Перспективное планирование по опытно-экспериментальной деятельности



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа определяет структуру и содержание работы по коррекции дизорфографии среди учеников 6 классов. Программа составлена в соответствии с требованиями предметной области «Филология» в средней школе и методических разработок логопедов-практиков Ястребовой А.В., Ефименковой Г.Г., Лалаевой Р.И.
Дизорфография специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи. Дети с дизорфографией принадлежат к той категории учащихся, которые особенно нуждаются в логопедической помощи. Своевременная и систематическая помощь позволяет преодолеть данное нарушение и в определенной мере предотвратить обусловленные ими отрицательные последствия.
Данная программа составлена с учетом степени проявления речевой патологии и основывается на следующих теоретических положениях:
- комплексное взаимодействие анализаторов (И.П. Павлов);
- компенсаторные возможности развивающегося мозга в условиях стабилизации патологического процесса (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.С. Ляпидевский, П.К.Анохин, В.В. Лебединский);
- поэтапное формирование умственных операций (А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин).
Программа опирается на основные принципы: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы. Данная программа учитывает особенности и структуру нарушения письменной речи учеников 6 класса (в возрасте 11-12 лет), отражает современные подходы по коррекции дизорфографии.
Занятия проводятся с учащимися 6 классов, имеющих нарушения письма 2 раза в неделю по 30 минут в подгруппах .
Срок реализации программы -1 год.


Актуальность проблемы
За последние годы значительно увеличилось число детей, имеющих трудности в формировании и развитии письменной речи, проявляющиеся в стойком не усвоении орфографических правил на письме (дизорфография). Эти нарушения препятствуют полноценному освоению школьных знаний и являются причиной школьной неуспеваемости.
Для учеников с дизорфографией основную трудность вызывает решение орфографических задач: им трудно увидеть «ошибкоопасное место» в слове, сложно подобрать проверочное слово, зная правило, ребёнок не может его применить на письме.
Одной из причин возникновения дизорфографии у школьников является неполноценное развитие или функционирование у детей психических функций, обеспечивающих овладение навыком письма, а затем формирование у школьников грамотной письменной речи.
При дизорфографии отмечается недостаточный уровень речевых функций: ограниченный объем и недостаточность актуализации словаря, низкая познавательная активность к языковому оформлению речи, неумение сравнивать звуковые единицы речи, дифференцировать лексическое и грамматическое значение, низкий уровень усвоения грамматических закономерностей. У детей не сформированы морфологические обобщения, навыки оперирования грамматическими категориями (род, склонение, спряжение и др.), нарушен языковой анализ и синтез (фонематический, слоговой, анализ предложения на слова). Ученики испытывают трудности при определении ударного слога и ударного гласного в слове.
Следует отличать дизорфографические ошибки от дисграфических. Неполноценность фонематического анализа приводит к дисграфии, а несформированность морфологического анализа к дизорфографии.
Выделяют основные три вида дизорфографии:
Морфологическая дизорфография, сопровождающаяся большим количеством орфографических ошибок, проявляющихся в самостоятельном письме (сочинения, изложения и др.);
Синтаксическая дизорфография – стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, то есть пунктуацией;
Смешанная дизорфография, которая включает в себя сочетание орфографических и пунктуационных ошибок.
Таким образом, нарушение усвоения орфографических правил на письме оказывает отрицательное влияние на речевое развитие детей, на развитие познавательной деятельности, затрагивает эмоционально-ролевую сферу, затрудняет процесс школьной и социальной адаптации учеников в целом.

Цель программы:
способствовать овладению орфографическими умениями и навыками, самостоятельно применять их на письме.

Задачи программы
Образовательные:
формировать навык прогнозирования и распознавания «ошибкоопасных» мест;
формировать навык применения грамматического правила по алгоритму;
совершенствовать навык грамотного письма;
Развивающие:
развивать (развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь;
развивать фонематическое восприятие, слухо-речевую память;
развивать неречевые психические функции: произвольное внимание, память;
Воспитательные:
воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности;
воспитывать стремление к самостоятельности и самоконтролю;
воспитывать интерес к родному языку.

Методы коррекционной работы:
словесные методы обучения;
наглядные методы обучения;
практические методы обучения;
создание ситуации успеха в обучении.

