Обмен опытом работы с обучающимися с ОВЗ


Профессионализация обучающихся группы риска на примере профессии «Швея»
Кузнецова Наталья Сергеевна,
преподаватель спецдисциплин e – mail: radka68@mail.ru
Краевое государственное казенное
профессиональное образовательное учреждение 18
г. Комсомольск – на Амуре
Существует два комплекса причин, обусловливающих возникновение у детей отклонений в развитии - врожденные и приобретенные.
Врожденные аномалии являются следствием различных вредных влияний на зародыш и развивающийся плод во внутриутробном периоде - интоксикации, травм, нарушений питания и т.п. Они также связаны с состоянием здоровья и образом жизни беременной женщины. Так токсоплазмоз - инфекционное заболевание, распространяемое домашними животными и птицами, перейдя на плод от больной матери, может явиться причиной врожденной умственной отсталости ребенка, поражения у него органов зрения и др.
Гормональные нарушения, заболевания печени и почек, алкоголизм матери, употребление ею во время беременности медикаментов (антибиотики, сульфаниламидные препараты и др.) - все это отрицательно влияет на развитие плода.
Нередко врожденные детские аномалии возникают как результат действия генетических (наследственных) факторов. Однако неполноценность генеративных клеток родителей может быть обусловлена не только наследственностью, но и внешними влияниями. Алкоголизм матери вызывает изменения в центральной нервной системе плода, в его костной системе и внутренних органах, приводит к различным порокам.
Внутриутробная незрелость, соматическая ослабленность детей с алкогольным синдромом плода ведут к более частым и тяжелым заболеваниям в первые месяцы жизни.
Еще одним фактором, вредно влияющим на развитие плода, является курение матери во время беременности. Никотин отрицательно воздействует на маточно-плацентарное кровообращение, что приводит к кислородному голоданию мозга. У курящих матерей часто рождаются недоношенные, маловесные, ослабленные дети.
В настоящее время остро встает вопрос о влиянии на ребенка различных наркотических и других одурманивающих средств, употребляемых матерью во время беременности.
Приобретенные детские аномалии возникают как следствие различных вредных влияний на организм ребенка при его рождении и в последующие периоды развития.
Опасными бывают механические повреждения плода (природовые травмы), остановка дыхания у рождающегося ребенка (природовая асфиксия).
В первые годы жизни ребенка аномалии его развития могут быть вызваны некоторыми инфекционными болезнями (энцефалит, менингит, полиомиелит, корь,грипп и др.).
Не проходят бесследно для ребенка и резко неблагоприятные социальные условия его жизни. Они обусловливают раннюю детскую депривацию, затормаживающую и физическое, и интеллектуальное, и личностное развитие.
Профессиональное обучение
Переход к новым социально-экономическим отношениям вызывает изменение роли человека в хозяйственной системе общества, пересмотр требований к нему как к профессиональному работнику. В частности, на первый план выходят такие качества профессионала, как ответственность, социально-профессиональная мобильность, способность принимать самостоятельные решения. В условиях жесткого рынка не все работники имеют постоянную оплачиваемую работу на протяжении всей трудовой жизни, тем более связанную с одной и той же профессией. В связи с этим каждому специалисту необходимо не только постоянно совершенствоваться в профессии, но и быть готовым к изменению профессиональной деятельности.
В связи с этим возникает необходимость разработки новых подходов к профессиональной ориентации молодежи, которые заключаются в обучении продуктивной практической деятельности, направленной на формирование рефлексивных способностей: познание собственной деятельности, умение видеть в ней успехи, ошибки, исправлять их при подготовке к профессиональному самоопределению.
В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации.
На сегодняшний день на рынке труда для обучающихся с задержкой психического развития возникает сложность трудоустройства. Потому что, на рынке труда требуются высококвалифицированные кадры, с высокой социальной стабильностью. Однако различные физические и умственные недостатки этих людей ограничивают их возможности. Следовательно, цель трудоустройства трудновыполнима.
Профессиональное самоопределение представляет собой сложный, длительный и динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования адекватных им профессиональных планов и намерений, реалистического образа себя как профессионала.
В настоящее время в нашей стране для воспитания и обучения разных категорий обучающихся с отклонениями в развитии работают разнообразные учреждения государственного и частного характера.
В нашем профессиональном училище педагоги, мастера, соцпедагоги и воспитатели много работают над воспитанием у обучающихся положительного дела к труду, нужного для работы коллективе. Это совсем принципиальное направление педагогической работы, имеющее огромную коррекционно-воспитательную ценность. Ведь удачливость социальной адаптации обучающегося зависит не лишь от наличия у него трудовых знаний, умений и навыков, но и от желания трудиться, от уважения к окружающим работающим людям.
