План-программа работы по опытно-экспериментальной деятельности


План-программа работы по опытно-экспериментальной деятельности
Пояснительная записка
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.
Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий.
Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата.
С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире : вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.
Основной целью программы является развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
Месяц Темы игр-экспериментирований
Первая неделя Вторая неделя Третья неделя Четвёртая
     неделя
Сентябрь Путешествие с капелькой Вода прозрачная, может менять цвет Значение воды в жизни растений Игра «Водяной» у нас в гостях
Октябрь Ветер, ветер, ветерок Поиск воздуха Летающие семена Песочная страна
Ноябрь В гостях у Карандаша-Карандашовича и Гвоздя-ГвоздовичаПлавающие ,тонущие предметы Плавающее перо Мех. Зачем зайчику другая шубка
Декабрь Песок, глина Волшебная рукавичка Предметы из металла Действие магнита на металл
Январь   Льдинка и снежинка Вода, лёд, снег Как снег становится водой
Февраль Волшебная кисточка С водой и без воды Путешествие в мир стеклянных вещей Как достать скрепку из воды
Март Почему растаяла Снегурочка? Освобождение бусинок из ледяного плена Тёплая капелька Стекло его качество и свойства
Апрель Чудеса растений Нужен ли корешкам воздух? Почва. Песок, глина, камни Солнечные зайчики
Май Растениям теплую водичку Зачем растения вертятся? Поймаем солнечного зайчика. В мире пластмассы

№ п/п          
Месяц Тема Цели. Задачи. Обеспечение интеграции образования( образовательной области) Планируемые результаты
Сентябрь №1 Путешествие с капелькой Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; Познакомить со свойствами воды(жидкая, прозрачная ,без запаха без вкуса)Дать понятие о значимости воды в жизни человека; Воспитывать бережное отношение к воде. Коммуникация: Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным .находить слова противоположные по значению
Познание: развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов… Умеют называть свойства воды, его значение ,умеют находить слова противоположные по значению
№2 Вода прозрачная, но может менять цвет Определять свойства воды. Вода прозрачная, но может менять цвет. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы Коммуникация: обогащать и активизировать словарь за счёт существительных и прилагательных.
Познание: Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования Умеют делать выводы, почему в воде видны предметы, в воде можно растворять красители
№3 Значение воды в жизни растений Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений Познание: расширять знания о состоянии растений осенью.
Коммуникация: способствовать формированию диалогической   речи у детей. Умеют с интересом относиться к исследованиям и к   проведению опытов
№4 Игра « Водяной у нас в гостях» Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о водоеме, его обитателях; развивать творческое воображение и камауникативность в процессе проведения игры Коммуникация: развивать речевую активность детей, пополнять словарь путем называния водоемов. Познание: подводить детей к   самостоятельному познанию в процессе игры с Водяным. Умеют называть водоемы и их обитателей.
Октябрь №1 Ветер, ветер ветерок. Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы. Познание: воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Коммуникация: продолжать развивать логическое мышление, воображение; активизировать словарь: ветер, ветрище, колючий, нежный. Буран, вьюга, пурга. Умеют наблюдать, анализировать, сравнивать. Обобщать, делать выводы; использовать в своей речи прилагательные, согласовывать их с   именами существительным.
№2 Поиски воздуха Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять   знания о воздухе, активизировать   речь и обогащать   словарь детей. Коммуникация: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый.)
Познание: развивать наблюдательность, любознательность мышление, память. Познавательную активность. Умеют называть свойства воздуха. Делать выводы в ходе   проведения опытов и экспериментов.
№3 Летающие семена Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений. Коммуникация: формировать у детей умение слушать   художественное слово, вступать в разговор в ходе беседы. Познание: закреплять знание осенних примет, воспитывать познавательный интерес к миру природы. Умеют называть приметы осени, проявляют интерес   к окружающей нас природе, в ходе игры называют семена растений.
№4 Песочная страна Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы. Познание: знакомить детей с предметами неживой природы. Развивать любознательность в ходе   проведения опытов.                       Коммуникация: пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний об объектах неживой природы. Умеют называть свойства песка, делать выводы в ходе экспериментирования, умеют согласовывать прилагательные с существительными, делают логические заключения.
 