Принципы, используемые в программе
Коррекционная работа с учениками по коррекции дизорфографии базируется на принципе ранней диагностики, принципе деятельностного подхода к обучению (согласно концепции Л.С. Выготского о ведущей деятельности), а также строится с учетом индивидуально-дифференцированных особенностей детей.
Одним из исходных принципов коррекционно-педагогической работы с детьми является принцип единства диагностики и коррекции. (У. В. Ульенкова). Наблюдение за динамикой развития ребенка в условиях целенаправленной коррекционной работы имеет важнейшее значение для определения путей, методов конкретного содержания ее на различных этапах обучения и воспитания.
Логопедическая работа по коррекции нарушений письменной речи у школьников основывается на следующих теоретических положениях и принципах:
Принцип учета современных научно-теоретических представлений о психофизиологической структуре процесса письма, об операциях данного процесса (по А.Р. Лурии).
Принцип учета этиологии, механизмов, структуры речевого нарушения, степени выраженности нарушений чтения и письма.
Принцип учета поэтапности формирования речевых умений (по П.Я.Гальперину, А.Н.Леонтьеву).
Взаимосвязи развития письменной речи и познавательных процессов; мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) и других психических процессов и функций;
Принцип деятельностного подхода (с учетом структуры деятельности по А.Н. Леонтьеву: мотивационно-целевой – операциональный – этап контроля).
Принцип дифференцированного подхода.
Онтогенетической принцип (последовательность коррекционной работы определяется последовательностью ее развития в онтогенезе).
Комплексный и системный подход. Направленность логопедической работы на всю речевую систему в целом, а также на развитие психических функций.




Форма работы: индивидуальная, групповая
6 класс
Цель:
Предупреждение неуспеваемости, обусловленной трудности в усвоении орфографических правил на письме.
Задачи:
восполнить недостатки развития грамматического строя речи;
восполнить недостатки развития лексического строя речи;
учить дифференцировать и применять орфограммы на основе исторического и морфемного принципов (орфограммы корня, приставки);
учить дифференцировать и применять орфограммы на основе морфологического принципа. (орфограммы имени существительного, имени прилагательного, глагола).
Содержание образовательной программы
1. Обследование письменной речи.
Обследование младших школьников с дизорфографией: Учебно-метод. пособие. ч. 1 / Авт.-сост. О.И. Азова. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2007.
2. Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова.
Звукобуквенный анализ слов со стечением согласных в середине слова. Звукобуквенный анализ слов со стечением согласных в начале и конце слова.
3. Дифференциация орфограмм на основе морфемного принципа.
Разбор слова по составу. Анализ и комментирование орфограмм в корне. Анализ и комментирование орфограмм приставки. Анализ и комментирование орфограммы сложных слов.

4. Дифференциация орфограмм на основе морфологического принципа.
Анализ и комментирование орфограмм имени существительного. Анализ и комментирование орфограмм имени прилагательного. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже. . Анализ и комментирование орфограмм глагола. Анализ и комментирование орфограмм имени числительного. Анализ и комментирование орфограмм местоимения.

Учебно-тематический план логопедических занятий по коррекции дизорфографии в 6 классе
№ п/п
Содержание
Кол-во занятий

Диагностическое обследование

1
Обследование письменной речи учеников
6

Коррекционно-развивающя работа

3
Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова.
6

4
Дифференциация орфограмм на основе морфемного принципа.
10

5
Дифференциация орфограмм на основе морфологического принципа.
44

Итоговое диагностическое обследование.

6
Обследование письменной речи учеников
2

Итого: 68 занятий













Примерное планирование логопедических занятий по коррекции дизорфографии в 6 классе.
(2 раза в неделю)

Дата
проведения
Тема коррекционного
занятия
Элемент содержания
Требования к уровню достижения
Контрольно-оценочная деятельность
Средства коррекции


план
факт






1


Диагностическое обследование состояния письменной речи
(6 занятий.)
Обследование звукопроизношения,
фонематического восприятия и представления, словарного запаса, лексико-грамматического строя речи, состояние письменной речи и чтения.

Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова
(6 занятий)


2


Анализ и комментирование орфограмм, изученных в 5 классе. (на уровне предложения и текста) .
Орфограммы в корне, приставках, окончаниях(сущес-твительных,прилагательных,глаголов),на-писание сложных слов.