В зависимости от собственных возможностей, состояния здоровья, места жительства выпускники училища включаются в окружающую их социальную среду.
Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14—15 лет, лишь 10—15% обучающихся имеют твердые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют четкой позиции, сомневаются в своем выборе; их одолевают противоречивые чувства: «Выбор сделать надо, но не знаю, что мне надо».
Сегодняшний выпускник училища для реализации своих профессиональных планов, должен быть востребован на рынке труда, должен быть компетентным в профессиональном плане, адекватно оценивать свои личные качества. Для этого мы педагогический коллектив училища формируем профессиональные качества с начального адаптационного периода, задолго до момента выпуска его из стен училища.
Правильно подобранная программа теории и практики– это начало пути к успеху, самореализации, психологическому и материальному благополучию.
Таким образом, процесс профессионального и личностного самоопределения будет эффективен, когда будут учтены все составляющие компоненты, помогающие выпускникам училищ адаптироваться в обществе с новыми социально-экономическими отношениями.
Особенности характера обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, дает возможности активно управлять их развитием. Своевременно корректировать, исправлять отрицательные черты характера и личности, развивать положительные, расширять круг осознания моральных требований, обеспечение обучающихся информацией о выбранной профессии, о нашем учебном заведении, о возможностях профессиональной карьеры;
В училище разработаны методические рекомендации, которые необходимо учитывать при разработке рабочей программы на учебный год:
Педагогам необходимо изучать самооценку характера подростков с задержкой психического развития, соблюдая при этом тактичность и внимание;
Предусмотреть при разработке рабочей программы педагогическое воздействие на положительное развитие самооценки;
Развивать у подростков с задержкой психического развития потребность к самостоятельности и критической оценке собственного продукта трудовой деятельности;
Формирование у обучающихся трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей.
Для приобретения профессии обучающимся нужно знать перспективы развития профессии, районы распространения профессий, уровень доходов профессионалов, пути получения квалификации и перспективы профессиональной карьеры, а также особенности рынка труда. Кроме этого, следует пользоваться технологическими характеристиками, включающими описание производственных процессов и профессиональных задач; медико-физиологическими и санитарными характеристиками условий труда с перечнем показаний и противопоказаний; требованиями профессий к индивидуальным особенностям людей. В связи с этим в адаптационный курс проводится экскурсия на предприятия города.
Для реализации цели обеспечение в образовательных учреждениях диагностико-коррекционного и психолого – медико-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для их обучения и воспитания необходимо решение следующих задач:
своевременное выявление и всестороннее комплексное обследование детей, имеющих те или иные отклонения в психофизическом развитии;
установление характера и причин выявленных отклонений (девиантное поведение, конфликтные ситуации во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, снижение успеваемости и т.п.);
определение потенциальных возможностей ребенка для оказания ему целенаправленной специальной (коррекционной) помощи в условиях образовательного учреждения;
разработка комплексных целевых программ обучения по профессии «Швея»;
прослеживание динамики развития;
профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.
Указанные задачи выполняются силами педагогического коллектива и специалистами при их согласованном взаимодействии. Особое внимание на наш взгляд заслуживает подготовка комплексных рабочих программ по профессиональной подготовке обучающихся по профессии «Швея». Последнее время при разработке такой программы для обучающихся, как мы полагаем, должна быть усилена воспитательная составляющая. И в рамках нашего учебного заведения эту роль играют соцпедагоги.
В рамках проведения социально адаптационного курса с обучающимися проведен классный час на базе музея при профессиональном училище 18 «Введение в профессию». Были организованны экскурсии в ателье города. Преподаватели совместно с мастерами и социальными педагогами проводят тематическую неделю посвященную выбранной профессии. И завершающим этапом проводится конкурс профессионального мастерства, где обучающиеся показывают свои навыки и способности по освоению профессии швея.
Мастера производственного обучения на уроках производственной практики и во внеурочных занятиях, на кружках технического творчества, используют введение творческих заданий. В ходе выполнения творческих заданий у обучающегося развивается восприятие, речь, внимание, память. Используемые игровые моменты делают занятия эмоциональными и являются эффективным средством воспитания важнейших волевых качеств: выдержке, дисциплинированности, умения регулировать свои действия, своё поведение. Обучающийся получает навык общения.
Мастера проводят экскурсию обучающихся первого курса в адаптационный период в ателье города.
Наши социальные педагоги в рамках адаптационного периода проводят много внеклассных занятий по социальной адаптации обучающихся. И конечно итоговый конкурс первого изделия.
Вывод: коррекционно- развивающие технологии, применяемые в нашем учреждении содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения ,что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.