 
Ноябрь №1 В гостях у Карандаша Карандашовича и Гвоздя ГвоздовичаУточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла, воспитывать бережное отношение к предметам. Пополнять словарь детей (шероховатый, хрупкое плавится) Познание: Формировать познавательно   - исследовательский интерес методом исследования.
Коммуникация: формировать умение согласовывать слова в предложении. Умеют называть свойства дерева и металла, а также их различия. Проявляют интерес исследовательской деятельности.
№2 Плавающие и тонущие предметы Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку :тонет ,плавает . Познание :развитие у детей познавательного интереса к окружающим нас предметам ,их свойствам .
Коммуникация: воспитывать умение слышать и слушать воспитателя. Активизация словаря железный, пластмассовый,
каменный. Умеют классифицировать предметы по признакам : тонет, плавает. Используют в речи признаки предметов: резиновый, железный пластмассовый.
  №3 Плавающее перо Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды, формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека Познание: развивать наблюдательность, умение   сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы. Умеют сравнивать, обобщать; проявляют интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
№4 Мех. Зачем зайчику другая шуба Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Познание: продолжать закреплять знания об окружающей нас природе; формировать представление о жизни диких животных зимой. Коммуникация: формировать умение говорить грамматически правильно.
  Умеют отвечать на поставленный воспитателем вопрос.
Проявляют интерес к окружающей нас природе.
 
 
 
 
 
 
Декабрь №1 Песок. глина. Учить выделять свойства песка и глины ( сыпучесть, рыхлость); выявит прочему песок и глина по- разному впитывают воду. Познание: развитие любознательности, расширение представлений о свойствах песка, глины. Коммуникация: формировать умение участвовать в диалогической речи, активизировать словарь за счет свойств песка и глины. Умеют называть свойства песка и глины. Отвечают на поставленные воспитателем вопросы.
№2 Волшебная рукавичка Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.(магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри) Познание: формировать у детей познавательные интересы. Развивать любознательность, мышление, активность.
Коммуникация: активизация словаря, развивать логическое мышление, делать умозаключения. Проявляют любознательность и интерес к исследовательской деятельности.
№3 Метал Узнавать предметы из метала, определять его качественные характеристики(структура поверхности, тонущий, прозрачность; свойства: хрупкость, теплопроводность) Познание: способствовать развитию познавательного интереса в процессе практической деятельности.
Коммуникация: учить описывать предмет, грамматически правильно строить предложения, активизация словаря. Владеет умением описывать предмет, называет характерные признаки соответствующие металлу.
№4 Действие магнита на предмет Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо. Познание: формировать знания о свойствах магнита, развивать интерес и любознательность.
Коммуникация: учить делиться впечатлениями от проведения опытов и экспериментов; учить правильно, строить грамматические предложения. Владеет навыком самостоятельного обследования предметов, называют свойства материалов.
Январь
  №1 Как снег становиться водой. Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. Талая вода – в ней мусор. Снег грязный. В рот брать нельзя. Познание: развивать познавательные интересы через опытно –экспериментальную деятельность.
  Умеют делать выводы и заключения.
№2 «Льдинка и снежинка» Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа. Познание: путем практического исследования побуждать детей делать выводы.
Коммуникация: развивать память, мышление, внимание, воображение. Рассказывать о свойствах воды. Умеют называть сходство и различия снега и льда. Делают выводы и умозаключения.
№3
  Вода, лед, снег. Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия. Познание: формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности.
Коммуникация: Проявляют интерес к познавательно     исследовательской деятельности. Называют свойства льда ,снега воды.
Февраль
 