Уточнить представление об орфограммах,
изученных в 5 классе
Самоконтроль, взаимопроверка
Индивидуальные карточки со словами и
Словосочетаниями с пропущенными орфограммами

3


Звукобуквенный анализ слов со стечением согласных в середине слова.
Понятие «звук-буква». Гласные 1 и 2 ряда, твердые и мягкие, глухие и звонкие, парные и не парные согласные
Уметь проводить звукобуквенный анализ слов со стечением согласных в слове
Самоконтроль,
взаимопроверка
Упражнения на определение количества, последовательности звуков в слове.
Карточки с заданиями на определение твердый/мягкий, глухой/звонкий согласный.
Задание «Посчитай звуки»

4


Закрепление звукобуквенного анализа слов со стечением согласных в середине слова.





5


Звукобуквенный анализ слов со стечением согласных в начале и конце слова .
звуки
Уметь проводить звукобуквенный анализ слов со стечением согласных в слове

Таблицы звуков

6


Закрепление звукобуквенного анализа слов со стечением согласных в начале и конце слова.





7


Фонетический разбор слова.
Ударение, деление на слоги, счет букв и звуков,характеристи-ка звуков
Уметь проводить
фонетический разбор слова,
знать фонемный состав слова
Самоконтроль,
взаимопроверка
Фонетический разбор у доски (совместный),
Индивидуально в тетрадях


Дифференциация орфограмм на основе морфемного принципа
(10 занятий)


8


Разбор слова по составу.
Состав слова.Корень,
приставка, суффикс,
окончание.
знать морфемный состав слова и роль каждой значимой части
Самоконтроль,
взаимопроверка
Схема разбора слова по составу. Тренировка в подборе слов к схемам,
головоломки (составление слов из отгадок)

9


Закрепление разбора слова по составу.
Повторение состава слова
Уметь разбирать слово по составу
Самоконтроль,
взаимопроверка
Индивидуальные карточки

10


Анализ и комментирование орфограмм в корне (буквы О-А в корне  -КОС-/-КАС-)
Выделение корня, суффикса, определение ударения в однокоренных словах с корнем –кос-/-кас-
Основные значения корня с чередованием –кос-/-кас-
Владеть способом действия при выборе букв о/а в однокоренных словах с корнем
–кос-/-кас-
Самоконтроль,
взаимопроверка
Разбор и запись таблицы, распределение слов в две колонки с (графическим и устным объяснением)

11


Закрепление анализа и комментирования орфограмм в корне (буквы О-А в корне  -КОС-/-КАС-)
Применение на практике правила правописания букв О-А в зависимости от наличия или отсутствия суффикса после корня
–кос-/-кас-
Владеть способом действия при выборе букв о/а в однокоренных словах с корнем
-кос-/-кас-
Самоконтроль,
взаимопроверка
Диктант с графическим объяснением выбора, карточки индивидуальные (запись словосочетаний относящихся к данной орфограмме)

12


Анализ и комментирование орфограмм в корне (буквы О-А в корне  -ГОР-/-ГАР-)
Выделение корня,суффикса,определение ударения в однокоренных словах с корнем –гор-/-гар-
Знать условия выбора о/а в корне
-гор-/-гар-
Самоконтроль,
взаимопроверка
Памятка объяснения орфограммы Объяснительный диктант

13


Закрепление анализа и комментирования орфограмм в корне (буквы О-А в корне  -ГОР-/-ГАР-)
Применять на практике правила правописания букв о/а в корне –гор-/-гар-
Владеть способом действия при выборе букв о/а в однокоренных словах с корнем
-гор-/гар-
Самоконтроль,
взаимопроверка
Выборочно-распределительное письмо

14


Анализ и комментирование орфограмм приставки (гласные в приставках ПРЕ-/ПРИ-)
Освоение способа действия при выборе гласных е-и в приставках
Формировать навык написания приставок пре/при.
Определение значения приставки
Самоконтроль,
взаимопроверка
Игра «Одним словом» (замена словосочетаний одним словом с приставкой пре-/пере-/при-.
Индивидуальные карточки «Вставь букву»,устное объяснение выбора

15


Закрепление анализа и комментирования орфограмм приставки (гласные в приставках ПРЕ-/ПРИ-)
Правописание приставок пре-/при-
Владеть способом выбора букв и-е в приставках
при-/пре-
Самоконтроль,
взаимопроверка
Тест, творческий диктант

