Система экологического воспитания в детском саду


Система работы по экологическому воспитанию в детском садуЕ.В. Вагаева,
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников»,
Ленинск-Кузнецкий ГО, Кемеровская обл.
«Любовь к Родине начинается с любви к природе» Е.В. Павленко.
Под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, направленные на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.
Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды (Федеральный Закон от 10.02.02 №7-ФЗ, принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года) [1], проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность в современных условиях.
Природа - богатейшая кладовая, неоценимое богатство для познавательного, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность [2].
Именно дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании [3].
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников» функционирует с 26.02.2012 года, является детским садом-новостройкой.
Проанализировав работу МАДОУ № 2 «Сказка» в данном направлении, мы выявили ряд проблем:
отсутствие системы работы в воспитательно-образовательном процессе по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста;
низкий уровень познавательно - исследовательской деятельности;
недостаточная организация природной зоны той части помещения и участка дошкольного учреждения, на которой произрастают растения, содержатся какие-либо животные.В связи с этим, мы пришли к выводу о необходимости разработки проекта «В гармонии с природой», в рамках которого будут решаться задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Цель проекта: формирование представлений воспитанников старшего дошкольного возраста о растительном и животном мире природы родного края во взаимосвязи со средой обитания, экологически грамотного поведения в природе и гуманного отношения к ней в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи проекта:
1.Создать необходимые условия для формирования представлений воспитанников дошкольного возраста о растительном и животном мире родного края во взаимосвязи со средой обитания, экологически грамотного поведения в природе и гуманного отношения;
2.Систематизировать представления о растительном и животном мире природы родного края, многообразии её объектов и проявлений к ней;
3.Развивать речь, способность к наблюдению, сравнению, обобщению, классификации, устанавливать причинно-следственные связи между объектами природы родного края в процессе познавательно-исследовательской деятельности;
4.Воспитывать любовь и интерес, любознательность, творческое, созидательное отношение к растительному и животному миру природы родного края, навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.
За период реализации проекта «В гармонии с природой» нашим учреждением был оборудован «Зимний сад» с разнообразными растениями и животными, в группах оформлены мини-центры по экологическому воспитанию дошкольников.
Работниками МАДОУ № 2 «Сказка» и родителями воспитанников проведена работа по созданию экологически благоприятной среды на территории детского сада: оформлены цветочные клумбы, альпийские горки, «чудо-огород», посажены кусты смородины, малины, облепихи, вишни, ирги, между участками - кусты сирени, создан традиционный зелёный газон, который создает благоприятный фон для цветов, приятен для глаз, Нашим учреждением было посажено более 200 деревьев и кустарников таких, как рябина, сосна, дуб, берёза, кедр, ель.
Созданы по разработанной план-схеме специально оборудованные маршруты в природу - экологические тропы, что позволило приобрести навыки экологической культуры и повысить экологическую грамотность всех субъектов воспитательно-образовательного процесса, ознакомиться с объектами живой природы во взаимосвязи со средой обитания и сформировать в воспитанниках осознанно - правильное взаимодействие с окружающим его большим миром природы. Оборудование детской экспериментально-исследовательской лаборатории, оснащённой приборами для опытов и экспериментов, предоставило воспитанникам дополнительную возможность совместно со взрослым и самостоятельно осуществлять познавательно - исследовательскую деятельность, учиться наблюдать, рассуждать, прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, что обеспечило максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников.
Так же была подобрана методическая, познавательная и художественная литература, оформлены буклеты, брошюры, альбомы, сборники бесед, стихов, песен, экологических бесед, рекомендации по организации работы с воспитанниками на экологической тропе.
В соответствии с планом реализации проекта, воспитательно-образовательный процесс разнообразили формами совместной деятельности детей и взрослых: экологическими беседами - рассуждениями, опытами, экспериментами, исследованиями, экскурсиями, целевыми прогулками, творческими заданиями, играми-экспериментами, играми-путешествиями, решением проблемных ситуаций, проведением экоакций, созданием коллекций, туристическими походами, познавательными викторинами и развлечениями.Были организованы мероприятия для родителей: совместные туристические походы, выполнение творческих заданий: наблюдение и рассказ об увиденном при выезде на природу, создание коллекций из спилов деревьев, гербария лекарственных трав, разработали рекомендации для родителей по экологическому воспитанию.Эффективность проекта оценивали с помощью мониторинга, основными методами которого являлись наблюдение, беседа и диагностического инструментария по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста, разработанного на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой. Так, в результате проведения мониторинга, 63% детей старшего дошкольного возраста показали высокий результат, 33 % - средний и всего 4% - низкий.
Реализация данного проекта позволила создать необходимые условия для формирования представлений воспитанников дошкольного возраста о растительном и животном мире во взаимосвязи со средой обитания, экологически грамотного поведения в природе и гуманного отношения, повысить уровень познавательно-исследовательской деятельности, выстроить систему работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе.
Проект «В гармонии с природой» является победителем городского конкурса образовательных проектов на муниципальный грант в номинации «Маленький горожанин».
Список источников
1.Федеральный закон об охране окружающей среды [электронный ресурс]/ экологическое законодательство России http://ecobez.narod.ru/ecolaw.html;
2.Масленникова, О.М. Экологические проекты в детском саду [Текст]/ О.М. Масленникова, А.А. Филиппенко - Волгоград: Учитель, 2011. - 232 с.: ил.;3.Машкова, С.В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе [Текст]/ авт. - сост. С.В. Машкова, Г.Н. Суздалева, Л.А. Егорова и др. - Волгоград: Учитель, 2012. 174 с.;
4.Николаева, С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду [Текст]/ С.Н.Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 112 с.;
5.Соловьёв, Л.И. Книга о природе Кузбасса: учебное издание [Текст]/ Л.И. Соловьёв. - Кемерово: ОАО «ИПП «Кузбасс»; ООО «СКИФ», 2012. - 405 с.