Календарно – тематическое планирование по опытно – экспериментальной деятельности «Неживая природа. Физические явления» на 2015-2016 учебный год


Утверждаю:
Директор детского дома – интерната
_________________ С.Н. КузмичеваПодпись
Календарно – тематическое планирование
по опытно – экспериментальной деятельности
«Неживая природа. Физические явления»
на 2015-2016 учебный год
Составитель: воспитатель 10 группы Грищеня Н.В.
Пояснительная записка
На занятиях по развитию речи мы с детьми обсуждаем сезонные изменения в природе, проявления физических явлений, свойства и состав окружающих нас предметов. Для того, чтобы наглядно показать то, о чем мы говорим, мы проводим экспериментальные опыты. Опытно – экспериментальная деятельность в 2015-2016 учебном году будет проводиться 2 раза в месяц в начале занятий по развитию речи. Деятельность экспериментирования направлена на формирование у детей познавательного интереса.
Цель моих экспериментальных опытов:
Создать условия для развития познавательного интереса на базе обогащенного и сформированного эмоционально – чувственного опыта.
Для достижения цели ставлю 3 задачи:
- Формирование познания окружающего мира, установление причинно – следственных связей, формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (экспериментальные опыты);
- Развитие наблюдательности, мыслительной деятельности;
- Развитие творческих способностей и личностных свойств (целеустремленности и настойчивости).
Экспериментирование организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.
В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).Календарно – тематическое планирование
№ п/пСодержание.
Объект. Название опыта Цель Материал и оборудование Месяц
1 Воздух «Взвешиваем воздух», «Есть ли у воздуха звук, сила?» Показать детям, что воздух можно поймать, выпустить. Воздух легче воды. Воздух может выполнять работу. Шарики, вода, леска, скотч, трубка Сентябрь
2 Магнит «Железные шарики», «Волшебная тарелочка» Показать детям, что магнит притягивает железо. Когда магнит превосходит по размеру магнитный предмет, то этот предмет притягивается к магниту. Железные шарики, магнит, картонная тарелочка, яблочко Октябрь
3 Стекло. Стекло, его качества и свойства. Учить детей узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (Хрупкость, теплопроводность)Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода Октябрь
4 Резина. Резина, её качества и свойства Узнавать вещи, сделанные из резины, определять её качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность).Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки Ноябрь
5 Металл. Металл, его качества и свойства Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, металлический блеск) Металлические предметы, магниты, емкости с водой Ноябрь
6 Воздух. Парашют.
Что в пакете.
Поиск воздуха. Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха.
Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы. Сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды)
Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. Парашют, игрушечные человечки
Два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом), алгоритм описания свойств воздуха и воды
Ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой Декабрь
7 Бумага «Бумага, ее качества и свойства» Научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).Бумага разной толщины, цвета, ножницы, свеча Декабрь
8 Ткань «Ткань, ее качества и свойства» учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).Лоскуты разной ткани, ножницы, свеча Январь
9 Солнечный свет «Поиграем с тенью» Познакомить детей с особенностью появления теней.
Развивать творческое воображение. Воспитывать наблюдательность. Зеркало, источник света, фигурки для теневого театра Январь
10 Древесина «Древесина, ее качества и свойства» учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).Деревянные игрушки, карточки с изображением деревьев Февраль
11 Цвет «Волшебная кисточка» Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешивания двух основных. Краски, палитра, кисточка, листы с тремя нарисованными контурами воздушных шаров. Февраль
12
Звук «Угадай, чей голосок?» Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки. Металлафон, дудочка, деревянные и железные ложки, металлические пластины, кубики, коробочки, наполненные горохом, пшеном и бумагой. Март
13
Теплота «Горячо - холодно» Научить определять температурные качества веществ и предметов. Емкости с водой разной температуры, ванночка Март
14
Мех «Зачем зайчику другая шубка?» Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Кусочки плотного и редкого меха. Рукавички из плотной ткани и меховые Апрель
15
Семена растений. У кого какие детки. Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка) Побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка Овощи, фрукты, ягоды, подносы, лупы, молоточек, изображения растений, коллекция семян Апрель
16
Электричество «Чудо - расческа» Познакомить с проявлениями статистического электричества и возможностью снятия его с предмета Пластмассовая расческа, воздушный шарик, зеркало, ткань Май