Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Ступеньки орфографии» (34 часа) для 5 класса


ГУ «Ольгинская СОШ Павлодарского района»
Рабочая программа
факультативного курса
по русскому языку
«Ступеньки орфографии»
(34 часа)
для 5 класса
Копьёва Татьяна Ивановна,
учитель русского языка и литературы
ГУ «Ольгинская СОШ Павлодарского района»
2015 год
Информационный материал
Для учителя
1. Г.А.Богданова «Уроки русского языка в 5 классе» ( книга для учителя) М.«Просвещение» - 2003 год.
2. З.К.Сабитова, В.К.Павленко, Т.А.Волгаева Дидактические материалы,5 класс.
Алматы «Атамура», 2005год.
3. Дидактический материал к учебнику русского языка, 5 класс (пособие для учителя), 3-е издание, М. «Просвещение», 1989 год.
4. Л.А.Ахременкова «К пятёрке шаг за шагом», 5 класс, М. «Просвещение» , 2006 год
6. И.П.Цыбулько, С.И.Львова, В.А. Коханова «Русский язык. Тренировочные задания» Москва «Эксмо», 2009 год.
Для учащихся
1. М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова Русский язык: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений. - 34 изд., - М. «Просвещение», 2007 год.
2. . Л.А.Ахременкова «К пятёрке шаг за шагом», 5 класс, М. «Просвещение» , 2002 год
2. З.К.Сабитова, В.К.Павленко, Т.А.Волгаева Дидактические материалы,5 класс.
Алматы «Атамура», 2005год.
Пояснительная записка.
Спецкурс «Ступеньки орфографии» составлен на основе учебной программы по предметам образовательной области «Русский язык» уровня основного среднего образования (5-9 классы), Астана -2013, утвержденной приказом Министра образования и науки Республики Казахстан№115 от 3 апреля 2013 года. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 10 апреля 2013 года №8424. , в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080, иструктивно-методическое письмо « Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях Республики Казахстан в 2013-2014 учебном году»– Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2013.
Программа факультативного курса « Ступеньки орфографии» разработана с использованием пособия «К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором». Русский язык, 5-й класс: Пособие для учащихся / Л.А.Ахременкова. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2006 год.
Программа данного факультативного курса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). «К пятёрке шаг за шагом…», книга №1 из серии пособий по русскому языку. С ней будет полезно работать всем учащимся, имеющим пробелы в знаниях по русскому языку.
Безграмотное письмо учащихся, отсутствие лингвистического чутья, пробелы в орфографии позволяют говорить об актуальности данной программы.
Цели курса:
•развитие речевой личности учащихся;
•отработка речеведческих понятий;
•орфографических правил;
•повышение грамотности;
•формирование универсальных учебных действий (сопоставления, поиска, анализа, вывода).
Задачи курса:
•ориентировать преподавание на интенсивную интеллектуальную работу;
•способствовать закреплению знаний по орфографии;
•развивать коммуникативные навыки, способность понимать, воспринимать, реагировать;
•воспитывать у школьников уважение к языку, письменной речи;
•развитие устной и письменной речи.
Факультативный курс включает в себя несколько разделов: теоретический практикум, исследования и творческие задания, задания с выбором ответа, совокупность которых обеспечивает целостное восприятие материала, организует системный подход к изучению курса.
Проводить занятия факультативного курса следует в 5 классе. Реализация программы осуществляется из расчёта 1 час в неделю и составляет 34 академических часа. Из них теоретических занятий - 14. Практических занятий - 10, практических занятий с творческим заданием - 10 часов. Практические занятия включают в себя анализ, исследование материала, составление лингвистического портфолио с памятками, схемами, алгоритмами.
Нетрадиционная методика, показавшая высокую эффективность, а главное, доступность как для одарённых детей, так и для испытывающих определённые трудности в обучении, позволяют учащимся быстро усвоить и закрепить правила русской орфографии и пунктуации. Системно разработанные занятия позволяют уже с 5 класса начать подготовку как к экзамену в новой форме (9класс), так и к ЕНТ.
Содержание программы курса.
Содержание программы направлено на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка, его лингвистических единиц, на базе усвоения основных норм русского литературного языка.
Тема 1. Теоретический практикум (4ч.)
Орфография как система правил правописания слов и их форм. Понятие орфограммы. Правописание безударных гласных, правописание согласных в корне слова (алгоритм). Учить опознавательным признакам орфограмм.
Тема 2. Теоретический практикум. (1 ч. ) Правописание гласных И, А, У после шипящих. Самостоятельная работа на умение опознавать орфограмму, безошибочно писать слова с ней. Творческое задание- составление предложений, где используется изучаемая орфограмма.
Тема 3. Орфография. Правописание Ъ и Ь разделительных знаков.( 1 ч. )
Работа с текстом. Распознавание изучаемой орфограммы, работа с пособием « К пятёрке шаг за шагом», работаем с таблицей, заполняя её примерами. В качестве закрепления материала проводим объяснительный диктант.
Тема 4. Теоретический практикум. Состав слова. Правописание предлогов и приставок. (2 ч.)
Познакомить учащихся с морфемным разбором. Практические задание разного уровня сложности на изучаемый материал, использование игровых моментов. В качестве контроля - тестирование.
Тема 5. Теоретический практикум. Фонетика.(3 ч.)
Определение роли фонетических процессов. Классификация звуков речи. Работаем с лингвистическим портфолио, составляем таблицы, схемы. Выявляем двойную роль букв е, ё, ю, я. Знакомимся с особенностями фонетического разбора. Контроль- выполнение тестовых заданий.
Тема 6. Теоретический практикум. Чередующиеся гласные в корнях
(-раст-рос-; -лаг-лож- ). (2 ч.)