16


Анализ и комментирование орфограммы сложных слов (соединительные гласные О, Е)
Образование сложных слов с помощью соединительных гласных о-е
Уметь выделять основы слов, образовывать сложные слова. Формировать умения правильно выбирать соединительные гласные о и е в сложных словах
Самоконтроль,
взаимопроверка
Памятка объяснения орфограммы, составление сложных слов из двух слов
(звуковые схемы)

17


Закрепление анализа и комментирования орфограмм сложных слов (соединительные гласные О, Е)
Орфограмма сложных слов с соединительными гласными О,Е
Владеть способом выбора соединительных букв О/Е в сложных словах, уметь правильно писать сложные слова
Самоконтроль,
взаимопроверка
Словарный диктант



Дифференциация орфограмм на основе морфологического принципа
(44 занятия)

18


Анализ и комментирование орфограмм разносклоняемых имен существительных на –МЯ (буква И в падежных окончаниях имен существительных).
Склонение имен существительных.
Падежи и способы их распознавания. Окончания имен существительных (буква И)
Уметь распознавать падеж и склонение имен существительных. Обосновывать выбор гласной И в окончаниях.
Самоконтроль,
взаимопроверка
Диктант «Проверь себя»

19


Закрепление анализа и комментирования орфограмм разносклоняемых имен существительных на –МЯ (буква И в падежных окончаниях имен существительных).
Склонение имен существительных.
Падежи и способы их распознавания. Окончания имен существительных (буква И)
Уметь склонять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласной И в окончаниях
Самоконтроль,
взаимопроверка
Карточки-задания

20


Анализ и комментирование орфограмм разносклоняемых имен существительных на –МЯ (буква Е в суффиксе –ЕН).
Склонение имен существительных.
Падежи и способы их распознавания. Окончания имен существительных (буква Е в

· суффиксе -ЕН)
Знать перечень разносклоняемых имен существительных, особенности их склонения, о суффиксе –ЕН в основе существительных на -МЯ
Самоконтроль,
взаимопроверка
Устный диктант по картинкам

21


Закрепление анализа и комментирования орфограмм разносклоняемых имен существительных на –МЯ (буква Е в суффиксе –ЕН).
Склонение имен существительных.
Падежи и способы их распознавания. Окончания имен существительных (буква Е в
суффиксе - ЕН)
Знать правило употребления буквы Е в безударном суффиксе –ЕН- существительных на -МЯ
Самоконтроль,
взаимопроверка
Зрительный предупредительный диктант с опорой на зрительный анализатор

22


Анализ и комментирование орфограмм имени существительного (НЕ с существительными).
Освоение способа действия при написании НЕ с существительным
Знать условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными
Самоконтроль,
взаимопроверка
Работа с деформированным текстом

23


Закрепление анализа и комментирования орфограмм имени существительного (НЕ с существительными).
Умение правильно применять на письме знание орфограммы «НЕ с существительными)
Уметь правильно писать НЕ с существительными, группировать слова с изученной орфограммой по условиям выбора написания, графически обозначать условия выбора, употреблять в речи НЕ с существительными
Самоконтроль,
взаимопроверка
Творческий диктант по опорным словам

24


Анализ и комментирование орфограмм суффикса имени существительного (буквы Ч-Щ в суффиксах ).
Освоение способа действия при написании суффиксов –ЧИК (-ЩИК) в существительных
Знать условия выбора букв Ч и Щ в суффиксах –ЧИК (-ЩИК), значение суффикса
Самоконтроль,
взаимопроверка
Памятка объяснения орфограммы, работа с карточками

25


Закрепление анализа и комментирования орфограмм суффикса имени существительного (буквы Ч-Щ в суффиксах).
Умение правильно применять на письме знание орфограммы выбора буквы Ч-Щ в суффиксах имени существительного
Уметь правильно употреблять буквы Ч и Щ в суффиксе –ЧИК (-ЩИК), графически обозначать условия выбора правильного написания
Самоконтроль,
взаимопроверка
Творческий диктант по опорным словам

26


–ЧИК-/-ЩИК-; гласные в суффиксах –ЕК-/-ИК-; гласные О-Е после шипящих в суффиксах).
Правила написания суффиксов -ЧИК/-ЩИК, гласных О-Е после шипящих, гласные в суффиксах –ЕК/-ИК
Знать условия выбора букв Е и И в суффиксах существительных
-ЕК и –ИК. Знать условия выбора букв О и Е в суффиксах существительных
после шипящих
Самоконтроль,
взаимопроверка
Памятка объяснения орфограммы, работа с карточками