  №1 Волшебная кисточка Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски. Художественное творчество. Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности.
Коммуникация: Умеют подбирать цвета, путем смешивания красок.
№2 С водой и без воды Помочь выделить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений   (вода, свет, тепло) Познание: выявить необходимые условия для роста растения, формировать умение делать элементарные умозаключения о взаимосвязях. Умеют называть факторы внешней среды, влияющие на рост и развитие растений.
№3 Путешествие в мир стеклянных вещей Познакомить детей со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Активизировать познавательную деятельность вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закреплять умение классифицировать материал из которого делают предметы.    Познание: Знать и называть свойства стекла, формировать интерес к познавательно исследовательской деятельности. Коммуникация: учить строить предложения грамматически правильно. Умеют называть свойства стеклянных предметов. строят предложения грамматически правильно.
№4 Как достают скрепку из воды. Помочь определить какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе Познание: формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Коммуникация: учить называть свойства магнита, развивать речевую активность детей Владеет навыками исследовательской деятельности, называет свойства магнита.
Март №1 Почему растаяла Снегурочка Расширять представления детей о свойствах воды? снега, льда. Учить устанавливать элементарные   причи нно -следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду ,на морозе замерзает и превращается в лед. Познание :формировать умение делать выводы и заключения в ходе экспериментирования.
Коммуникация: Учить выражать свои мысли и заключения, выражая словами в предложении. Умеет с интересом относиться к исследованиям и к проведению экспериментов .Выражают свои мысли и делают выводы.
№2 Освобождение бусинок из ледяного плена .Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда- тает в тепле, развивать мышление при выборе способа действия Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми Познание :продолжать знакомить детей со свойствами льда. Коммуникация :развивать речевую активность детей, учить диалогической речи. Умеют делать выводы в ходе проведения опытов, экспериментов ,называют свойства льда.
№3 Теплая капелька Познакомить со способом получения теплой воды ,развивать умение детей планировать свою деятельность .делать выводы .Воспитывать аккуратность при работе с водой . Познание: Учить видеть детей разное состояние воды (теплое, холодное). Учить делать умозаключение. Коммуникация: расширять словарь за счет прилагательных   ,обозначающих свойства воды . Умеют называть состояние воды, используя в речи имена   прилагательные, согласовывая их с именами существительными
№4 Стекло ,его качества и свойства Узнавать предметы, сделанные из стекла ,определять его качества (структура поверхности :толщина. прозрачность и свойства : хрупкость) Познание : знать свойства прозрачность ,хрупкость , толщина.
Коммуникация: расширять словарь детей за счет слов характеризующих свойства стекла Умеют выделять предметы, сделанные из стекла, среди множества других предметов . Умеют согласовывать существительные с прилагательными.
Апрель №1 Чудеса растений Дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений ( черенками) закреплять навыки ухода за комнатными растениями. Познание : развивать любознательность, познавательные способности; воспитывать любовь к природе.
Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных (растение, корень, стебель, листья, цветы) Дети знают, что растения можно сажать с помощью черенков с корнями и без корней.
№2 Нужен ли корешкам воздух Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми мастями. Познание : продолжать знакомить с комнатными растениями, со способами ухаживания за ними.
Коммуникация: расширять словарь за счет глаголов: сажать, поливать, ухаживать, вянуть, цвести.Называют комнатные растения.
 
№3 Почва( песок, глина камни) Расширять представления детей о свойствах почвы. Дать элементарные понятия о песке, глине, камнях. Познание : знакомить детей с предметами неживой природы
Коммуникация: расширять словарный запас за счет называния свойств песка глины камней. Проявляют интерес к познанию и окружающей нас природе.
№4 «Солнечные зайчики» Формировать представления о свойствах солнечных лучей Познание : Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).
Коммуникация: активизировать словарь детей, учить говорить детей грамматически правильно. Может описать погодные явления. Называть свойства солнечных лучей.
Май №1 Зачем растения вертятся Показать детям, что для роста растениям необходим свет. Познание : дать понятие о том, что растения – живые организмы и не могут жить без солнечного света и воды, формировать интерес к миру растений.
Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных – названиями комнатных растений. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Умеют делать выводы, что для роста растений нуден свет, что растения тянуться к свету. Умеют называть комнатные растения.
№2 «Растениям – теплую водичку» Дать детям понятие о влиянии тепла и холода на рост растений. Познание : сформировать у детей интерес к исследовательской деятельности, развивать любознательность, наблюдательность.
Коммуникация: развивать диалогическую речь, пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Умеют ухаживать за растениями на грядке.
№3 Передача солнечного зайчика Показать на примере солнечного зайчика, как можно многократно отразить свет и изображения предмета. Познание : называть свойства солнечных лучей.
Коммуникация: учить детей делиться впечатлениями от наблюдений. Умеют делать самостоятельно умозаключения и делиться впечатлениями.
№4 В мире пластмассы Знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы - гладкая, легкая, цветная. Познание : учить различать предметы из пластмассы называть его свойства. Развивать любознательность и интерес к исследуемым предметам.
Коммуникация: пополнять словарь детей за счет свойств пластмассы (гладкая, легкая, цветная). Умеют выделять предметы, сделанные из пластмассы, среди множества других предметов. Используют в своей речи прилагательные описывающие свойства пластмассы.
 
Список литературы:
1. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
2. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.
3. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.
4. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.
5. Перспективное планирование по программе « От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.
6. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.
7. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
8. “Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко.