Взаимодействие с семьей в условиях дополнительного образования. Из опыта работы

Взаимодействие с семьей
в учреждениях дополнительного образования:
из опыта работы объединения «Английский язык»
МАОУ ДО «Центр образования и профессиональной ориентации» г.Заречный.
Автор: Пачковская О.В.,
методист, педагог доп. обр.
Семья является важным социальным институтом общества, микрогруппой, которая определяет развитие ребёнка и, в конечном счёте, развитие общества. Опыт взаимоотношений, который ребёнок получает в семье, является его первым опытом взаимоотношений с окружающим миром. Этот опыт влияет, а иногда оказывает решающее воздействие, на формирование модели поведения с другими людьми.
Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов.
Работе с родителями в «Центре образования» г. Заречного уделяется большое внимание. Во-первых, семья выступает в роли субъекта воспитательного процесса, влияя на формирование личности ребёнка, его образовательных потребностей, во-вторых, в роли социального заказчика образовательных услуг, определяющего цель деятельности учреждения и педагогов. В учреждении выстроена система взаимодействия с родителями: проведение общих родительских собраний, концертов, открытых занятий, мастер-классов, различных досуговых мероприятий.
Особенностью учреждений дополнительного образования является свободное творческое развитие личности ребенка на основе свободы выбора занятия. Спецификой учреждений дополнительного образования является:
добровольность;
краткосрочность программ дополнительного образования;
отсутствие образовательных стандартов.
В связи с этими особенностями дополнительного образования возникает ряд проблем: родители относятся к дополнительному образованию как не обязательному, не посещают родительские собрания в объединении, лектории за редким исключением. Приходится искать новые более эффективные методы работы с семьей.
Хотелось бы поделиться своим опытом работы.
     Взаимодействие с семьей в объединении «Английский язык» осуществляется через:
разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей (досуговые, экскурсионные, концертные и др.);
дни открытых дверей в объединении;
проведение родительских собраний;
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс через участие их в занятиях, в подготовке и проведении экскурсий, досуговых мероприятий, семейных праздников;
индивидуальные консультаций;
постоянное оформление информационного уголка с полезными советами.
Из своего опыта я поняла, что такой вид работы,  как родительский лекторий, явно себя изжил. Не хотят родители слушать, ни про педагогику, ни про психологию, главное, что нужно современному родителю – это сведения конкретно о его ребенке.
Родительские собрания - наиболее распространенная, но не очень эффективная форма работы с родителями. В своем объединении я провожу родительские собрания всего лишь 2 раза в год: в начале учебного года и в конце, когда необходимо решить основные организационные моменты. Как часто нам приходилось слышать от родителей воспитанников: «Устала так за весь день, ноги не держат, а тут еще ». Думаю, комментарии здесь излишние.
Не хочу обвинять всех, есть и добросовестные родители, регулярно посещающие родительские собрания, предлагающие помощь,  но таких год от года,  все меньше и меньше. Со своей стороны, пыталась сделать многое: передвигала родительские собрания  и по дням недели (по просьбе), и по времени, использовала субботу, чтобы все успевали после работы. Старалась всегда начинать с позитива и им же заканчивать. Всегда готовилась, чтобы собрание было насыщенным и интересным, а для этого каждый год в сентябре делала анкетирование, чтобы выяснить какие темы интересуют родителей больше всего. И вот, что удивительно,  темы всегда выбирались  из списка, а вот графа,  «какую тему вы бы хотели предложить сами»,  в 99% оставалась пустой. 
В подготовке и проведении родительских собраний, а также открытых занятий надо учесть следующие моменты:
1. За 2-3 недели до собрания или открытого занятия объявить учащимся. Такой срок позволит родителям спланировать своё время в день проведения собрания или занятия и создаст психологический настрой на посещение.
2. К проведению собрания, занятия, привлечь работников учреждения - администрацию, родительский актив объединения, детей. К собранию можно приготовить выставку рефератов, газет, грамот, дипломов и т.д.
3. Выступление педагога на собрании должно быть хорошо подготовленным, эмоциональным, доброжелательным.
4. На родительских собраниях следует благодарить родителей, кто оказывает помощь учреждению, вашему объединению, за воспитание детей. Это могут быть: устная благодарность, благодарственное письмо, грамота.
Более тесный контакт между родителями учащихся и педагогом достигается в индивидуальной беседе. Индивидуальные консультации и беседы пользуются наибольшим спросом у родителей. Тем более, что сейчас в работе с учащимися, все больше внимания уделяют индивидуальному подходу. Их можно проводить в форме интерактивного родительского  собрания. Для этого выделить  постоянное время и место на своем сайте или создать виртуальный кабинет, или просто использовать социальные сайты популярные в последнее время, куда каждый родитель будет заходить и общаться с вами через Интернет. Это одна из самых удобных и эффективных форм работы в нашем объединении в последнее время. Правда,  далеко не все родители владеют компьютерной грамотностью. Поэтому наряду с Интернетом я продолжаю также широко практиковать индивидуальные беседы. Родители всегда имеют возможность прийти и побеседовать с глазу на глаз конкретно о своем ребенке. При индивидуальных встречах педагог должен познакомить с требованиями для занятий, с методами обучения специальным навыкам по направлениям деятельности, о знаниях и их контроле.
Индивидуальные беседы позволяют лучше узнать особенности и привычки ребенка, помогает дифференцировать методы обучения и общения детей. Этот метод взаимодействия с семьей наиболее комфортен для родителей, они сами могут выбрать время и дату встречи, обсудить и получить рекомендации относительно конкретно их ребенка.
Также одной из наиболее популярных форм взаимодействия с родителями являются разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей. Активные формы работы с родителями дают возможность педагогу познакомиться с детско-родительскими отношениями в семье, создать условия для формирования партнёрских отношений между родителями и детьми. Родители охотно посещают мероприятия с детьми, а педагог имеет дополнительную возможность пообщаться с родителями.
Участвуя в мероприятиях, родители получают возможность приобщиться к деятельности детского коллектива, повысить свою заинтересованность жизнью и делами детей, осознать и признать ценность ребёнка, уважать его право быть таким, какой он есть.
В свою очередь, участие детей обеспечивает повышение мотивации к интеллектуальной деятельности, создание комфортной психологической среды, повышает престиж семьи в глазах ребёнка.
Безусловно, работе с семьей воспитанников следует уделять большое внимание. В последнее время каждый из нас сталкивается с трудностями во взаимодействии с родителями, но все же не стоит опускать руки, а продолжать искать новые формы и методы работы с семьей и думаю, что тогда все получится. Ведь только при совместных усилиях семьи и педагога возможно успешное решение задач воспитания подрастающего поколения.