27


–ЧИК-/-ЩИК-; гласные в суффиксах –ЕК-/-ИК-; гласные О-Е после шипящих в суффиксах).
Правила написания суффиксов -ЧИК/-ЩИК, гласных О-Е после шипящих, гласные в суффиксах –ЕК/-ИК
Уметь правильно употреблять буквы Ч и Щ в суффиксе –ЧИК (-ЩИК), Е и И в суффиксах существительных
-ЕК и –ИК, О и Е в суффиксах существительных
после шипящих. Графически обозначать условия выбора правильного написания
Самоконтроль,
взаимопроверка
Зрительный предупредительный диктант

28


Дифференциация орфограмм имени существительного.
Обобщение и систематизация знаний орфограмм имени существительного.
Умение дифференцировать орфограммы имени существительного, объяснять графически и устно условия выбора правильного написания
Самоконтроль,
взаимопроверка
объяснительный диктант

29


Закрепление дифференциации орфограмм имени существительного.
Обобщение и систематизация знаний орфограмм имени существительного, применение на практике
Уметь различать и правильно писать слова с орфограммами имени существительного
Самоконтроль,
взаимопроверка
диктант

30


Выполнение практических упражнений на изученные орфограммы.
Обобщение и систематизация знаний орфограмм имени существительного, применение на практике
Уметь практически применять знания об орфограммах имени существительного
Самоконтроль,
взаимопроверка
Работа с деформированным текстом

31


Объяснительный диктант
Орфограммы имени существительного
Уметь практически применять знания об орфограммах имени существительного
Самоконтроль,
взаимопроверка
Объяснительный диктант

32


Согласование  имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже.
Часть речи имя прилагательное. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже.
Уметь согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
Самоконтроль,
взаимопроверка
Задание «Исправь ошибки», комментирование выбора

33


Закрепление согласования имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже.
Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже
Уметь определять падеж, род, число прилагательного
Самоконтроль,
взаимопроверка
Списывание текста с доски с исправлением ошибок, указанием окончания и падежа.

34


Анализ и комментирование орфограммы НЕ с полными и краткими прилагательными.
Краткие и полные прилагательные. Орфограмма НЕ с краткими и полными прилагательными
Уметь правильно выбирать слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными
Самоконтроль,
взаимопроверка
Предупредительный диктант

35


Закрепление применения НЕ с полными и краткими прилагательными.
Орфограмма НЕ с краткими и полными прилагательными
Уметь правильно писать НЕ с прилагательными, группировать слова с изученной орфограммой по условиям выбора правильных написаний, графически обозначать свой выбор
Самоконтроль,
взаимопроверка
Выборочный диктант

36


Анализ и комментирование орфограммы -О- и -Е- после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.
Орфограмма О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных
Знать условия выбора букв О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных
Самоконтроль,
взаимопроверка
Памятка объяснения орфограммы

37


Закрепление применения -О- и -Е- после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.
Орфограмма О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных
Уметь правильно писать, обозначать графически и устно условия выбора правильного написания прилагательных
Самоконтроль,
взаимопроверка
Диктант «Проверяю себя».

38


Анализ и комментирование орфограммы одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных.
Суффиксы прилагательных с одной и двумя буквами Н
Уметь правильно писать, графически обозначать в суффиксах прилагательных Н и НН.
Самоконтроль,
взаимопроверка
Работа с таблицей

39


Закрепление применения орфограммы одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных.
Суффиксы прилагательных с одной и двумя буквами Н
группировать слова с изученной орфограммой по количеству букв Н в суффиксах. Находить и исправлять ошибки в распределении слов на группы
Самоконтроль,
взаимопроверка
Зрительный предупредительный диктант

40


Анализ и комментирование орфограммы правописание суффиксов прилагательных -к-, -ск-
Качественные и относительные прилагательные. Суффиксы –К- и
–СК- прилагательных
Знать условия разделения на письме суффиксов –К- и –СК- прилагательных.
Самоконтроль,
взаимопроверка
Индивидуальные карточки с заданием

41


Закрепление правописания суффиксов прилагательных -к-, -ск-
Правописание суффиксов –К- и
–СК- прилагательных
Образовывать с помощью суффикса –К- качественных и относительных прилагательных, обозначать графически условия выбора на письме
Самоконтроль,
взаимопроверка
Объяснительный творческий диктант

42


Анализ и комментирование орфограммы дефисное и слитное написание сложных прилагательных.
Сложные прилагательные.
Условия употребления дефиса в сложных прилагательных
Уметь образовывать сложные прилагательные, подбирать однокоренные сложные прилагательные
Самоконтроль,
взаимопроверка
Работа с деформированным текстом

43


Закрепление дефисного и слитного написания сложных прилагательных.
употребления слитного и дефисного написания сложных прилагательных
Уметь правильно употреблять дефис в сложных прилагательных, графически обозначать условия выбора слитного и дефисного написания
Самоконтроль,
взаимопроверка
Диктант «Проверяю себя».

