, свой. Нашему детскому дому без малого 10 лет и за это время у нас сложилась система работы, которая позволила нам достигнуть определённых успехов в деле воспитания наших детей (слайд 2: схема).
Основным в этой системе, конечно же, является кадровое обеспечение и профессионализм педагогов (слайд 3: фото педколлектива). Именно поэтому большое внимание мы обращаем на кадровую политику. Так из 20 педагогов, работающих в детском доме, 18 имеют категорию, 50% из них - высшую и первую квалификационную категорию. Педагогический коллектив стабилен, два молодых специалиста, поступившие на работу в 2010 году, имеют достаточно высокий потенциал для работы с детьми-сиротами и детьми ОБПР.
Немаловажным фактором, на наш взгляд, влияющим на эффективность воспитательной работы в учреждениях для детей-сирот и детей ОБПР является программно-методическое обеспечение воспитательного процесса. В нашем детском доме оно представлено следующими целевыми воспитательными программами (слайд 4: программы): комплексной программой воспитательной работы «Дорога к успеху», программами «Бой вредным привычкам», «Школа будущего семьянина», «Азбука профориентации», «Я гражданин», «Школа правовой грамоты» и др.,
Все программы разработаны с учётом психофизиологических особенностей наших воспитанников и ориентированы на решение их проблем, на стимулирование позитивных изменений в их личностном развитии, поддержку процессов раскрытия, самовыражения их способностей, на развитие устойчивой потребности в выборе будущей профессии, на формирование культуры.
Хочется отметить, что большая часть программ является авторской и имеют внешнюю рецензию ИПК ПК. С сентября 2010-2011 учебного года воспитатели работают над проектированием учебно-методического комплекса к этим программам (слайд 5: УМК, фото семинара по УМК). Лучшие методические материалы воспитательных программ и проектов изданы в методическом альманахе «Воспитать личность», который стал хорошим подспорьем нашим молодым специалистам и вновь пришедшим в детский дом педагогам.
В июне 2010 года воспитательная работа детского дома была отмечена грамотой в номинации «Арман Kанаты» в областном конкурсе воспитательных систем учреждений образования, а в октябре 2010-2011 учебного года мы стали победителями в областном конкурсе «Школа правовй культуры», на котором представили опыт работы по формированию правовой культуры воспитанников детского дома (слайд 6,7,8 –схема, фотографии участников проекта «Школа правовой грамоты). Данное направление в детском доме является одним из приоритетных. По результатам анкет, опросов, выполнения практических заданий на занятиях «Школы правовой грамоты» воспитанники показывают достаточно стабильные знания и стараются их применять в своей жизни (слайд 9 – график)..
Результатом работы по программе «Я гражданин» стало 1 место в областном творческом конкурсе видеороликов «Ветеран – глазами молодых», посвященном 9 мая под руководством молодого педагога (слайд 10 – фотографии конкурса).
Необходимо отметить, что изменился взгляд наших выпускников на выбор будущей профессии: у них появилась заинтересованность в продолжении обучения после окончания ПЛ, данный факт так же является показателем эффективности воспитательной работы детского дома (слайд 11,12: выпускники). Результатом таких изменений стала работа по программе «Азбука профориентации» (слайд 13: азбука профориентации). Так в прошлом учебном году 6 выпускников (2-е из них окончили обучение с красным дипломом) приняли решение продолжить обучение после ПЛ в средне-специальных учебных заведениях, 2 – в вузе.; в 2010-2011 учебном году из 9 выпускников ПЛ 8 продолжат обучение в средне-специальных учебных заведениях; 3 выпускника обучаются по гранту акима; 1 выпускница окончила колледж с красным дипломом.
Нельзя рассматривать программно-методическое обеспечение воспитательного процесса в отрыве от его социально-психолого-педагогического сопровождения, которым занимается социально-психолого-педагогическая служба. В неё входят психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, медицинские работники, инспектор ОДН. Данная служба оказывает социально-педагогическую поддержку детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (слайд 14 – модель службы). В марте месяце текущего учебного года модель социально-педагогической службы была представлена на 1 областном конкурсе «Социальный педагог – 2011 года» и заняла 1 место (15 слайд, фото конкурса), а в июне 2011 года на 1-ой областной инновационной выставке-ярмарке в г. Павлодаре детский дом, представив свою работу по теме «Инновационный проект в инклюзивном образовании» занял 2 место (16 слайд, фото конкурса).
Особое место в воспитательной системе занимает проект «Моральная опека», который в отличие от усыновления, позволяет взрослым, обладающим свободным временем, на добровольной основе заниматься с детьми, живущими в детском доме.
