Конспект урока на тему : Программирование как этап решения задачи на компьютере


Название предмета: Информатика и ИКТ
Класс: 9
УМК: Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 9 класса /Н.Д.Угринович. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010..
Уровень обучения: базовый
Тема урока: Программирование как этап решения задачи на компьютере
Общее количество часов, отведенное на изучение темы:1час
Место урока в системе уроков раздела «Алгоритмизация и программирование »: 1/8
Цель урока: научить решать задачи на компьютере.
Задачи урока:
образовательные:
-познакомить учащихся с этапами решения задачи на компьютере и
продемонстрировать все этапы решения задачи на компьютере на примере задачи о пути торможения автомобиля.
развивающие:
-стимулировать познавательную активность учащихся;
-развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию.
-умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, применять свои знания на практике.
воспитывающие :
-формирование взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу,
умения выслушать других при работе в классе, в группах; коллективно.
Планируемые образовательные результаты:
предметные
- представление об основных этапах решения задач на компьютере;
метапредметные
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
личностные - алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможностей профессиональной деятельности.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
постановка задачи;
формализация;
алгоритмизация;
программирование;
отладка и тестирование;
выполнение расчетов.
Техническое обеспечение урока:
учащихся трудолюбие, аккуратность и ответственность, любовь и интерес к предмету.
персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска; ПК учащихся.
Содержание урока
1.Организационный момент
2.Изучение новой темы:
Учитель: Как вы думаете, зачем программисты создают программы?
Ответы учащихся: для управления устройствами, игры, для решения задач.
Учитель: А как мы решаем задачи, например, на уроках алгебры, геометрии, физики. Что общего при решении задач из разных предметных областей?
Ответы учащихся: определяем известные величины, что надо найти, формулы, решение, ответ.
Учитель: Рассмотрим этапы решения задачи на следующем примере. В тетради начертим таблицу, которая состоит из трех столбцов.
Задача: Автомобиль движется со скоростью 100 км/ч. Определить тормозной путь автомобиля за 5 секунд, если его ускорение 10 м/с2.
Заполним таблицу:
Математика Этапы решения задачи на компьютере Информатика
Известно: ускорение, время, начальная скорость.
Найти: путь Строится словесная информационная модель. Постановка задачи Известно: ускорение, время, начальная скорость.
Найти: путь
S=V0t+at2/2 Записывается формула для решения. Формализация. S=V0t+at2/2
Строится чертеж Алгоритмизация Построение алгоритма, блок схемы
Запись выражения Программирование Составляется программа
Проверка записи выражения Тестирование и отладка Проверка работоспособности программы, исправление ошибок
Вычисления по формуле Выполнение расчетов. Тест Ввод известных данных, проверка с ожидаемым результатом
Учитель: Итак, назовите этапы решения задачи на компьютере.
Ответы учащихся: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, программирование, отладка и тестирование, выполнение расчетов.
Практикум по решение задач
Задача 1. Проверить, поместится ли на диске компьютера музыкальная композиция, которая длится m минут и n секунд, если свободное дисковое пространство 6 мегабайт, а для записи одной секунды звука необходимо 16 килобайт. 
1-й этап. Постановка задачи.
Известные величины: длительность записи, m минут и n секунд, дисковое пространство 6 мегабайт, для записи одной секунды звука необходимо 16 килобайт, необходимо знать, что 1мегабайт=1024 килобайт, поэтому 6 мегабайт=6x1024=6144 килобайт.
2-й этап. Формализация
Обозначим t - время звучания композиции в секундах, v - объём файла композиции в килобайтах, тогда: t=60*m+n, v=16*t3-й этап. Алгоритмизация
Составляем блок схему.
начало


m, n


t=60*m+n

v=16*t

да
нет
V<=6144


Не хватает:
V-6144
Композиция поместится

конец

4-й этап. Программирование.
Составляем программу решения задачи на Паскале
var m,n,t,v:integer;
beginwriteln('Введите m и n');
readln(m,n);
t:=60*m+n;
v:=16*t;
if v<=6144 then writeln('Композиция поместится')
else writeln('Не хватает ',v-6144,' килобайт');
end.
5-й этап. Отладка и тестирование
Запускаем программу. Исправляем ошибки.
6-й этап. Тестирование.
Вводим  следующие данные:
m=5, n=20. Ответ: Композиция поместится.
m=10, n=10. Ответ: Не хватает 3616 килобайт.
Задача 2.
После того, как разразился мировой финансовый кризис, компьютерная мышка подумала, что стоит пробраться  на склад и взять про запас для себя еще один  коврик. Чтобы никто не заметил запасного коврика, мышка решила его спрятать под свой, прямоугольный коврик размером w на h. Пробравшись ночью на склад, мышка обнаружила, что в наличии только круглые коврики диаметром d. Поскольку мышка не сильна в математике, помогите ей определить, удастся ли спрятать круглый коврик под прямоугольным или нет.
1-й этап. Постановка задачи.
Известные величины: размеры прямоугольного коврика w на h, d - диаметр круглого коврика.
Сравнить высоту и ширину прямоугольного коврика с диаметром круглого.
2-й этап. Формализация
(d > w) or (d > h)
3-й этап. Алгоритмизация
начало
Составляем блок схему.

w, h, d


d>w or d>h
нет
да


YES
NO



конец

4-й этап. Программирование.
Составляем программу решения задачи на Паскале
var w,h,d:integer;
beginwriteln('Введите w, h и d');
readln(w,h,d);
if (d>h) or (d>w) then writeln('NO')
else writeln('YES ');
end.
5-й этап. Отладка и тестирование
Запускаем программу. Исправляем ошибки.
6-й этап. Тестирование.
Вводим  следующие данные:
w=10, h=20, d=15 . Ответ: NO.
w=5, h=10, d=3. Ответ: YES.
Итог урок: Что нового узнали на уроке? Что значит решить задачу с помощью компьютера на одном из языков программирования? Коротко охарактеризуйте каждый из этапов.
Домашнее задание: п. 2.1, № 12(письменно)