44


Анализ и комментирование орфограммы буквы Е и И в окончаниях глаголов I  и II спряжения.
Глагол -часть речи, спряжение глаголов. Буквы Е и И в окончаниях глаголов I и II спряжения.
Знать условия написания букв Е/И в окончаниях глаголов I и II спряжения
Самоконтроль,
взаимопроверка
Памятка объяснения орфограммы

45


Закрепление написания букв Е и И в окончаниях глаголов I  и II спряжения.
Буквы Е и И в окончаниях глаголов I и II спряжения.
Уметь правильно писать и комментировать свой выбор устно и графически при выборе окончания у глаголов
Самоконтроль,
взаимопроверка
Объяснительный творческий диктант

46


Анализ и комментирование орфограммы мягкий знак в глаголах повелительного наклонения.
Повелительное наклонение глагола.
Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения
Уметь определять повелительное наклонение глагола, знать условия написания Ь знака в глаголах повелительного наклонения.
Самоконтроль,
взаимопроверка
Индивидуальные карточки с заданием

47


Закрепление написания мягкого знака в глаголах повелительного наклонения.
Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения
Знать и уметь правильно употреблять мягкий знак в глаголах повелительного наклонения
Самоконтроль,
взаимопроверка
Диктант «Проверяю себя».

48


Анализ и комментирование орфограммы гласные в суффиксах глаголов -ова- (-ева-) и –ыва- (-ива-)
Особенности выбора гласных в суффикса -ова- (-ева-) и –ыва- (-ива-)х глаголов
Отрабатывать навык владения способом при выборе гласных в суффиксах глаголов
Самоконтроль,
взаимопроверка
Составление алгоритма, запись под диктовку, объяснение орфограммы

49


Закрепление написания гласные в суффиксах глаголов -ова- (-ева-) и –ыва- (-ива-)
Написание гласные в суффиксах глаголов -ова- (-ева-) и –ыва- (-ива-)
Знать написание гласных в суффиксах глаголов -ова- (-ева-) и –ыва- (-ива-)
Самоконтроль,
взаимопроверка
Самостоятельная работа (карточки)

50


Дифференциация орфограмм глагола.
Общее понятие об орфограммах глагола
Уметь правильно применять знания орфограммы: буквы Е и И в окончаниях глаголов I и II спряжения, мягкий знак в глаголах повелительного наклонения, гласные в суффиксах глаголов -ова- (-ева-) и –ыва- (-ива-)
Самоконтроль,
взаимопроверка
Творческий диктант по опорным словам

51


Объяснительный диктант.
Орфограммы: буквы Е и И в окончаниях глаголов I и II спряжения, мягкий знак в глаголах повелительного наклонения, гласные в суффиксах глаголов -ова- (-ева-) и –ыва- (-ива-)
Уметь правильно применять и объяснять графически знания орфограммы: буквы Е и И в окончаниях глаголов I и II спряжения, мягкий знак в глаголах повелительного наклонения, гласные в суффиксах глаголов -ова- (-ева-) и –ыва- (-ива-)
Самоконтроль,
взаимопроверка
Объяснительный диктант

52


Анализ и комментирование орфограммы Ь на конце и в середине числительных.
Числительное как часть речи. Условия написания Ь в числительных
Знать условия написания Ь на конце и в середине числительных.
Самоконтроль,
взаимопроверка
Заполнение таблицы примерами, задание «Крестики-нолики»

53


Закрепление написания Ь на конце и в середине числительных.
Написание Ь знака в конце и в середине числительных
Уметь писать и объяснять наличие Ь знака или его отсутствие в числительных
Самоконтроль,
взаимопроверка
Творческий диктант по опорным словам