Суть его заключается в том, что за каждым ребёнком детского дома закреплён свой наставник – своего рода «родитель». В обязанности «родителя» (наставника) входит периодическая проверка дневника, учебных принадлежностей, индивидуальные беседы, помощь в трудной ситуации, «родительские» советы, разговоры по душам. Проект имеет достаточно успешный воспитательный эффект. Одним из направлений данного проекта являются акция «Выходной в семье», которую мы традиционно проводим на каникулах (слайд 17, фото). Цель данной акции – возрождение веры в людей, утверждение чувства защищенности, возможность окунуться в атмосферу семейного уюта. И акция «Подари ребёнку радость» - индивидуальный подарок наставника в Новый год (слайд 18 фото).
м (слайды 21: фотографии с тренинга «Салем, бизнес!») В повышении эффективности воспитательной работы значительную роль играет детское самоуправление, основой которого является общественное мнение и твердо установившиеся традиции (слайд 19-20 – структура, фотографии выбора акима, кабинет министров).
В текущем учебном году Совет воспитанников в полном составе принял участие в тренинговой программе в городе Павлодаре, организованной Центром партнёрства «Салем, бизнес!». В июне месяце на итоговом фестивале наши воспитанники представили проект «Дом добра», который был отмечен сертификато
Одним из системообразующих компонентов воспитательной системы детского дома является трудовая деятельность. Воспитанники овладевают трудовыми навыками различных видов деятельности. Это ежедневная уборка закрепленных участков детского дома и территории, дежурство по столовой, в группе. Члены Совета комфорта и порядка совместно с координатором-педагогом планируют и организуют субботники не только на территории детского дома, но и далеко за его пределами (22 слайд - фото). Приятным сюрпризом для жителей микрорайона г. Экибастуза стала акция, проведённая в Международный день Земли. Воспитанники нашего детского дома с большим воодушевлением и энтузиазмом не только привели в порядок двор, но и сумели привлечь к этому процессу и самих жителей.
Серьезную роль в воспитательном процессе играют коллективно-творческие дела. Совместное планирование дел позволяет удержать систему в режиме развития и активного функционирования, объединяя при этом как взрослое, так и детское население детского дома (слайд 23, 24 – планировании КТД).
Ребята с большим желанием выходят с концертными программами в детские сады, реабилитационные центры, на площадки города.
С целью поиска путей эффективности воспитательной работы наш педагогический коллектив на протяжении ряда лет работает над тем, чтобы сделать систему воспитания более открытой, расширить "среду обитания" воспитанников, установить постоянные и глубокие контакты с социумом. Большую роль в этом играет социальное партнёрство. Социальное партнерство мы рассматриваем как способ социализации детей (слайд 25, схема). На протяжении ряда лет детский дом сотрудничает с разрезом «Восточный», городским ипподромом, Центром ЗОЖ, СПИД Центром, с НПО «Альтернатива», Народным банком, БТА Банком, художественной школой, центром предпринимательства «Салем, бизнес!» (г.Павлодар) и др. Особо теплые отношения сложились у детей с казахским национальным центром «Ата-Мaра», т.к. на сегодняшний день в детском доме образованы две группы с казахским языком воспитания (слайды 26-30: фото)
На протяжении 5 лет благодаря ТОО «Грань» наших воспитанника занимаются конным спортом. Они являются неоднократными победителями городских, областных и республиканских соревнований по конному спорту. (31, 32 слайд)
По согласованию с администрацией разреза «Восточный» выпускникам ПЛ предоставляются рабочие места.
В целях повышения мотивации воспитанников к активной жизни в детском доме, к повышению успеваемости в школе по основным предметам один раз в четверть самые активные и трудолюбивые награждаются стипендией, учредителем которой является БТА банк.
Значительное место в обеспечении эффективности воспитательной работы играет дополнительное образование. Каждому воспитаннику детского дома «^міт» предоставлена широкая возможность в области дополнительного образования. Из 60 воспитанников практически каждый 2-й посещает в среднем по 3 кружка или секцию (33 слайд, схема).
В дополнительном образовании воспитанники детского дома имеют достаточно высокие результаты: выпуск газеты детского дома «Умитяночка», 3 место в областном конкурсе по казахскому языку в русской школе, 1 место в Республиканском конкурсе рисунков «Зелёная планета», 1 место в областном творческом конкурсе «Жулдызай», 2 место в областных «Малых олимпийских играх» и др. (слайды 34-39: фото дополнительное образование, лето-2011).
Благодаря плотности проводимых мероприятий и насыщенности программ и проектов за время проживания в детском доме многие воспитанники изменились в лучшую сторону. Так, по результатам мониторинга можно проследить положительную динамику уровня воспитанности наших детей (Слайд 40: «Мониторинг уровня воспитанности»). Заслугой такого результата можно считать как рост общеобразовательного уровня педагогов, так и эффективно спланированную работу с воспитанниками.
Для развития воспитательной системы и её совершенствования наш педагогический коллектив всегда находится в поиске новых, эффективных форм, методов и технологий – это показатель того, что коллектив открыт для всего нового и более позитивного.
Слайд 41: Спасибо за внимание!






















Заголовок 2 Заголовок 415