Составление таблицы –выбора чередующейся гласной. Выполнение заданий с выбором ответа и заданий повышенной сложности. Выполнение тестовых заданий. Обучаем играя «Передай мелок».
Тема 7. Орфография. Теоретический практикум. Правописание гласных О-Е после шипящих в корне слова, буквы И-Ы после Ц (3ч.)
Знакомимся с правилом, работаем с портфолио, составляем алгоритм, как не ошибиться в выборе нужной гласной. Выполняем задания в пособии. В качестве контроля - взаимодиктант, лингвистическая дуэль.
Тема 8. Теоретический практикум. Имя существительное (6 ч.)
Составление таблицы «Е-И в окончаниях существительных» ( в том числе на –ий, -ия, -ие). Правописание О-Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных.
Правописание суффиксов -ЕК, -ИК имён существительных.
Практические занятия в игровой форме: «Третий лишний», « Отгадай слово».
Тема 9. Теоретический практикум. Имя прилагательное (4 ч.)
Составляем и записываем правило-помощник: «Пиши окончания прилагательных правильно!». Пользуясь правилом, выполняем задания, комментируя выбор написания.
Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую. Правописание О-Е после шипящих в суффиксах и окончаниях прилагательных.
Тема 10. Морфология. Теоретический практикум. Глагол как часть речи, -ться- тся- в глаголах. Безударные личные окончания глаголов. Не- с глаголами.(6 ч.)
Классификация признаков глагола. Алгоритм определения спряжения глаголов. Личные окончания глаголов. Инфинитив. Правописание Ь в глагольных формах после шипящих. Морфологический разбор глагола.
Тема 11. Чередующиеся гласные Е – И в корнях.(1 ч.)
Составление таблицы « Условия выбора гласной». Тренировочные упражнения. В качестве контроля - распределительный диктант.
Тема 12. Теоретический практикум. Зачётная работа. (1 ч.)
Групповая работа. Итоговое занятие. Орфографическая работа с текстом. Вставить пропущенные орфограммы, расставить недостающие знаки препинания. Предложенный текст из пособий учителя. Проверяем, играя. «Лингвистический винегрет»: найти среди слов нужную орфограмму.
При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используется: различные виды диктантов, тесты, игровые моменты («лингвистическая дуэль», «отгадай слово», «передай мелок», «кто больше?»)
К концу факультативного курса «Ступеньки орфографии» учащиеся должны повысить уровень грамотности, сформировать умения нормативного, целесообразного использования языковых средств через различные виды деятельности.
Тематическое планирование
№ темы виды деятельности колич--во часов дата
1 Теоретический практикум.
Орфография. Правописание безударных гласных.
Правописание согласных в корне слова, звонких и глухих согласных в корне слова.
Непроизносимые согласные.
Правописание слов с двойными согласными. Составление алгоритма проверки безударных гласных в корне слова.
Составление алгоритма проверки согласных. 4 2 Теоретический практикум.
Гласные А, И, У после шипящих. Творческое задание
(составить 5 предложений на школьную тему, используя изучаемый материал). 1 3 Орфография. Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Составление таблицы с примерами слов, в которых пишутся Ъ и Ь знаки. Объяснительный диктант. 1 4 Теоретический практикум. Состав слова. Правописание приставок. Приставки и предлоги. Морфемный разбор. Игра «Лингвистический винегрет». 2 5 Теоретический практикум. Фонетика. Характеристика звуков. Роль букв Е, Ё, Ю, Я. Составление таблицы с классификацией звуков.
Двойная роль Е, Ё, Ю, Я.
Тестовые задания по фонетике.
Фонетический разбор слов. 3 6 Теоретический практикум.
Чередующиеся гласные в корнях
(-раст-, -ращ-, -рос-; -лаг-, -лож-). Составление таблицы – условия выбора чередующихся гласных. Игра «Передай мелок».
Проверочный диктант. 2 7 Орфография. Теоретический практикум. Правописание гласных О-Е после шипящих в корне слова.
Правописание И-Ы после Ц. Составление алгоритма выбора нужной гласной, работа со схемами.
Взаимодиктант. Лингвистическая дуэль. 3 8 Теоретический практикум.
Имя существительное. Составление таблицы «Е-И в окончаниях существительных» (в том числе на –ий, -ия,-ие).
Правописание О-Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных.
Правописание суффиксов –ЕК-,
-ИК- имён существительных.
Практические занятия в игровой форме: «Третий лишний», «Отгадай слово». Составление таблицы «Е-И в окончаниях существительных».
Алгоритм выбора орфограммы в окончаниях, суффиксах существительных.
Игра «Третий лишний», «Отгадай слово». 6 9 Теоретический практикум.
Имя прилагательное. Падежные окончания прилагательных.
Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую. Правописание О-Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных. Составление «правило-
-помощник» для выбора написания орфограмм.
Творческое задание (составить 5 предложений на тему описания зимы, используя изучаемый материал). 4 10 Теоретический практикум.
Глагол как часть речи.
Безударные личные окончания глаголов. Спряжение глагола.
Правописание –тся (-ться) в глаголах. Инфинитив. Правописание Ь в глагольных формах после шипящих. НЕ с глаголами. Классификация признаков глагола. Алгоритм определения спряжения глаголов. Составление таблицы «Ь в глагольных формах после шипящих».
Составление плана морфологического разбора глагола.
Творческое задание – редактирование текста.
Тестовые задания. 6 11
Теоретический практикум.
Чередующиеся гласные Е-И в корнях. Составление таблицы «Условия выбора гласной». Тренировочные упражнения.
Распределительный диктант. 1 12 Теоретический практикум.
Зачётная работа. Групповая работа.
Орфографическая работа с текстом, пунктуационный разбор. 1