Формирование навыков внимательного письма


В современной образовательной практике педагоги и родители все чаще сталкиваются с проблемами невнимательности и неусидчивости детей. Так отвлечения чаще всего приводят к отставанию учащихся на уроках, не усвоению нового материала. Нередко учителя вынуждены ставить низкие оценки детям способным, но, к сожалению допускающим большое количество так называемых «ошибок по невнимательности». Особенно часто это происходит на уроках русского языка. Для коррекции данных нарушений мы использовали работы П.Я. Гальперина о теории усвоения.
В своей теории П.Я. Гальперин выделял шесть этапов по формированию действий. Первый этап: формирование мотивационной основы действия.
Второй этап: ознакомление с самим действием.
Третий этап: формирование действия в материальном, в развернутом виде со всеми входящими в него операциями. Четвертый этап: отработка действия во внешнем плане (этап проговаривания).
Пятый этап: «внешней речи про себя», т.е. проговаривание «про себя».
Шестой этап: переход действия во внутреннюю речь.
Особую роль в процессе формирования П.Я. Гальперин уделял ориентировочной основе действия (ООД). Для ученика она может выглядеть как особая карточка, на которой показан весь процесс, который ему надо повторить для того чтоб формируемое действие случилось. Данная карточка должна быть проста и понятна, так как от нее зависит дальнейшая работа.
Для развития навыков письма ученикам предлагается текст с ошибками, которые необходимо найти и исправить. С помощью карточки-алгоритма и на первых порах педагога (психолога) ребенок, проговаривая этап, выполняет действия.
Для поддержания мотивации обучения мы используем тексты интересные для каждого конкретного ребенка. Количество предложений, разбираемых на одном занятии, в зависимости от возраста и индивидуального темпа колеблется в пределах 5-10.
Данные занятия можно проводить как индивидуально, как и с группой. Количество занятий регулируется усвоением каждого этапа, обычно составляет 10-14 занятий.
Программа по обучению навыкам внимательного письма стоит из следующих частей:
Диагностическая (входной контроль) часть состоит из выполнения учащимися теста Тулуз-Пьерона, навыка чтения Ясюковой, контрольного списывания.
Формирующая часть непосредственно работа с текстами. Освоение алгоритма работы с помощью ООД.
Закрепляющая часть работа с картинками, схемами и проч., для переноса освоенного умения на другие виды деятельности.
Диагностическая (выходной контроль) часть. Оценка эффективности усвоения умственного действия.
В результате освоения навыков внимательного письма учащиеся чувствуют себя более уверенно, они более сосредоточены на уроке, повышается успеваемость не только на уроках русского языка, но и математике, английского и др. Ребятам легче находить различия, вычленять главное, делать обоснованные выводы.
Примерная карточка ООД
Для развернутого этапа:
Проверь ошибки по смыслу
Прочитай предложение в слухОтдели каждое слово вертикальной чертой
Подходят ли слова друг другу
Нет ли пропущенного слова
Нет ли слитного написания
Проверь ошибки по написанию
Прочитай слово и раздели каждый слог вертикальной чертой
Нет ли пропусков букв
Нет ли замены букв
Для свернутого этапа:
1. Проверь ошибки по смыслу
Прочитай предложение в слухПодходят ли слова друг другу
Нет ли пропущенного слова
Нет ли слитного написания
2. Проверь ошибки по написанию
Нет ли пропусков букв
Нет ли замены букв
Примерные тексты
Михаил Михайлович Пришвин.
Итёт человек по . Надеревьях тяжёлые шапки. Ёлки выпрямились. Сильные еловые лапы держат снег. А беёзы согнулись дугой. Чиловек стукнул палкой по. Дождь с верщины свалился. Русская красвица свободно вздохнула, выбрямилась.
Так от одной берёзки к третьей идёт писатель Пришвин. он освабождает деревья от снежного плена.
Лакомка.
Стоял тёплый сентябрьский . Странный щум доносился из молодого ельника. Мы осторжно раздвинули ёлочки. Наземле крупный ястреб. Своими когтистыми крыльями он прижимал кземле кусок пчелиных сот. Пчёлы атаковал пернатого разбойника. Ястреб спокойно лакомился орехами. Вот она медленно вмахнул могучими крльями и полетел в чащу. В когтях держал соты.
Соборная площадь.
Много плащадей в Москве, но всем им прабабука – Соборная площадь в Кремле. Плошадь окружают три величавых собора. Здесь же красуется Грановитая плата.
Высоко над поднялась Дозорная башня. Встарину, заметив опасность, воин ударял в ложку. Стража разводила подъёмный мосты, закрывала ворот. Колокольня Ивана Великого спасала отврагов матушку-Москву. Лучшие матера строили Мосву. Онахорошела и крепла.
Приход весны.
Вначале ноября приехал я из Москвы на Белое море. Янаблюдал за ходом весны прямо из окна домик. Перед моим окномбыл палисадник. Там ротсли молоденькие берёзки. Черес ихтонкие ветки мне была просторная гладь Белого моря. Они уже очистилось ото льда. Огромные стаи гусей и уток неслись над водй. Птица с юга ночами. Море сереприлось и блестело.
Тест навык чтения (Ясюкова)
Скоро она зашла в самую чащу ______________________. Ни одна ______________________не залетала сюда, ни единый_______________ не проникал сквозь _________________ветви. Высокие стволы ____________________плотными рядами, точно стены. Кругом было так ________________________, что Элиза ______________свои собственные шаги, слышала шуршание каждого сухого _________________, попадавшего ей __________________ноги. Никогда еще Элиза _______________________в такой глуши.