54


Анализ и комментирование орфограммы буква И в окончаниях количественных числительных.
Количественные числительные. Буква И в окончаниях количественных числительных
Знать условия написания буквы И в количественных числительных
Самоконтроль,
взаимопроверка
Работа с деформированным текстом

55


Закрепление написания И в окончаниях количественных числительных.
Буква И в окончаниях количественных числительных
Уметь писать и объяснять написание буквы И в количественных числительных
Самоконтроль,
взаимопроверка
Объяснительный творческий диктант

56


Изменение по падежам составных количественных числительных.
Составные количественные числительные, падежи.
Уметь изменять по падежам составные количественные числительные
Самоконтроль,
взаимопроверка
Работа с деформированным текстом

57


Закрепление написания составных количественных числительных.
Написание составных количественных числительных
Уметь правильно писать и употреблять в устной речи составные количественные числительные
Самоконтроль,
взаимопроверка
Работа с деформированным текстом

58


Анализ и комментирование орфограммы НЕ в неопределенных местоимениях.
Местоимение как часть речи,
неопределенные местоимения, написание НЕ в неопределенных местоимениях
Уметь определять неопределенные местоимения, понимать написание НЕ в неопределённых местоимениях
Самоконтроль,
взаимопроверка
Зрительный предупредительный диктант

59


Закрепление написания НЕ в неопределенных местоимениях.
Написание НЕ в неопределенных местоимениях.
Знать и уметь правильно писать НЕ в неопределенных местоимениях.
Самоконтроль,
взаимопроверка
Проверочное списывание

60


Анализ и комментирование орфограммы различение на письме приставок НЕ- и НИ- в отрицательных местоимениях.
Отрицательные местоимения. Приставки НЕ- и НИ-.
Уметь определять отрицательные местоимения, различать на письме приставки НЕ- и НИ- в отрицательных местоимениях

Самоконтроль,
взаимопроверка
Памятка объяснения орфограммы, работа с деформированным текстом

61


Закрепление изученных орфограмм.
Изученные орфограммы, применение в письменной речи
Уметь применять в письменной речи изученные орфограммы, объяснять свой выбор
Самоконтроль,
взаимопроверка
Работа с деформированным текстом

62


Итоговое диагностическое обследование состояния письменной речи
(2занятия)
Обследование состояния письменной речи


Диагностический диктант

Итого:
68 занятий




Ожидаемые результаты по итогам коррекционной работы в 6 классе:

- выполнять языковой анализ слова на программном материале 6 класса;
- правильно употреблять на письме орфограммы суффикса имени существительного;
- правильно употреблять на письме орфограммы суффикса имени прилагательного;
- правильно употреблять на письме орфограммы числительного;
- правильно употреблять на письме орфограммы местоимения;
- выполнять морфологический, фонетический разбор;
- правильно писать слова с безударными гласными в корне;
- точно использовать слова различных частей речи, подбирать синонимы, антонимы, активно пользоваться различными способами словообразования;
- выделять орфограммы («ошибкоопасные» места);
- уметь пользоваться орфографическими алгоритмами.

Перечень учебно-методических средств обучения

Азова О.И. Дизорфография у младших школьников общеобразовательной школы / О.И. Азова // V Царскосельские чтения: Материалы Международной научно-практиче-ской конференции. – СПб.: ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 2001.
Азова О.И., Волосовец Т.В., Обследование младших школьников с дизорфографией: Учебно-метод. пособие. ч. 1 – М.: РУДН, 2007..
Азова О.И. Дифференциальная диагностика дизорфографии у младших школьников / Р.И. Лалаева, О.И. Азо- ва // Школьный логопед. – 2005.
Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М., 1966.
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Коррекция дизорфографии у учащихся 5-6 классов. – М.: Школьная Пресса, 2003.
Комарова В.В., Милостивенко Л.Г., Сумченко Г.М. Соотношение дисграфических и орфографических ошибок у младших школьников с нарушениями речи // Патология речи: Сб. – СПб., 1992.Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: ИД «М и М», 1997.
Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма.– СПб., 1998.
Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб., 2001.
Прищепова И.В. Логопедическая работа по формированию предпосылок усвоения орфографических навыков у школьников с общим недоразвитием речи: Автореф. дис. канд. пед. наук. – СПб., 1993.
Прищепова И.В. Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи // Диагностика, профилактика и коррекция нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья: Сб. научных статей. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999.
Прищепова И.В. Логопедическая работа по коррекции дизорфографии. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.












15